Основы и источники власти в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

В данной работе рассматриваются разнообразные формы власти, степень влияния менеджера на подчиненного, авторитет - как фактор личного влияния, стили лидерства и управления.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1 Общее понятие. 3
2 Основы и источники власти в организации. 4
3 Влияние и власть 8
4 Лидерство и власть 11
5 Власть. Авторитет менеджера. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 14

Файлы: 1 файл

Власть и влияние.docx

— 45.52 Кб (Скачать)

Обычно существующая в  организациях напряженность с ресурсами  связана с их объективной ограниченностью. Разделение организации по  уровням  иерархии даст высшим эталонам власти контролировать ограниченные ресурсы  и тем самым еще больше укреплять  свое право на власть. Ряд руководителей, в основном не способных эффективно применять другие источники власти, чтобы влиять на людей, сознательно  создают так называемый дефицит  ресурсов.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не существовании реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях  другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд или слухов.

 

3  Влияние и власть

 

Конкретные средства, с  помощью которых одно лицо может  повлиять на другое, могут быть самыми разнообразными: от просьбы, высказанной  шепотом, до угрозы увольнения. Для  того чтобы влияние было целенаправленным, эффективным, руководитель должен применять  власть.

Власть – это возможность  влиять на поведение других людей. В  современной организации практически  никто не будет полностью подчиняться  приказам одного лица только потому, что  он – начальник. Тем более, что  существует зависимость не только подчиненного от руководителя, но и руководителя от подчиненного. Поэтому для обеспечения  оптимального функционирования коллектива (группы) необходимо надлежащим образом  применять власть.

Для того чтобы обладать властью, руководитель должен держать  под своим контролем что –  либо, имеющие значение для исполнителя, в результате возникает его зависимость  от руководителя.

Это могут быть физиологические  или социальные потребности, потребность  в защищенности, уважении, самовыражении.

Власть по М.Х. Маскону, может  принимать следующие формы:

  • Власть, основанная на принуждении.
  • Власть основанная на вознаграждении.
  • Экспертная власть.
  • Власть примера, или харизма.
  • Законная власть.

Перечисленные формы власти помогает руководителю заставить подчиненных  выполнить работу, направленную на достижение целей организации. Эти  формы могут быть также использованы неформальным лидером, чтобы помешать достижению целей организации, и  менеджер должен это учитывать.

Следует заметить, что за последние годы преодолены существенные социальные, финансовые и интеллектуальные различия между руководителями и  подчиненными. В этих условиях становится все труднее основывать власть только на принуждении, вознаграждении, традиции, харизме или даже компетенции. Поэтому  руководителю следует сотрудничать с исполнителями, чтобы иметь  возможность на них влиять.

Имеются две формы влияния, которые могут побудить исполнителя  к актуальному сотрудничеству: убеждение  и участие.

Убеждение – это эффективная  передача своей точки зрения. Оно, как и разумная вера, основано на силе примера и власти эксперта. Разница состоит лишь в том, что  исполнитель полностью осознает, что он делает и почему. Руководитель, который влияет путем убеждения, не говорит исполнителю, что надо делать. Он как бы «продает» исполнителю  то, что нужно сделать.

Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает сильное  воздействие на потребность исполнителя в уважении, авторитете, следовательно, следовательно, сила влияния возрастает. Это происходит по тому, что руководитель признал компетентность исполнителя, а исполнитель понимает, что к нему переходит доля власти руководителя. Этот способ влияния на людей путем их убеждения особенно эффективен, если у руководителя нет или крайне мало формальной власти над другими или если он не может предложить им вознаграждение.

При этом способность влиять зависит от ряда факторов:. Прежде всего  руководитель должен заслуживать доверие. Его аргументация должна учитывать  интеллектуальный уровень исполнителей. Цель, которую ставит руководитель, не должна противоречить системе  ценностей исполнителя.

Важным преимуществом  влияния путем убеждения является то, что человек, на которого влияют, постарается выполнить работу лучше  и в большем объеме, чем от него требуется, потому что считает, что  эти действия помогут удовлетворить  его личные потребности. Слабой стороной влияния путем убеждения является медленное воздействие и неопределенность. Кроме того, такое влияние имеет  одноразовое действие.

Необходимо иметь ввиду, что оказывать влияние путем  убеждения, нельзя отказываться от других форм влияния. Так, харизма только способствует убеждению, помогая слушателю отождествить себя с руководителем. Влияние с  помощью традиции и вознаграждения усиливает убеждение, повышает доверие  к руководителю. Если исполнитель  знает, что руководитель имеет возможность  принудить его но старается избежать этого, сила убеждения значительно  возрастает.

Оказывая влияние через  участие (привлечение) сотрудников  в управлении, руководитель не делает ни каких усилий, чтобы навязать исполнителям свою волю или даже мнение. Для того чтобы исполнители приняли  сформулированную цель, руководитель просто направляет их усилия и способствует свободному обмену информацией. Влияние  при этом  имеет успех, поэтому  что люди работают лучше на ту цель, которая  была  сформулирована с  их участием.

Этот подход можно использовать только в тех случаях, когда такие  потребности, как власть, успех или  самовыражение, являются активными  стимулирующими факторами, и при  условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.

Исследования показали, что  если рабочие участвовали в обсуждении предлагаемых изменений, то они меньше сопротивляются этим переменам. Это  также положительно сказывается  на удовлетворенности работой и  производительности труда. Однако нужно  иметь в виду, что некоторые  подчиненные предпочитают жестко контролируемые авторитарные ситуации.

