IV этап, с начала
1980-х гг. по настоящее время, - управление
на основе гибких экстренных решений (стратегическое
управление), когда многие важные задачи
возникают настолько стремительно, что
их невозможно сразу предусмотреть. Отличительные
черты такой системы управления:
- акцент на внедрение стратегических решений и интеграцию управленческих действий;
- децентрализация и демократизация управления;
- рост значимости интуиции и усиление качественного подхода в оценках;
- рассмотрение предприятия как субъекта активного воздействия на среду;
- использование стратегии в качестве основного инструмента управления развитием предприятия.
Третий этап
развития управления иначе называют
стратегическим планированием, а четвертый
– стратегическим управлением в
реальном масштабе времени. Отличие
стратегического планирования от долгосрочного
планирования заключается в разной
трактовке будущего. Исходя из долгосрочного
планирования, будущее определяется на
основе экстраполяции прошлых тенденций.
В системе стратегического планирования
не считается, что будущее можно изучить
с помощью экстраполяции.
Кроме того,
в стратегическом планировании по сравнению
с долгосрочным пространство деятельности
фирмы становится более объемным,
оно включает в себя как основные
элементы внутренней среды экономической
организации, так и внешние аспекты:
социальные и политические факторы,
вкусы и потребности покупателей,
действия конкурентов и т.д. Кроме
того, долгосрочные цели фирмы в
стратегическом планировании перестают
быть простым отражением условий
текущей деятельности, а оказываются
результатом анализа изменений
о внешней и внутренней среде
фирмы. Отличием стратегического планирования
от долгосрочного также является
его вариативность, т.е. разработка
альтернативных версий развития будущего
фирмы.
Сочетание последних
двух видов управления все чаще используется
на предприятиях. Стратегическое планирование
заменяет собой долгосрочное планирование
и является периодическим управлением.
Управление в реальном масштабе времени
призвано помочь руководителям предприятий
грамотно реагировать на неожиданные
безотлагательные изменения во внешней
и внутренней среде организации.
В данной ситуации,
исключительно важным стало использование
гибкого управления, которое обеспечило
бы адаптацию предприятия к быстро
меняющейся окружающей среде. Своевременное
реагирование на возникавшие изменения
достигалось посредством стратегического
управления предприятия.
Ведущей идеей,
отражающей сущность перехода от оперативного
управления к стратегическому, явилась
идея переноса центра внимания высшего
руководства на окружение для
того, чтобы соответствующим образом
своевременно реагировать на изменения.
Таким образом,
сменяющие друг друга системы
управления ориентированы на растущий
уровень нестабильности среды и
все меньшую предсказуемость
будущего. Возникновение и практическое
использование приемов стратегического
управления можно рассматривать как реакцию
на усложнение управленческих задач.
ГЛАВА II.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ В УСЛОВИЯХ
СОВРЕМЕННОЙ КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЫ.
2.1. Современные
конкурентные стратегии организации.
Конкурентная стратегия
- это стремление компании занять конкурентную
рыночную позицию в отрасли - то есть
на главной арене, где сражаются
соперники. Конкурентная стратегия
направлена на то, чтобы добиться устойчивой
и выгодной позиции, позволяющей
компании противостоять напору тех
сил, которые определяют конкурентную
борьбу в отрасли путем укрепления
конкурентных преимуществ перед
соперниками на рынке.
Как
выбрать стратегию? Прибыльность отрасли
- один из важных факторов, определяющих
выбор конкурентной стратегии. Второй
центральной проблемой в выборе конкурентной
стратегии является позиционирование
компании в рамках той или иной отрасли.
В зависимости от ее позиционирования
по отношению к другим участникам рынка
ее доходы будут выше или ниже среднего
уровня в отрасли. Компания, занявшая благоприятную
позицию, будет получать высокую прибыль,
даже если отраслевая структура окажется
неблагоприятной, а средние показатели
прибыльности в силу этого обстоятельства
будут невысоки. Основой эффективной деятельности
компании в долгосрочной перспективе
является устойчивое конкурентное преимущество.
Филипп Котлер
выделил четыре вида конкурентных стратегий,
исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:
- Стратегии лидера. Фирма-лидер - это фирма, которая занимает большую часть доли рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. При расширении рынка, как правило, победу одерживает лидер. Реализовать эту стратегию он может следующими способами:
- Привлечение новых покупателей.
- Новые способы применения продукта.
- Увеличение интенсивности использования продукта. Это попытка убедить потребителей увеличить интенсивность пользования продукцией фирмы.
Подобная
стратегия обычно выбирается на начальных
стадиях жизненного цикла товара,
пока спрос еще расширяем, а давление
конкурентов, при наличии большого
потенциала роста, еще не велико.
