Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 20:07, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение эффективности управленческого труда и методологических подходов к его оценке.
Задачи исследования:
- изучить теоретические основы организации труда на предприятии;
- проанализировать организацию труда на предприятии ООО "Альт"
- предложить мероприятия по совершенствованию организации труда на предприятии.
Введение…………………………………………………………………....……3
1. Теоретические основы организации управленческого труда......................5
1.1. Понятие управленческого труда, особенности трудовой деятельности руководителя…………………………………………………………….....……5
1.2. Критерии эффективности управленческого труда……………………….8
1.3. Методы оценки управленческой деятельности……………………….…16
2. Анализ эффективности организации управленческого труда на
ООО«Альт».....…………………………………………………………………23
2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..……23
2.2. Анализ основных финансово-экономических показателей…....….……28
2.3. Оценка эффективности организации труда……………………….…..…36
3. Проектирование мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда ООО«Альт»..............................................................…39
3.1. Проектирование новой организационной системы управления и мероприятий по стимулированию труда………………………………………39
3.2. Рекомендации по совершенствованию управленческого труда……...…40
Заключение…….…………………………………………………………….…..51
Список литературы…………..………………………………….………..…......54
Анализ и обобщение
существующих точек зрения как отечественных,
так и зарубежных специалистов по
вопросу сущности понятий «производительность»
и «эффективность»
«Эффективность» и «производительность»
управленческого труда –
Производительность труда,
как показатель, приемлема только
для тех видов труда, результаты
которых поддаются
Эффективность труда от его
экономической эффективности
Таким образом, эффективность
управленческого труда
Понятие “эффективность” используется очень широко и применяется обычно в точном смысле слова: эффективно то, что приводит к результату; эффективный значит действенный.
Эффективность управленческого труда – это соотношение ее полезного результата (эффекта) и объема использованных или затраченных для этого ресурсов. Формирование и реализация полезного эффекта управленческой деятельности выступает как длительный процесс, растянутый иногда на месяцы и даже годы. Оценить эффективность управления значительно сложнее, чем эффективность производства. Процесс управления можно разбить на отдельные этапы и операции, выделяя при этом взаимосвязанные между собой промежуточные (локальные) и конечные результаты деятельности органа управления в целом и его отдельных звеньев. Промежуточные результаты неодинаковы по своей значимости. Главные из них - обобщения, новые идеи, концепции, воплощенные в соответствующих решениях и планах. Кроме того, каждое звено управления, а также отдельные специалисты подготавливают для руководства разработки, нормативные и справочные материалы. Эти промежуточные результаты называются вспомогательными. Однако их качество во многом предопределяет результативность управления в целом и должно быть предметом соответствующего анализа и оценки.
Обобщающие оценки эффективности
управленческой деятельности выражают
конечные результаты функционирования
управляемого объекта – цеха, предприятия.
Можно принять хорошее
Эффект управленческой деятельности не сводится только к экономическим результатам. Большое значение имеет и социальный эффект. Его значимость в управленческом труде весьма велика, но не имеет количественных измерителей. И вообще, принято качественную сторону полученного результата (эффекта) обозначать термином «критерий», а количественную – термином «показатель эффективности». Термин «критерий» употребляется в данном случае в его общепринятом смысле – признак, на основе которого оценивается факт, определение, классификация, мерило.
Различают два вида эффективности управленческой деятельности: экономическую и социальную. Их самостоятельность, конечно, относительна, так как они находятся в тесном единстве и взаимосвязи. По своей роли в обеспечении гармоничного функционирования в обществе они не равнозначны: социальная эффективность как обобщающая, конечная, и в этом смысле главная; экономическая – как первичная, исходная, и в этом смысле основная. На современном этапе наибольшее развитие получил критерий экономической эффективности управленческого труда, поскольку он позволяет количественно измерить эффективность в сфере труда.
Основой для оценки экономической эффективности управленческого труда является отношение суммы затрат на управление к объему производства или к стоимости единицы продукции. При этом очень важно учитывать такие характеристики:
Соотношение темпов роста затрат на управление и объема прироста продукции или производительности труда;
Соотношение объема прироста затрат на управление и объема прироста продукции, полученной за счет роста производительности труда;
Соотношение между приростом затрат на техническое перевооружение и приростом затрат на управление.
