Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 16:21, курсовая работа
ель данной работы состоит в том, чтобы выяснить сущность и содержание стратегического управления; что такое стратегия фирмы и как она вырабатывается; рассмотреть концепции и основные этапы стратегического менеджмента, а также дать рекомендации по оптимизации стратегического управления для достижения предприятием максимальных результатов при постановке определенных задач развития своего предприятия на основе исторического анализа.
В соответствии с поставленной целью основными задачами данной работы являются:
- определить понятие стратегического менеджмента и обозначить его место в системе современных наук;
- выявить основные формы и направления развития стратегического менеджмента на современном этапе;
- выявить основные исторические причины, которые обусловили необходимость появления стратегического менеджмента
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава I. Становление стратегического менеджмента как самостоятельной управленческой практики………………………………………………………………...5
1.1. Понятие, особенности и принципы стратегического менеджмента………..5
1.2. Концепции стратегического менеджмента организации………………….9
1.3. Основные этапы развития стратегического управления………………… 16
Глава II. Стратегический менеджмент в условиях современной конкурентной борьбы……………………………………………………………………………………20
2.1. Современные конкурентные стратегии организации……………………..20
2.2. Перспективы развития стратегического менеджмента в современной организации……………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………..33
Список использованной литературы……………………………………………35
9. Интенсивная реклама. Некоторые претенденты атакуют лидера, увеличивая свои расходы на рекламу. Однако повышенные расходы на рекламу оправданы только в тех случаях, когда претендент производит действительно конкурентоспособный продукт или его реклама превосходит рекламные обращения лидера рынка.
3) К стратегии последователей относятся компании, которые стремятся сохранить свою долю на рынке и обойти все «подводные камни», при этом подражая конкретной «чужой» стратегии. Однако последователи тоже могут придерживаться стратегий, направленных на поддержание и увеличение сегмента рынка.
Выделяют 4 стратегии последователей:
1. Подражатель. Дублирует продукт лидера и упаковку, реализуя товар на черном рынке или сомнительным посредникам.
2. Двойник. Копирует продукцию, вплоть до чуть-чуть измененного марочного названия.
3. Имитатор. Что-то копирует у лидера, но сохраняет различия в упаковке, рекламе, ценах и т.п. Его политика не волнует лидера до тех пор, пока имитатор не предпринимает агрессивных атак, более того, имитатор помогает лидеру избежать полной монополии в отрасли.
4. Приспособленец. Обычно видоизменяет или улучшает продукцию лидера. Он начинает с каких-то других рынков, чтобы избежать прямого столкновения с лидером, очень часто приспособленец становится претендентом. Этот путь прошли многие японские компании.
Компания, облюбовавшая определенную
нишу, добивается существенного увеличения
добавленной стоимости и
Ключевая идея ниши — специализация. Компании, которые оперируют в нишах, выбирают одну из следующих ролей:
Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидировать, а в остальных быть «на вторых ролях».
2.2. Перспективы развития стратегического менеджмента в современной организации.
Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития - это не бизнес, а набор активов, отягощенных обязательствами. Стратегия развития предприятия определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне. Стратегическое планирование - это выработка стратегии с помощью комплекса формализованных процедур, которые направлены на построение как модели будущего компании, так и программы перехода из текущего состояния к этой модели.
Весь комплекс работ по разработке и внедрению стратегии развития компании можно условно разбить на следующие крупные блоки (этапы):
1) анализ инвестиционной привлекательности отрасли;
2) разработка сценарного прогноза развития отрасли;
3) прогноз изменения конъюнктуры
спроса и предложения на
4) финансовая оценка
Одним из основных результатов проектов по стратегическому планированию является разработка стратегии развития компании. Стержнем разрабатываемой стратегии является комплекс мер (программ), ориентированных на максимальное использование ключевых конкурентных преимуществ компании, выявленных на этапе стратегической диагностики. Составной частью стратегии являются кратко -, средне - и долгосрочные цели и задачи компании, а также обоснование объемов, структуры и источников финансовых ресурсов, требуемых для их реализации. Формированию стратегии предшествует финансовая оценка стратегических альтернатив.
На основе долгосрочной стратегии
разрабатываются предложения по
оптимизации системы управления
портфелем выпускаемой
Реализация стратегии
обусловливает необходимость
В этой связи рассмотрим некоторые рекомендации руководителю по становлению и развитию стратегического менеджмента в организации:
1.Необходимо заручиться
согласием и реальной
2. Создать отдел (подразделение) стратегического развития.
