Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии»
2. выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации. Привести примеры применения стратегий.
3. определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие конкуренции. ……………………………………..…………..4
1.1. Конкуренция ………………………………………………………………... 5
1.2. Конкурентная среда предприятия …………………..…………………….. 7
1.3. Элементы анализа конкурентов ...…………………………………………..8
Глава 2. Основные типы стратегии конкуренции……...………..…………….11
2.1. Современные конкурентные стратегии. Общее понятие. ……………….11
2.2. Современные конкурентные стратегии, их виды и предъявляемые к ним требования. ……………………………………………………………………... 12
2.2.1. Стратегии лидера………………………………………………………… 12
2.2.1.1.Расширение рынка……………………………………………………… 13
2.2.1.2. Оборонительные стратегии………………………………………….... 14
2.2.1.3.Расширение доли рынка…………………………………………….….. 16
2.2.2. Стратегии претендентов на лидерство………………………………..... 18
2.2.2.1. Наступательные стратегии…………………………………………..... 19
2.2.2.2. Атакующие стратегии…………………………………………….…… 21
2.2.3. Стратегии последователей……………………………………….…….... 23
2.2.4. Стратегии обитателей ниш……………………………………….……... 24
Глава 3. Применение конкурентных стратегий на примере ЗАО «Уральский Альянс».………………….….................................................................................25
3.1. Краткая справка и исследование компании……………………………….25
3.2. Прогнозирование поведения фирмы в условиях сложившейся конкуренции. Варианты дальнейшего развития ..……………………………………………..27
Заключение………………………………………………….……………..……..29
Список используемых источников и литературы …………………….….……31
Анализ качественной информации о деятельности конкурентов:
Результаты анализа показывают:
- где сильные места у конкурентов и где они слабее;
-
чему конкуренты отдают
-
как быстро можно ожидать
- какие существуют барьеры для выхода на рынок;
Оценка конкурентной среды дает возможность решить ряд задач:
-
определить особенности
- выявить степень доминирования предприятий на рынке;
-
установить ближайших
-
выделить относительную
Все это в комплексе позволит более обоснованно подойти к вопросам разработки конкурентной стратегии.
Сбор всех данных, необходимо для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен2. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема заключается в четырех основных моментах:
Поведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно разделить на две группы:
|
Представления о самом себе и отрасли | Возможности сильные и слабые стороны |
Рис .2
ГЛАВА
2. Основные типы стратегии
конкуренции.
2.1.
Современные конкурентные
стратегии. Общее
понятие.
Конкурентная стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.
Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».
Выбор компанией конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:
Далее рассмотрим конкурентные стратегии
для самых разных ситуаций.
2.2.
Современные конкурентные
стратегии, их виды и
предъявляемые к ним
требования.
Филипп Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:
Фирма- лидер- это фирма, которая занимает бОльшую долю рынка определенного продукта, доминирует на нем, по сравнению с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие…)
Но для того, чтобы упрочить свое положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать- фирма должна находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка.
Чтобы
всего этого достичь фирма
следует следующим стратегиям.
2.2.1.1.
Расширение рынка.
При расширении рынка, как правило, победу одерживает лидер.
Реализовать эту стратегию он может следующими способами:
Подобная
стратегия обычно выбирается на начальных
стадиях жизненного цикла товара, пока
спрос еще расширяем, а давление конкурентов,
при наличии большого потенциала роста,
еще невелико.
Цель оборонительной стратегии - защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором, которую, после того как она открыла новый рынок, атакуют конкуренты-имитаторы. Так, фирма, пытающаяся увеличить размеры рынка подвергается нападкам конкурентов, чтобы не допустить этого она проводит мероприятия по защите ее доли рынка. В настоящее время принято считать, что доминирующая компания имеет возможность использовать шесть оборонительных стратегий: