Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 09:29, контрольная работа
Понятие «научная организация труда» возникло как противовес рутинным, примитивным, неквалифицированным решениям в области организации. Поэтому термин НОТ полностью оправдан, а организация труда может быть и научной, и ненаучной.
Проблемы организации труда имеют теоретический и прикладной аспекты.
1. Особенности научной организации труда……………………………………3
2. Понятие организации обслуживания рабочего места…...………………… 11
3. Список использованной литературы.
Частные принципы применяются к отдельным элементам организации труда. Среди них:
- Принципы разделения
и кооперации труда:
- Принципы организации
рабочих мест: полное и комплексное
оснащение и рациональная
- Принципы организации
обслуживания рабочих мест: плановость,
предупредительность,
- Принципы установления
рациональных приемов и
- Принципы создания
условий труда: минимизация
- Принципы подбора,
подготовки и повышения
- Принципы поддержания
высокой дисциплины труда:
Общие принципы организации коллективного труда в подразделениях: введение коллективного труда на основе организационных проектов, закрепление за первичным трудовым коллективом производственной площади и оборудования, определение функций, обязанностей и прав коллектива подразделения, материальная и моральная ответственность за результаты труда и др.
Частные принципы организации коллективного труда в подразделениях:
- принципы формирования бригад: добровольность вхождения в бригаду, учет мнения членов бригады при решении вопросов жизнедеятельности бригады и др.
- принципы разделения
и кооперации труда: полная
или частичная
- принципы планирования
работы: планирование тех показателей,
за которые работники
- принципы оплаты
труда: оплата за конечный
Приведенный
далеко не полный перечень принципов организации
труда говорит о том, что принципов достаточно
много. Некоторые принципы могут носить
отраслевой характер, т.е. быть характерными
для какой-либо отдельной отрасли или
для какого-то определенного вида деятельности.
Понятие организации обслуживания рабочих мест и виды обслуживания.
Одним из элементов организации труда, наряду с организацией рабочих мест, является организация их обслуживания.
Обслуживание рабочих мест – это задача техническая. К организации труда относится не обслуживание рабочих мест, а организация их обслуживания. Этот нюанс имеет принципиальное значение.
Организация
рабочего места – это формирование
производственной среды для работника,
его вещественное окружение. Организация
же обслуживания рабочего места связана
с установлением системы
Организация обслуживания рабочего места близка по характеру к кооперации труда. И здесь и там имеет место взаимодействие между рабочими местами. Различие между ни ми состоит в том, что пери кооперации взаимодействуют работники, технологически связанные выполнением определенной работы. При обслуживании рабочего места такой прямой связи нет. Здесь вспомогательные службы помогают работникам выполнять свои производственные функции независимо от того, в каком технологическом процессе работники заняты.
Для того, чтобы лучше уяснить особенности такого взаимодействия, необходимо рассмотреть виды или функции обслуживания рабочих мест и их структуру. Структура обслуживания образуется из:
- обслуживания средств труда, - предполагает ремонт и межремонтное обслуживание основного и вспомогательного оборудования, хранение, выдачу и поддержание в работоспособном состоянии технологической и организационной оснастки, транспортное обеспечение работ по ремонту оборудования и др.
- обслуживания
предметов труда, - состоит из
работ по обеспечению рабочих
мест сырьем, материалами, полуфабрикатами,
по комплектованию, хранению и
транспортировке их, по проведению
стартового контроля качества
материалов, сырья, получаемых стороны,
промежуточного и финишного
- обслуживания
работника – складывается из
проведения мероприятий по
Состав видов обслуживания и его объем должны быть обоснованы и соответствующим образом организованы.
В
содержание работ по осуществлению
ремонтного обслуживания оборудования
входит составление дефектных
Межремонтное обслуживание оборудования включает в себя профилактические его осмотры с целью установления состояния отдельных узлов и частей машин и механизмов по обеспечению безопасности и устранение выявленных неисправностей.