3.Поставить стратегические
позиции как профессиональную
деятельность в необходимых
4.В деятельность по
разработке и развитию
5. Практиковать метод
группового «мозгового штурма»
в качестве основного метода
достижения значимых
6. Внедрить «стратегические уединения», создать особую эффективную систему коллективной работы на каждом уединении.
7. Поставить в системе
менеджмента организации
8. Создать в организации
систему/культуру «
9.Организовать взаимодействие с внешними консультантами по стратегическим проблемам.
10.Подчинить подсистемы
стратегического менеджмента
11.Развивать стратегический менеджмент организации по спирали "Менеджмент-Обучение".
Следует отметить, что основным фактором успешности проводимых изменений в компании является желание руководство компании осуществить данные изменение. Желание должно быть реальным, а не декларируемым. Критерием наличия желания является понимание руководства компании того, что на эту деятельность нужно будет выделять ресурсы, в том числе и свои личные временные ресурсы.
Если компания ориентируется на стратегическое управление персоналом, следовательно, она должна решить, какие полномочия и свободу в принятии решений следует предоставить менеджерам каждого подразделения, особенно руководителям дочерних предприятий и функциональных отделов.
Делегирование значительных полномочий подчиненным менеджерам и работникам ведет к созданию горизонтальной организационной структуры с меньшим числом управленческих ступеней. Консультанты ведущей мировой консалтинговой компании в области стратегического развития так определяют принципы горизонтальной организационной структуры:
1. Организация строится вокруг процесса, а не задания.
2. Иерархия становится более плоской.
3.Команды используются
для управления всей
4. Потребители являются
двигателем производственной
5. Вознаграждаются результаты командной деятельности.
6.До максимума расширяются контакты с поставщиками и потребителями.
7. Все работники
должны быть полностью
Перечисленные принципы хотя и применяются для построения реальных организаций, однако весьма ограниченно и лишь в ведущих транснациональных компаниях.
По данным ведущей российской консалтинговой компании ЮНИКОН, в российской экономике данные принципы практически не применяются, либо полностью искажаются и не дают положительного результата. При этом опыт ЮНИКОН в области реструктуризации крупнейших предприятий России и в целом стран СНГ показывает, что в последние 3-4 года многие изменения в организациях имели место в виде:
а) комплексного управления качеством;
б) реинжиниринга;
в) перестройки бизнес-процессов.
В целом, однако, общим направлением развития менеджмента в России в начале XXI века является переход к более плоским структурам, в которых управление по горизонтали становится важнее традиционного управления сверху вниз, характерного для громоздкой иерархии. Со многими искажениями, оговорками и условностями преобразования все-таки происходят, что приводит к глубоким изменениям во всех аспектах жизни корпораций. Зарождаются элементы нового, стратегического управления персоналом в условиях меняющейся организационной культуры предприятий.
В частности, в децентрализованной
горизонтальной структуре менеджеры
и работники предприятий не пытаются
найти ответ у высшего
Для развития стратегического
управления персоналом менеджеры должны
избегать организационных построений,
при которых стратегически
Руководители, заинтересованные в развитии стратегического управления персоналом, должны успешно использовать удачный зарубежный опыт, в частности, таких фирм как LOTUS (программное обеспечение), HONDA (малые двигатели), которые часто реорганизуют бригады высокоталантливых людей, ориентируя их на выполнение специальных проектов. Мобилизуя внутренний интеллектуальный потенциал, зарубежные компании обычно добиваются благодаря умелому отбору, подготовке, мощному культурному влиянию (в условиях эффективной организационной культуры их предприятий), сотрудничеству, мотивации, наделению полномочиями, привлекательным стимулам, организационной гибкости и хорошей базе данных.
Таким образом, применение конкретных рекомендаций по развитию стратегического менеджмента, рассмотренных в работе, поможет российским организациям осуществить эффективное реформирование в условиях кризиса и глобализации.
Заключение.
Стратегический
менеджмент - обоснование и выбор
перспективных целей развития предприятия
и повышения его
Стратегический менеджмент обычно рассматривается как совокупность пяти взаимосвязанных процессов: анализ среды (внешней и внутренней), определение миссии и целей, анализ и выбор стратегии, реализация стратегии, оценка и контроль выполнения стратегии.
Чрезвычайно быстрые изменения
деловой среды российских предприятий,
связанные с развитием
Изучение сущности и содержания стратегического менеджмента на предприятия показало, что стратегия является основным условием устойчивого развития и сохранения конкурентоспособности фирмы в долгосрочной перспективе.