Оборонительная
стратегия призвана защитить свою долю
рынка, противодействуя наиболее опасным
конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором,
которую, после того как она открыла новый
рынок, атакуют конкуренты-имитаторы.
В настоящее время принято считать, что
доминирующая компания имеет возможность
использовать шесть оборонительных стратегий:
1. Позиционная
оборона. Направлена на создание
труднопреодолимых барьеров вокруг
своей текущей позиции; в чистом
виде редко приводит к успеху,
так как должна сопровождаться
изменением производственно-сбытовой
политики и приспособлением к
изменениям внешней среды. Лучшим
методом обороны является непрерывное
обновление выпускаемых продуктов.
2. Фланговая
оборона. Направлена на защиту
наиболее уязвимых мест в позиции
организации на рынке, куда
в первую очередь могут направить
свои атаки конкуренты.
3. Упреждающая
оборона. Основана на предвосхищающих
действиях, делающих потенциальную
атаку конкурентов невозможной
или существенно ослабляющих
ее, например, предвидя появление
на рынке нового конкурента, можно
снизить цену на свою продукцию.
Упреждающая оборона нередко
носит чисто психологический
характер, когда лидер рынка предостерегает
конкурентов от необдуманных
атак.
4. Контратака.
Используется лидером, если не
дали эффекта упреждающая и
фланговая оборонительные стратегии.
Лидер может сделать паузу,
чтобы увидеть слабые места
атакующего конкурента, после чего
ударить наверняка. Наиболее эффективной
зарекомендовала себя стратегия,
заключающаяся в обороне, разведке
образующихся в рядах наступающих
брешей, сосредоточении сил и
решающем наступлении.
5. Мобильная оборона.
Направлена на распространение
своей деятельности на новые
рынки с целью создания плацдарма
для будущих оборонительных и
наступательных действий. Путем
расширения рынка организация
перемещает фокус своих действий
с текущего продукта к более
полному пониманию глубинных
запросов потребителей, затрагивающих
весь спектр технологических
и иных возможностей организации.
6) Сжимающаяся оборона. Основана
на «сдаче» ослабленных рыночных территорий
конкурентам при одновременной концентрации
ресурсов на более значительных и сильных;
позволяет экономить ресурсы, рационально
использовать средства, отпущенные на
маркетинговые действия.
Лидеры рынка имеют
возможность увеличить прибыль,
расширив принадлежащую им долю рынка.
Один процент многих рынков оценивается
в десятки миллионов долларов.
Поскольку издержки расширения рынка
могут значительно превысить
получаемый доход, компания должна тщательно
проанализировать действие следующих
факторов:
- Возможный конфликт с антимонопольным законодательством. Расширение доли рынка доминирующей компании обычно сопровождается заявлениями конкурентов о “монополизации” рынка. Увеличение степени риска снижает привлекательность расширения доли рынка.
- Экономические издержки. Известно, что прибыльность компании при достижении ею определенной доли рынка может снижаться. Компания, владеющая 60 % рынка, должна осознавать, что некоторые потребители в принципе негативно относятся к любой монополии, другие — лояльны по отношению к конкурирующим поставщикам, третьи имеют специфические нужды, четвертые предпочитают иметь дело с небольшими компаниями. Высокая доля рынка ведет к увеличению прибыли в тех случаях, когда снижаются издержки компании на единицу продукции, когда она предлагает продукт исключительно высокого качества, устанавливая соответствующую надбавку к цене.
Обнаружилось, что компании,
которые владеют высокой долей
рынка, превосходят своих конкурентов
в трех областях: в разработке новой
продукции, относительном качестве
товаров и маркетинговых расходах.
2) Претенденты на лидерство
- это агрессивно атакующая лидера и других
конкурентов по фронту фирма, использующая
все возможные и невозможные стратегии
и атаки. Претендент может вести ценовую
войну, снижать издержки производства,
а, следовательно, и цены, производить
престижные или необычные товары, расширять
ассортимент продукции, разрабатывать
новые продукты, совершенствовать каналы
распределения, повышать уровень услуг
или разворачивать блистательную рекламную
кампанию. Для начала претендент должен
определить цели стратегии (многие фирмы
своей долговременной целью ставят расширение
доли рынка) и объект атаки:
- Наступление на позиции лидера. Это достаточно рискованная стратегия, но и потенциально самая эффективная. Наилучший объект атаки - это крупный сегмент рынка, на который лидер направляет мало усилий, либо потребители недовольны качеством его продукта или предоставляемых услуг. В первую очередь надо провести исследование нужд потребителей и степень их удовлетворенности.