Экономическая
эффективность оценивается по уровню
и динамике издержек на тот или
иной вид управленческой деятельности.
Однако сам факт экономии денег, времени
или численности кадров управления
будет показателем
При создании системы
оценки эффективности управления особо
важно установить правильное соотношение
между ближайшим и более
Оценка по конечному результату на основе мотивированных целей и долгосрочных программ предпочтительней, ибо она дает возможность руководителю проявлять инициативу, решать задачи творчески.
Следовательно, вопрос об эффективности
управляющей подсистемы можно решать
только таким образом: каков вклад
системы управления в решение
тех или иных социально значимых
задач, и каково ее участие в достижении
целей, стоящих пред конкретной организацией?
Главным критерием является степень воздействия
на управляемую подсистему. И в связи с
тем, что система управления относительно
самостоятельна и функционирует в виде
целостного комплекса, выделяется еще
одна группа критериев эффективности.
Это вторичные критерии. Они формируются
на базе первичного критерия и дают ответ
на вопросы, связанные с внутренним состоянием
системы управления, с ее способностью
действовать с возрастающей степенью
эффективности. Их называют критерии-факторы,
ибо информация, полученная посредством
их, используется для оптимизации функционирования
и развития управляющей подсистемы. Вторичные
факторы можно разделить на две большие
группы: факторы, связанные с качественной
характеристикой элементов управленческого
трудового процесса, средств труда, и факторы,
связанные со степенью их использования
(организация управления и управленческого
труда, технология управления, регулирование
управленческой деятельности).
Наряду с оценкой
1.3. Методы оценки управленческой деятельности
Эффективность управленческой деятельности во многом определяется уровнем рациональной организации управляемой системы и процесса управления. Считается, что эффективность управления представляет собой результативность деятельности конкретной управляющей системы, которая отражается в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности. Таким образом, результаты труда, например, работников аппарата управления, выражаются через конечные результаты деятельности системы любого уровня, а совершенствование системы управления способствует повышению эффективности производственной деятельности, обеспечивая высокий конечный результат. Главная задача любой модели системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Однако для сравнения этих различных показателей управляемой системы и выделения из них лучших, необходимо располагать каким- то измерителем. Ведь различные свойства и параметры деятельности субъекта и объекта управления зачастую не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи, с чем существует проблема определения предпочтительного показателя, который и явился бы таким измерителем, характеризующим эффективность управления, т.е. критерием эффективности.
В зависимости от назначения системы и условий ее функционирования критерием эффективности могут служить различные показатели.
Так как повышение эффективности системы управления организацией предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии деятельности непосредственно управляющих и управляемых структур в целях достижения последними управленческо - производственных результатов с заданным критерием или системой критериев, то в качестве таковых могут выступать критерии рациональной и качественной организации системы и ее составных частей, управленческого труда и процесса управления. Показатели же, их характеризующие, могут иметь количественное и качественное содержание, которые, в свою очередь, определятся числовой или предметно производственной, экономической, статистической и математической интерпретацией. Кроме того, содержание и характер, как критериев, так и признаков выражается посредством своих, нередко специфических, форм способов идентификации и процедуры, реализация которых может быть осуществлена на инструктивно методической или регламентированной основе.
На основании вышеизложенного и исходя из требований общего и частного менеджмента, отдельных теорий, законов, правил в качестве методологических подходов при оценке эффективности управленческой деятельности были изложены и частично апробированы на практике пять направлений: а) логико- управленческое – ориентированность на рационализацию, целесообразность и оптимальность управленческих действий; б) статистическо-математическое – поиск и подтверждение закономерностей, на основе разнообразных расчетов и углубленного анализа; в) финансово-экономическое – экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности; г) социально- психологическое – создание и учет социально-психологических условий труда, личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и климата; д) специфико-производственное – отражающее производственно-целевые особенности деятельности управляемой системы.
По каждому из направлений определены группы критериев эффективности применительно к видам и особенностям управленческой деятельности. Выделены следующие пять групп критериев эффективности: 1) установочные; 2) приоритетные; 3) общие; 4) частные или дополнительные; 5) интегрированные. В свою очередь, каждая группа конкретизирована перечнем наиболее типичных оценочных критериев.
Например, I группа – установочные
критерии эффективности –
1.1.Определение проблем;
Информация о работе Основы организации управленческого труда