Формы участия работников в управлении на предприятии и  их органы представительства могут  быть различными. Интересен в этой связи опыт развитых стран Запада. Несмотря на разнообразие форм, можно  выделить два варианта: система участия, установленная законодательством  и характерная более всего для ФРГ, и система участия работников на основе коллективных договоров и совместных консультаций, характерная для Великобритании.

Системы участия работников в управлении различаются и по составу представительства. Это  может быть «чистое» представительство  наемных работников, когда соответствующие  органы состоят только из представителей. Эти органы избираются всеми работниками  предприятия путем прямых и тайных выборов. Такой тип участия характерен, например, для ФРГ, Испании, Португалии и Греции.

Другой тип участия  основывается на смешанном представительстве  наемных работников и работодателей, как правило, на паритетных началах.

Третий тип – профсоюзное  представительство. В этом случае профсоюзы  представляют интересы не только своих  членов, но и всех работников, занятых  на предприятии (Великобритания, Ирландия и Италия).

Наиболее полное развитие система участия работников в  управлении производством, по общему признанию, получила в ФРГ, где она имеет  давние традиции. В системе участия  на уровне предприятий основная роль отводится производственным советам, которые выбирают все работники  наемного труда независимо от их профсоюзной  принадлежности. Создаются они на всех предприятиях с числом занятых  не менее пяти человек.

Производственный совет  осуществляет надзор за соблюдением  предприятиями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений. С ним должны согласоваться все  решения, касающиеся найма, перевода и  увольнения работников.

Производственный совет  принимает такие решения, касающиеся регламентации рабочего времени (режим  работы, отпуска), внутренней системы  пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, участия в проведении мероприятий по технике безопасности и др.

 Кроме того, в крупных  компаниях существуют наблюдательные  советы, в которые включены и  представители наемных работников.

Этот совет избирает правление, контролирует его длительность и  решает некоторые принципиальные вопросы, касающиеся, например, закрытия отдельных  производств или, наоборот, вложения капитала. При этом представители  наемных работников имеют те же права  и функции, что и представители  акционеров.

Советы занимаются внутренними  проблемами предприятия, они ориентированны на достижения согласия с предпринимателями. Профсоюзы же наделены полномочиями заключать отраслевые (тарифные) соглашения. Четкое разграничение полномочий даже при наличии нескольких форм участия  в управлении дает положительные  результаты.

Итак, формы участия в  управлении могут быть различными, но оптимальное соотношение между  интересами собственников и работающих должно быть найдено.

Отечественное законодательство по данным вопросам находится в стадии формирования. В настоящее время  права трудовых коллективов в  управлении предпринимателями весьма ограничены.

Таким образом, страх, вознаграждение,  традиции, харизма, разумная вера, убеждение  и участие в управлении, являются формами власти, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Однако руководитель должен учитывать  и другие факторы. Власть должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать  других к работе, и направлена на достижение целей организации. При  чем наиболее сильное влияние  будет оказано тогда, когда исполнитель  высоко оценивает ту потребность, к  которой апеллирует, и думает, что  его умение обязательно оправдают  ожидания руководителя.

 

4 Лидерство и власть

 

В основе лидерства лежат  отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе  межличностных отношений в группе.

Лидерство является одним  из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалую, самым эффективным. В практике управления лидерством –  это способность ситуационно  эффективно использовать все имеющиеся  источники власти для превращения  созданного для других видения в  реальность. Лидеры используют власть как средство достижении целей группы или организации в целом. Если лидеры достигают цели, то власть как  средство используется ими для ускорения  этого достижения.

Основное различие между  лидерством и властью относится  к совместимости целей. Для существования  власти необязательно требуется  совместимость целей. В то же время  лидерство, чтобы реализоваться  требует определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ними следует.

Как было отмечено, лидерство  предполагает использование власти. Сама власть может строиться на личностных качествах или на занимаемой позиции  в организации.

Кроме того, власть – это  двусторонние отношения: между лидером  и последователями и между  лидером и его начальником. Поскольку  эффективность лидерства зависит  от объема и типа власти, которые  лидер использует в отношении  как последователей, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как  необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности?

Проведенные в этом направлении  исследования в организациях свидетельствуют  о следующем. Рабочие в отношении  бригадира признали, что право  на власть является наиболее веской причиной для подчинения. Хотя в группах, не связанных с большим объемом  физического труда, на первом месте  была экспертная власть. Далее в  целом по силе влияния идут  экспертная власть, вознаграждение, власть примера  и на последнем месте – принуждение. Однако, несмотря на то, что право  на власть было признано наиболее сильно влияющим источником ее, оно тем  не менее не связано с результатами работы бригады. Большее влияние  на них оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом исследования показывают, что лидеры используют разные источники власти в зависимости от ситуации.

 

 

  1. Власть. Авторитет менеджера.

 

Менеджер имеет власть над подчиненными, однако в некоторых  случаях и подчиненные имеют  власть над руководителем, так как  последний зависит от них по таким  вопросам, как необходимая для  принятия решений информация, неформальные контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что менеджер должен понимать и учитывать тот  факт, что поскольку подчиненные  тоже часто обладают властью, то использованием им в одностороннем порядке своей  власти в полном объеме может вызвать  у подчиненных такую реакцию, когда они захотят продемонстрировать собственную власть. Поэтому следует  поддерживать разумный баланс власти: достаточный для достижения целей  организации, но не вызывающий у подчиненных  отрицательных реакций.

Информация о работе Основы и источники власти в организации