- Атака на близкие по размерам фирмы - конкуренты, которые не в состоянии справиться с удовлетворением потребностей покупателей, имеют тяжелое финансовое положение, их продукция не пользуется спросом, в связи с низким качеством или/высокими ценами.
- Атака на небольшие местные и региональные фирмы, которые имеют сложное финансовое положение и не справляются с удовлетворение потребностей потребителей.
Компания определилась с
целями и с объектом атаки. Дальше
необходимо выбрать одну из пяти наступательных
стратегий.
- Фронтальное наступление. Это концентрированный удар по основным силам конкурента: его продукту, ценам и его рекламу. Разумно использовать эту стратегию, когда у фирмы больше человеческих и денежных ресурсов как минимум в три раза, чем у объекта атаки. Одним из видов такого наступления является ценовая война, но снижение цены на продукт эффективно в случаях: если лидер рынка не предпринимает ответных шагов; если вам удается убедить рынок, что ваш продукт не уступает по качеству товарам лидера, но продается по более низкой цене.
- Фланговое наступление. Представляет собой настоящее маркетинговое чутье, обычно его применяют компании с ограниченными ресурсами. Представляет нападение на самые уязвимые места конкурента. Фланговая стратегия — это умение идентифицировать и заполнять разрывы между спросом и предложением. В отличие от жесткой конкуренции компаний, конкурирующих на одном и том же рынке, эффективная фланговая атака позволяет полнее удовлетворить нужды потребителей.
- Попытка окружения. Подразумевает наступательные действия на противника сразу в нескольких направлениях: и по фронту, и с фланга, и с тыла, когда атакующая сторона предлагает рынку все то же самое, что и ее конкурент, только в чем-то её товар немного лучше, так чтобы потребитель не смог отказаться от предложения.
- Обходной маневр. Предполагает нападение на наиболее доступные рынки, что расширяет ресурсный потенциал компании. При достижении определенного уровня развития, компания атакует и переносит линию фронта на свою территорию, где обладает несомненным преимуществом.
- Партизанская война. Заключается в небольших, но множественных атаках конкурентов со всех сторон: селективные снижения цен, интенсивные блиц кампании по продвижению товаров или, как исключение, юридические акции. Ошибочным является мнение о том, что партизанская война — это стратегическая альтернатива для ограниченных в ресурсах компаний.
Рассмотренные ранее стратегии
позволяют определить общее направление
действий компании. Компания, претендующая
на роль лидера, должна преобразовать
общую стратегию в набор конкретных действий
по расширению доли рынка.
- Стратегия скидок. Компания, претендующая на роль лидера рынка, может установить низкие, в сравнении с ценами на аналогичную продукцию лидера, цены. Данный прием — основа стратегии таких сетей розничной торговли. Эффективная стратегия скидок предполагает соблюдение трех условий: компания убеждает покупателей, что ее продукция и услуги не уступают по качеству товарам и услугам лидера; покупатели чувствительны к разнице в ценах и не испытывают дискомфорта при смене поставщика; лидер рынка удерживает цены на прежнем уровне, не реагируя на атаку конкурента.
- Стратегия более дешевых товаров. Претендент на лидерство имеет возможность предложить продукцию среднего или низкого качества по гораздо более низкой цене. Применение данной стратегии целесообразно в случае, когда существенный сегмент покупателей заинтересован только в цене. Компании, использующие эту стратегию, вероятно, подвергнутся атаке фирм, продукция которых еще дешевле.
- Стратегия престижных товаров. Претендент на лидерство предлагает продукцию более высокого качества по более высокой цене, чем лидер рынка. Через некоторое время компания, пользуясь высокой репутацией своей торговой марки, расширяет производство за счет более дешевой продукции.
- Стратегия расширения ассортимента продукции. Претендент на лидерство атакует лидера, предоставляя покупателям широкий выбор продуктов.
- Стратегия инноваций. Претендент должен постоянно тревожить лидера, предлагая рынку новые виды продукции.
- Стратегия повышения уровня обслуживания. Претендент предлагает клиентам новые или более качественные услуги.
- Стратегия инноваций в распределении. Претендент должен создавать новые каналы распределения продукции. (Компании Avon удалось укрепить позиции на рынке благодаря тому, что она развивала продажи с помощью сетевого маркетинга, не отвлекаясь на сражения с конкурентами за лидерство на полках универмагов).
- Стратегия снижения издержек производства. Претендент должен стремиться к снижению издержек производства, увеличивая эффективность закупок, снижая затраты на рабочую силу и/или используя современное производственное оборудование, что позволяет проводить более агрессивную ценовую политику.