Основные типы стратегий конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 18:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования:
Раскрыть и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии», выявить их основные виды и требования, предъявляемые к ним и определить их эффективность.
Задачи исследования:
1. найти и проанализировать понятие «современные конкурентные стратегии»
2. выявить основные виды конкурентных стратегий и требования, предъявляемые к их реализации. Привести примеры применения стратегий.
3. определить эффективность конкурентных стратегий в рыночных отношениях.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие конкуренции. ……………………………………..…………..4
1.1. Конкуренция ………………………………………………………………... 5
1.2. Конкурентная среда предприятия …………………..…………………….. 7
1.3. Элементы анализа конкурентов ...…………………………………………..8
Глава 2. Основные типы стратегии конкуренции……...………..…………….11
2.1. Современные конкурентные стратегии. Общее понятие. ……………….11
2.2. Современные конкурентные стратегии, их виды и предъявляемые к ним требования. ……………………………………………………………………... 12
2.2.1. Стратегии лидера………………………………………………………… 12
2.2.1.1.Расширение рынка……………………………………………………… 13
2.2.1.2. Оборонительные стратегии………………………………………….... 14
2.2.1.3.Расширение доли рынка…………………………………………….….. 16
2.2.2. Стратегии претендентов на лидерство………………………………..... 18
2.2.2.1. Наступательные стратегии…………………………………………..... 19
2.2.2.2. Атакующие стратегии…………………………………………….…… 21
2.2.3. Стратегии последователей……………………………………….…….... 23
2.2.4. Стратегии обитателей ниш……………………………………….……... 24
Глава 3. Применение конкурентных стратегий на примере ЗАО «Уральский Альянс».………………….….................................................................................25
3.1. Краткая справка и исследование компании……………………………….25
3.2. Прогнозирование поведения фирмы в условиях сложившейся конкуренции. Варианты дальнейшего развития ..……………………………………………..27
Заключение………………………………………………….……………..……..29
Список используемых источников и литературы …………………….….……31

Файлы: 1 файл

Курсовая_Стратегический менеджмент.doc

— 264.00 Кб (Скачать)

     - новые фирмы, вступающие в конкурентную  борьбу.

     Анализ  деятельности конкурентов связан с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно разделить на две группы:

     1. анализ количественной или формальной  информации о конкурентах

     2. анализ качественной информации  о конкурентах Что мотивирует конкурента?

     Цели  на будущее для различных сфер деятельности на всех уровнях управления. Как конкурент ведет или может  вести себя? Использует ли современные  стратегии конкурентной борьбы. Как  конкурент ведет конкурентную борьбу? Представления о самом себе и  отрасли. Возможности, сильные и слабые стороны. Это основные вопросы, ответы на которые способен дать анализ деятельности конкурентов. Такая информация, представленная в количественном виде является объективной и отражает фактические данные о деятельности конкурентов. Качественная информация представляет собой область субъективных оценок, поскольку включает многие не формализуемые параметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специалистов, экспертов. В ходе проведения анализа конкурентов, накапливается и анализируется информация:

     Анализ  количественной информации о деятельности конкурентов:

  1. организационно-правовая форма 
  2. численность персонала
  3. активы
  4. доступ к другим источникам средств
  5. объем продаж
  6. доля рынка
  7. рентабельность
  8. руководители фирмы
  9. другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.)

     Анализ  качественной информации о деятельности конкурентов:

  1. репутация конкурентов
  2. известность, престиж
  3. опыт руководства и сотрудников
  4. частота трудовых конфликтов
  5. приоритеты
  6. гибкость маркетинговой стратегии
  7. эффективность продуктовой стратегии
  8. работа в области внедрения на рынок новых продуктов
  9. ценовая стратегия
  10. сбытовая стратегия
  11. коммуникационная стратегия
  12. уровень обслуживания клиентов

     Результаты  анализа показывают:

     - где сильные места у конкурентов и где они слабее;

     - чему конкуренты отдают предпочтение;

     - как быстро можно ожидать реакции  конкурентов;

     - какие существуют барьеры для  выхода на рынок;

     Оценка  конкурентной среды дает возможность решить ряд задач:

     - определить особенности развития  конкурентной ситуации;

     - выявить степень доминирования  предприятий на рынке;

     - установить ближайших конкурентов;

     - выделить относительную позицию  предприятия среди участников  рынка.

     Все это в комплексе позволит более  обоснованно подойти к вопросам разработки конкурентной стратегии.