Поддержание
в рабочем состоянии, хранение и
выдача технологической и
Транспортные и погрузочно-разгрузочные работы на предприятии обеспечивают перемещение из одного подразделения в другое и между рабочими местами предметов труда, оборудования, готовых изделий и связанные с этим их погрузку и разгрузку.
Контрольная функция обслуживания направлена на осуществление контроля качества сырья, материалов, готовых изделий.
Функции
обслуживания непосредственно работников
заключаются в создании на рабочих
местах соответствующих санитарно-
Чтобы организовать обслуживание рабочего места в соответствии с требованиями НОТ, необходимо решить следующие четыре взаимосвязанные группы вопросов:
- установить, в каких видах обслуживания нуждается данное рабочее место и его работник;
- по каждому виду обслуживания определить физическую норму обслуживания, обосновать его объем и срок;
- определить регламент обслуживания, его график с указанием времени, последовательности и периодичности обслуживания;
- персонифицировать обслуживание, т.е. закрепить виды обслуживания за определенными исполнителями или подразделениями.
Физическая
норма обслуживания может быть представлена
разными показателями. Для сырья,
материалов – это может быть объем
их разовой доставки или величина
их неснижаемого запаса на рабочем
месте. Для межремонтного
Регламент обслуживания для каждого вида обслуживания также может иметь свой вид. В одном случае этот может быть указание на периодичность обслуживания, в другом случае может быть указано конкретное время обслуживания.
Таким
образом, хорошо организованным будет
такое обслуживание, при котором
работники, рабочее место которых
обслуживают, знают, кто их обслуживает,
в каком объеме и когда, а работники,
которые обслуживают, знают, кого они
обслуживают, в каком объеме и в какое
время. Все это должно быть зафиксировано
в организационных документах.
Принципы,
системы и формы обслуживания рабочих
мест.
Научная организация обслуживания рабочих мест достигается путем соблюдения некоторых принципов. Основные из них – системность, комплексность, плановость, предупредительность, своевременность, надежность, оперативность, экономичность.
Системность – принцип заключается в том, что организация обслуживания должна быть продумана досконально, здесь не должно быть второстепенных вопросов. При системном подходе важно точно сформулировать цель работы, а она состоит в том, что работа по обслуживанию должна быть подчинена потребностям обслуживаемых рабочих мест.
Комплексность состоит в том, что необходимо организовать в равной степени хорошо все виды обслуживания. Если при высоком уровне обслуживания по одним функциям будут упущения по другим, то в целом система обслуживания не будет отвечать своим требованиям. Комплексная проработка организации обслуживания означает ее всесторонность, охват всех вопросов обслуживания по всем производственно значимым функциям обслуживания. полнота обслуживания достигается согласованностью по времени всех видов обслуживания.
Плановость обслуживания означает, что оно должно быть частью внутрипроизводственного планирования. Планирование обслуживания необходимо проводить заблаговременно, регулярно, в строго определенные и обоснованные промежутки времени.
Предупредительность обслуживания означает такую его организацию, которая не допускает остановки производства из-за несвоевременного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность – это заблаговременность обслуживания, основанная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья на рабочем месте, необходимых для бесперебойной работы.
Чтобы
достигнуть предупредительности
Своевременность состоит в строгом соблюдении установленного регламента обслуживания. все должно делаться вовремя, в установленный срок. От этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места.
Надежность обслуживания – это такое его качество, которое достигается системой дублирования, подстраховки на случай непредвиденных нарушений в выполнении функций обслуживания. Надежность обслуживания - это признак высокой его организации.
Оперативность
заключается в способности
Экономичность.
Принцип экономичности
Практика показывает, что недостатки в организации обслуживания являются причиной примерно двух третей всех внутрисменных потерь рабочего времени. Чем полнее и совершеннее система обслуживания. тем более организованно протекает процесс труда и эффективнее используется рабочее время.