Основные типы политических систем

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 09:09, реферат

Краткое описание

В конце 50-х - начале 60-х годов были сформулированы теоретические
положения о политической организации общества. Это понятие приобрело
значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью.

Файлы: 1 файл

Основные типы политических систем.doc

— 162.00 Кб (Скачать)


Введение

В конце 50-х - начале 60-х  годов были сформулированы теоретические  
положения о политической организации общества. Это понятие приобрело  
значение самостоятельной категории. Со второй половины 60-х годов появились философско-социологические исследования этой проблемы. Например, профессор А.К. Белых исходил из того, что классы, партии, народ, нации, трудовые и семейные коллективы, личность обладают политической сущностью. По его мнению, все они в этом своем качестве носителей политических отношений, а также вся система политических отношений между ними по поводу власти в совокупности составляют политическую организацию. Достоинство этого подхода в более широкой и дифференцированной интерпретации политической организации  
общества. Позднее, в конце 70-х годов, появилось понятие "политическая система". Но это была не простая замена слов "организация" на "система". Дело в том, что в число элементов политической организации общества в одних случаях включались только политические и прочие организации, а в других – целые социальные общности (классы, группы, нации). Элементы политической организации (партия, государство, право), как правило, рассматривались расчленено и институционально, а не системно и функционально. Научное исследование продолжало ориентироваться главным образом на изучение организаций, в то время как анализ поведения людей, как участников политических событий проводился в очень малой степени. Разработка понятия "политическая система" должна была помочь интегрировать и дифференцировать все основные понятия и категории политических отношений. Эти ожидания оправдались.  
Ныне эта проблема глубоко изучена, но к счастью не на столько, чтобы о  
ней забыть, и по сей день, учёные занимаются изучением политологии, а всё  
потому, что нет ни одного человека, который бы находился вне общества, вне государства, вне системы.

Глава 1. Понятие политической системы

 

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны.

Эта система  обеспечивает интеграцию всех элементов  общества и само

его существование  как единого, управляемого политической властью организма. В зависимости от места и времени понятие "политическая система" имеет различное содержание, т. к. ее компоненты варьируются соответственно отношениям власти, типу политического режима (авторитаризм, демократия, диктатура).

Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:

-  состоит  из многих частей;

-  части составляют  единое целое;

-  система  имеет границы.

Прежде чем  раскрыть сущность и элементы политической системы, остановимся кратко на интерпретации понятия "система" и определим его смысл применительно к социально-политическим явлениям.

Система - это  множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющее собой определенное целостное образование, единство.

Универсальными  признаками существования системы  являются взаимосвязанность группы элементов, образование ими самостоятельной целостности, свойство внутреннего взаимосоответствия, способность сохраняться и вступать в отношения со средой и другими системами.

Сама теория систем начала активно формироваться  на Западе с конца XIX века:

- в рамках  так называемой "общей теории  систем", преимущественно на уровне биологических организмов;

-  в кибернетике;

-  в социологии;

-  в теории  управления производством;

-  позднее  в "менеджеризме" в экономике.

Одним из первых общую теорию систем к социально-политическим процессам пытался применить Т. Парсонс, который видел назначение политической системы в обеспечении интеграции, выработке и реализации общих целей. Но это было только начало. Основателем же теории политической системы является американский политолог Д.Истон. Согласно его модели, главные черты системного анализа политической системы можно представить так:

- политическая  система - это ряд взаимодействий, абстрагированных от общего социального поведения, посредством которых   распределяются ценности в обществе;

- политическая  система имеет "реагирующий"  и "саморегулирующий" потенциал, предохраняющий ее от саморазрушения;

- политическая  система - подвижный феномен. Она  в силах поддерживать себя, сохраняя характерные черты, определяющие ее облик;

-   политическая  система - это открытая система,  поддающаяся изменению под влиянием факторов внешней среды.

-  политическая  система может сохранять устойчивость  при наличии

соответствующего баланса между "входящими" и "исходящими" факторами.

 

Д.Истон разделил основные компоненты своей модели на "входящие" факторы (требования и поддержка) и "исходящие", связанные с первым путем обратной связи. Требования он делит на внешние, идущие из среды, и внутренние, идущие от самой системы. Требования всего лишь исходный материал, из которого формируется конечный продукт, называемый решениями. Характер требований самый разнообразный. Другой вид входящих импульсов - поддержка. Она выступает в разных формах: материальной (выплата налогов, различных обложений); соблюдение законов и директив государственной власти; активное участие в политической жизни; почтительное отношение или уважение к власти, государственной символике. Поддержка, оказываемая системе, усиливается, когда система удовлетворяет запросы и требования граждан. Без достаточной поддержки политическая система не может работать эффективно и надежно. Импульсы-требования и импульсы - поддержка должны регулярно поступать в систему, иначе она будет работать с перебоями или вообще перестанет функционировать. Чрезмерная перегрузка системы разнообразными импульсами не способствует ее эффективности, больше того, в таких случаях политическая система перестает оптимально реагировать на поступающую социальную информацию и может наступить ее стагнация. Отношения к требованиям, идущим от различных слоев населения, зависит в значительной степени от типа политической системы. Нелегитимные, антидемократические, тоталитарные системы, например, рассматривают запросы и требования людей как своеобразное выражение недовольства властями, их способностью защищать интересы народа. Поэтому системы такого типа стремятся поставить под сомнение справедливость требований населения и подавляют их различными средствами. Легитимные, демократические системы рассматривают запросы и требования как необходимое условие нормальной реализации своих функций. Люди обычно поддерживают те политические группировки, лидеров, на которых они могут влиять и которые уже подтвердили свою готовность удовлетворять их запросы и нужды.

Однако модель Д.Истона не раскрывает внутренней структуры и специфики функционирования отдельных элементов самой политической системы и ее внутренние противоречивости. Д.Истон сосредотачивает внимание на авторитарном распределении ценностей.[1]

Г. Алмонд пытается ввести несколько иной тип функционального  анализа, который обычно применяется в социологии. На первый план он выдвигает целевой, поведенческий аспект различных структур, входящих в политическую систему. Она стимулирует общность чаяний людей и в немалой степени координирует их фактическое поведение, прививает навыки к сотрудничеству и согласию, поощряя и наказывая. Пределы политической системы определяются границами, в рамках которых политические решения данной системы обязательны и реально исполняются. В период войны они значительно раздвигаются.

Политическая система – это система окультуривания масс, механизм переработки требований в решения.

 

Глава 2. Основные типы политических систем

 

2.1 Марксистско-ленинская концепция и классификация Р. Даля

   

В политической науке существуют различные подходы  к  определению  типов политических систем.

Рассмотрим марксистско-ленинскую концепцию, суть которой заключается в  том, что авторы в ее основе положили  принцип  классового подхода и форм собственности.  Опираясь на  это,  они  определили, через какие  сложные  политические системы прошло  человеческое общество:

    • Рабовладельческая;
    • Феодальная;
    • Капиталистическая;
    • Социалистическая

 

 

Рабовладельческая система охватывала исторический период между первобытным  обществом и феодализмом. Рабский  труд являлся основной движущей силой  развития человеческого общества. Рабство появилось и распространилось в обществах, перешедших к сельскохозяйственному производству. С одной стороны, это производство, особенно при примитивной технике, требует весьма значительных затрат труда, с другой — работник может произвести существенно больше, чем необходимо для поддержания его жизни. Пользование рабским трудом стало экономически оправданным и, естественно, широко распространилось. Тогда и сложилась рабовладельческая система, просуществовавшая многие века — как минимум, с античных времён до XVIII века, а кое-где и дольше. В этой системе рабы составляли особый класс. Необходимость удержания больших масс рабов в подчинении привела к появлению соответствующей юридической поддержки права владения рабами. Помимо того, что сам хозяин обычно имел работников, чьей задачей был надзор за рабами, законы сурово преследовали рабов, попытавшихся бежать от хозяина или взбунтоваться. Для усмирения таких рабов широко применялись самые жестокие меры. Несмотря на это, побеги и восстания рабов были нередки. Положение рабов изменялось к лучшему постепенно, путём очень долгой эволюции.[2]

 

Феодальная система – это  система, при которой основные социальные классы людей — феодалы (землевладельцы) и экономически зависимое от них крестьянство. Феодалы при этом связаны друг с другом специфическим типом правовых обязательств, известных как феодальная лестница: нижестоящий (вассал) получает за службу земельный надел (лен, феод или фьеф) и крепостных у вышестоящего (сеньора). Во главе феодальной лестницы стоит монарх, но его власть обычно значительно ослаблена по сравнению с полномочиями крупных сеньоров, которые, в свою очередь, не имеют абсолютной власти над всеми землевладельцами, стоящими ниже их в феодальной лестнице (принцип «вассал моего вассала — не мой вассал», действовавший во многих государствах континентальной Европы). Крестьяне трудятся на землях, принадлежащих феодалам всех уровней, платя им барщиной или оброком.

Капиталистическая система - система общественного производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли.

 

Социалистическая система - экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей категорией, которая объединяет различные направления социалистической мысли, является общественная собственность на средства производства, которая заменяет собой частную собственность. Цель социалистической системы - установление общества, в котором:

    • отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;
    • утверждаются социальное равенство и справедливость.

А уничтожение частной  собственности — лишь способ достижения поставленных целей.[3]

 

 

Рассмотрим типы политических систем, определенные Робертом Далем.           Основой его концепции является анализ степени  демократизации власти и механизмов разрешения противоречий. Основные политические системы:

    • Демократическая;
    • Авторитарная;
    • Тоталитарная

 

Демократия — вид политической системы общества, при которой законодательные и исполнительные функции осуществляются как через прямое народовластие (прямая демократия), так и через представителей, избираемых народом или какой-либо его частью (представительная демократия). Главным признаком демократии является законодательно обеспеченные выборные формы как пропорционального представительства во власти (коллективный орган) так и авторитарного представительства (президент), и обязательного наличия любых форм неотъемлемых прав граждан, несущих в себе механизм защиты интересов меньшинств.

 

Авторитарная политическая система  – это система, основанная на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом. Политическая система, соответствующая принципам авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Тоталитарная система - политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. В сравнительной политологии под тоталитарной моделью понимается теория о том, что фашизм (в частности, нацизм), сталинизм и, возможно, ряд других систем являлись разновидностями одной системы — тоталитаризма.[4]

 

 

 

 

 

 

2.2 Концепции  В.Е.Чиркина и Ж.Блонделя

 

В.Е. Чиркин положил в  основу  своей  концепции  анализ  способа

управления обществом  и определил типы политических систем так:

    • Административный;
    • Командный;
    • Соревновательный

   

Французский политолог  Ж. Блондель  различает  политические  системы  по содержанию и формам  управления  и  соответственно  выделяет  пять  основных разновидностей:

    • либеральные   демократии;
    • коммунистические  системы;
    • традиционные  политические  системы;
    • популистские политические системы;
    • авторитарно-консервативные политические  системы 

 

 

Либерально-демократические  системы формирует социальная среда  рыночного типа. Либеральная демократия (другое название — полиархия) является формой общественно-политического устройства — правовым государством на основе представительной демократии, в котором воля большинства и способность избранных представителей осуществлять власть ограничены во имя защиты прав меньшинства и свобод отдельных граждан. Либеральная демократия ставит своей целью равное обеспечение каждому гражданину прав на соблюдение надлежащих правовых процедур, частную собственность, неприкосновенность личной жизни, свободу слова, свободу собраний и свободу вероисповедания. Эти либеральные права закреплены в высших законах (таких, как конституция или статут, либо же в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями), которые, в свою очередь, наделяют различные государственные и общественные органы полномочиями с целью обеспечения этих прав. [5]

Информация о работе Основные типы политических систем