Сбор  всех данных, необходимо для анализа конкурентов, на практике почти всегда невозможен2. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема заключается в четырех основных моментах:

    1. цели на будущее;
    2. текущие стратегии;
    3. представление о себе;
    4. возможности. (рис. 2)

    Поведение анализа деятельности конкурентов  связано с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно разделить на две группы:

    • количественная информация или формальная информация;
    • качественная информация.
Что мотивирует конкурента?

Цели на будущее  для различных сфер деятельности на всех уровнях управления

Как конкурент  ведет или может вести себя?

Современные стратегии. Как конкурент ведет конкурентную борьбу?

 
 
 
 
 
 
 
 
Представления о самом себе и отрасли Возможности сильные и слабые стороны

Рис .2      
 

ГЛАВА 2. Основные типы стратегии конкуренции. 

     2.1. Современные конкурентные  стратегии. Общее  понятие. 

     Конкурентная  стратегия - это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли.

     Чтобы достичь успеха в современной экономике, фирма должна ориентироваться на своих конкурентов, т.е. избегать их сильных сторон и искать их слабые места, чтобы затем начать маркетинговую атаку на эти слабые места. Фирма совсем не обязательно должна быть самой лучшей в каждой сфере своей деятельности. Можно сфокусировать свои усилия в нескольких сферах, достичь в них отличных результатов, и даже лидерствовать, а в остальных быть «на вторых ролях».

     Выбор компанией конкурентной стратегии определяется взаимодействием трех факторов:

  1. Конкурентной позицией фирмы. (является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем или обитателем ниши)
  2. Стратегической задачей. (стремится ли фирма доминировать на рынке или рассчитывает занять удобную прибыльную нишу)
  3. Рыночной ситуацией. (Находится ли фирма на раннем этапе роста или в фазе поздней зрелости)

       Далее рассмотрим конкурентные стратегии для самых разных ситуаций. 
 

       

 2.2. Современные конкурентные стратегии, их виды и предъявляемые к ним требования. 
 

     Филипп  Котлер выделил четыре вида конкурентных стратегий, исходя из доли рынка, занимаемой фирмой:

  1. стратегии лидера рынка
  2. стратегии претендента на лидерство
  3. стратегии последователя
  4. стратегии обитателя ниши

                                 

      1. Стратегии лидера .
 

     Фирма- лидер- это фирма, которая занимает бОльшую долю рынка определенного  продукта, доминирует на нем, по сравнению  с другими участниками рынка, причем это признают и ее конкуренты. Для того чтобы оставить за собой доминирующее положение, лидеру нужно стремиться к расширению рынка в целом и своего сегмента, находить новых потребителей, снижать цены за счет снижения издержек и т.д. Для такой организации любая стратегия оправдана, если она ведет к увеличению прибыльности, а связанный с нею риск — невелик. Такие компании, обычно, подают пример своим конкурентам, устанавливая и изменяя ценовую политику, расширяя долю рынка и т.д. (Лукойл, Газпром, Coca-cola,IBM, Xerox и другие…)

       Но для того, чтобы упрочить свое положение, лидеру необходимо стремиться к расширению рынка в целом, привлечению новых потребителей, нахождению новых способов потребления и применения продукции. И чтобы уверенно доминировать- фирма должна находить способы расширения общего спроса, защищать свой сегмент рынка с помощью хорошо спланированных наступательных и оборонительных действий, и попытаться расширить свою долю рынка.

     Чтобы всего этого достичь фирма  следует следующим стратегиям.  

     2.2.1.1. Расширение рынка. 

     При расширении рынка, как правило, победу одерживает лидер.

     Реализовать эту стратегию он может следующими способами:

  1. Привлечение новых покупателей (Например: Компания Johnson & Johnson добилась одного из самых значительных успехов в создании нового класса потребителей детского шампуня. Данные статистики и демографические прогнозы говорили о реальности угрозы уменьшения объемов его продаж в связи со снижением рождаемости. Маркетологи компании заметили, что детский шампунь нередко используют и другие члены семьи, и предложили рекламную кампанию, направленную на взрослых потребителей. Через некоторое время детский шампунь Johnson & Johnson стал ведущей маркой на рынке шампуней.).
  2. Новые способы применения продукта (Например: Мобильный телефон с MP3- плеером, выходом в интернет, отправлением SMS- сообщений, встроенной фото- и видео- камерой и т.д.).
  3. Увеличение интенсивности использования продукта. Это попытка убедить потребителей увеличить интенсивность пользования продекцией фирмы. (Например: Компания Procter & Gamble уверяет потребителей, что эффективность шампуня "Head & Shoulders” резко повышается при двукратном увеличении его разовой порции.).

     Подобная  стратегия обычно выбирается на начальных стадиях жизненного цикла товара, пока спрос еще расширяем, а давление конкурентов, при наличии большого потенциала роста, еще невелико. 
 
 

     
        1. Оборонительная  стратегии.
 

     Цель  оборонительной стратегии - защитить свою долю рынка, противодействуя наиболее опасным конкурентам. Она часто принимается фирмой-новатором, которую, после того как она открыла новый рынок, атакуют конкуренты-имитаторы. Так, фирма, пытающаяся увеличить размеры рынка подвергается нападкам конкурентов, чтобы не допустить этого она проводит мероприятия по защите ее доли рынка. В настоящее время принято считать, что доминирующая компания имеет возможность использовать шесть оборонительных стратегий:

  1. Позиционная оборона. Направлена на создание трудно преодолимых барьеров вокруг своей текущей позиции; в чистом виде редко приводит к успеху, так как должна сопровождаться изменением производственно-сбытовой политики и приспособлением к изменениям внешней среды. Лучшим методом обороны является непрерывное обновление выпускаемых продуктов.
  2. Фланговая оборона. Направлена на защиту наиболее уязвимых мест в позиции организации на рынке, куда в первую очередь могут направить свои атаки конкуренты.
  3. Упреждающая оборона. Основана на предвосхищающих действиях, делающих потенциальную атаку конкурентов невозможной или существенно ослабляющих ее, например, предвидя появление на рынке нового конкурента, можно снизить цену на свою продукцию. Упреждающая оборона нередко носит чисто психологический характер, когда лидер рынка предостерегает конкурентов от необдуманных атак. (Представим, что крупная фармацевтическая компания является лидером в производстве определенной категории медицинских препаратов. Каждый раз, когда ей становится известно о намерениях конкурентов построить новое предприятие, она организует утечку информации о своих планах снижения цен на продукцию и расширении производства. Слухи устрашающе воздействуют на конкурентов, а лидер рынка продолжает спокойно работать.)
  4. Контратака. Используется лидером, если не дали эффекта упреждающая и фланговая оборонительные стратегии. Лидер может сделать паузу, чтобы увидеть слабые места атакующего конкурента, после чего ударить наверняка (например, противопоставив в рекламе надежность своих изделий недоработкам в новинках конкурента). Наиболее эффективной зарекомендовала себя стратегия, заключающаяся в обороне, разведке образующихся в рядах наступающих брешей, сосредоточении сил и решающем наступлении. Еще один метод контратаки — вторжение на основную территорию противника, принуждающее его вернуть войска для защиты исконных земель(Один из самых рентабельных рейсов авиакомпании Northwest Airlines — маршрут из Миннеаполиса в Атланту. Ее конкурент, местная авиалиния, предприняла атаку, установив значительные скидки и развернув широкую рекламную кампанию. Компания Northwest ответила тем, что снизила цены на рейс Миннеаполис—Чикаго, самый выгодный для ее конкурента. Угроза потери основного источника прибыли вынудила атакующую компанию вернуть цены к прежнему уровню). Еще одна распространенная форма контратаки — экономическая или политическая блокада конкурента. Лидер имеет возможность субсидировать снижение цен на некоторые виды продукции (обычно наиболее рентабельные для конкурентов) за счет других товаров или заявить о подготовке к производству нового продукта, чтобы потребители прекратили закупки у конкурента. Еще один шаг — лоббирование проведения исполнительной или законодательной властью невыгодных конкуренту акций.
  5. Мобильная оборона. Направлена на распространение своей деятельности на новые рынки с целью создания плацдарма для будущих оборонительных и наступательных действий. Путем расширения рынка организация перемещает фокус своих действий с текущего продукта к более полному пониманию глубинных запросов потребителей, затрагивающих весь спектр технологических и иных возможностей организации. В силу значительности потенциала лидера это делает малоперспективным атаки со стороны конкурентов. Расширение рынка предполагает, что компания переносит внимание с конкретного продукта на нужды, которые удовлетворяет данный класс товаров в целом, ведет научно-исследовательские работы по всей технологической цепочке. (Так, компании-производители бензина начали именовать себя “энергетическими” , что потребовало от них погружения “пальцев” исследователей в смежные отрасли — нефтяную, угольную, гидроэнергетику, атомную и химическую промышленность.).
  6. Сжимающаяся оборона. Основана на «сдаче» ослабленных рыночных территорий конкурентам при одновременной концентрации ресурсов на более значительных и сильных; позволяет экономить ресурсы, рационально использовать средства, отпущенные на маркетинговые действия.

Информация о работе Основные типы стратегий конкуренции