Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 14:44, доклад
Политическая коммуникация является одним из главных компонентов ведения политической борьбы, основным механизмом развития современного политического процесса, ведущим инструментом легитимизации власти и её решений. Как отмечают специалисты, сегодня коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер.
Введение…………………………………………………………………….3
Общая характеристика политической коммуникации………………..….5
Основные типы и функции политических коммуникаций…..…..............7
Заключение………………………………………………………………..12
Список использованной литературы…………………………………….13
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
ТАШКЕНТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ
Факультет Мировой политики и истории
ДОКЛАД
ПО ПРЕДМЕТУ:
Политические технологии в международных отношениях
НА ТЕМУ:
Основные типы политических коммуникаций
Ташкент – 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
Общая характеристика политической коммуникации………………..….5
Основные типы и функции политических коммуникаций…..…..............
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ
В связи с тем, что
в современной политологии
Политическая коммуникация является одним из главных компонентов ведения политической борьбы, основным механизмом развития современного политического процесса, ведущим инструментом легитимизации власти и её решений. Как отмечают специалисты, сегодня коммуникация стала системообразующим элементом политики и приобрела в ней новый онтологический статус, утратив былой вспомогательно-технический характер. Активно внедряясь в сферу политики, новые информационно-коммуникационные технологии не только качественно видоизменили старые представления, установки, стереотипы, но и повлияли на трансформацию многих форм политического поведения, моделей взаимоотношений между политическими институтами и индивидами.
А также, всякая масштабная политическая коммуникация представляет собой скоординированные, целенаправленные и осуществляемые на протяжении определенного периода времени усилия, рассчитанные на решение одной или нескольких задач, которые должны приблизить организатора коммуникаций к стратегической цели. Политические коммуникации планируются и проводятся с тем, чтобы привлечь внимание общественности к значимой проблеме, разрешить или изменить каким-либо образом социально-политическую ситуацию. Цель достигается либо путем изменения общественного мнения или законодательства по определенному вопросу, либо с сохранением их в существующем виде.
Таким образом, изучение особенностей коммуникативного процесса способствует формированию гражданского самосознания, помогает акторам политического процесса понять цели развития общества, определить свои политические позиции и роли в социально-политических трансформациях. Коммуникационные технологии проникают во все сферы общественной жизни, но наиболее заметно их влияние в политике.
Общая характеристика политической коммуникации
Среди политических процессов одно из главных мест занимает коммуникация. Она является неотъемлемым элементом взаимодействия людей, групп, политических партий, государств и обеспечивает передачу и взаимопередачу информации, чувств, оценок, значений, смыслов, ценностей и т.п. Политика выражает себя через систему коммуникативных действий.
В 1950–1960-е гг. исследования политической коммуникации выделяются в самостоятельное научное направление. Подход к политике как системе коммуникаций и информационных потоков разрабатывали американские и немецкие мыслители Ханна Арендт (1906–1975), Карл Дойч (1912–1992), Никлас Луман (1927–1998), Юрген Хабермас (род. 1929).
Политическая коммуникация – это передача и обмен информацией, идеями, эмоциями, навыками, смыслами и т.п. в сфере политики с помощью разнообразных символов (слов, картин, графиков, музыки и т.д.) между субъектами политики и гражданами в ходе их формальных и неформальных взаимодействий.
Политическая коммуникация
PR-деятельность в сфере
политики осуществляется через
Политическая коммуникация –
это своеобразный механизм, посредством
которого реализуется власть в обществе.
Она протекает на двух уровнях:
• формальный – через СМИ транслируются и воспроизводятся
нормы и ценности, принятые в данном обществе,
формируется общественное мнение;
• неформальный – используются личные
контакты, связи, «закулисные переговоры»
и т.п.
Информационные потоки в системе политической коммуникации также имеют три уровня:
1) Первый уровень обслуживает
органы власти и управления. Здесь
в основном циркулирует
2) Второй уровень образует
информационную среду вокруг
3) Третий уровень обращен
к общественному мнению, массовому
сознанию, политическому
Каждой политической системе свойственна своя сеть политической коммуникации, которая зависит от уровня социально-экономического прогресса и развития средств массовой информации.
От состояния процесса
В процессе политической коммуникации передается три типа политических сообщений:
Направленность политико-
Основные типы и функции политических коммуникаций
Наибольшее распространение
получила следующая типология
1. Межличностная политическая коммуникация. Она предполагает непосредственный, «лицом к лицу» контакт людей в сфере политики. Выделяют такие стороны межличностной политической коммуникации:
• коммуникативную, связанную с
обменом информацией между
• интерактивную, связанную с обменом действиями между сторонами (вопрос – ответ, просьба – отказ или согласие во время диалога политиков с населением, контакта политиков друг с другом и т.п.);
• перцептивную, связанную с восприятием и пониманием друг друга взаимодействующих субъектов, объектов политики, формированием определенных межличностных отношений (патерналистские, партнерские, подданнические, равноправные и т.п.).
2. Групповая политическая коммуникация. Она происходит в ходе общения в малых группах (фракции в Государственной Думе, партийные блоки, участники митингов, демонстраций, консультации между членами правительства и администрации Президента и т.п.).
В данном типе коммуникации действуют те же закономерности, что и в межличностной политической коммуникации.
В то же время ему присущи
и специфические особенности. К ним, прежде всего, относятся лидерство
и руководство в группах, стимулирование
группы лидером, нацеливание на выполнение
определенных задач, процесс обсуждения
значимых общественно-политических
3. Массовая политическая коммуникация. Она возникает в процессе распространения политической
Значение массовой политической коммуникации трудно переоценить. Во-первых, воздействием данных средств могут быть охвачены большие группы людей. Во-вторых, общественное мнение в условиях демократического развития, как правило, становится известным органам власти и учитывается при формировании политической стратегии. В то же время массовая политическая коммуникация может служить средством получения прибыли и социального контроля.
Органы государственной власти могут
формировать общественное мнение в нужном
направлении, манипулировать сознанием
масс, поскольку всегда есть СМИ, которые
не только лояльно относятся, но и активно
поддерживают существующую политическую
Можно выделить следующие функции политической коммуникации по отношению к политической системе и гражданскому обществу:
• информативная функция – распространяются необходимые знания о политической системе, ее важнейших структурных элементах, способахфункционирования;
• регулятивная функция –
создается оптимальный для данного общества
механизм взаимодействия как между элементами политической
• функция политической
• манипулятивная функция –
формируется общественное мнение по наиболее
важным и значимым политическим
Она не только наполняет
смыслом политический процесс, но и создает
логическую последовательность политически
Далее рассмотрим типологию политических коммуникаций, которую выделяет Российский специалист по Public Relations В. Королько :
1. Коммуникации, направленные на привлечение внимания общественности к какому-либо событию или явлению.
Задача сводится главным образом к тому, чтобы заблаговременно предупредить население, помочь ему запомнить нечто важное с точки зрения PR-специалиста.
Например, политические организации могут привлекать внимание населения к масштабной акции, запланированной на ближайшее время. Так, день рождения Александра Лебедя совпал с периодом выборов в губернаторы Красноярского края, в которых он участвовал. Он пригласил на своё торжество известного киноактера Алена Делона. Приезд француза сразу же превратил обычный семейный праздник в мощную PR-акцию.
2. Коммуникация с целью информирования общественности и предоставления ей фактов или аргументов по отдельной важной проблеме.
Такие усилия, как правило, предпринимаются одновременно с привлечением внимания населения к чему-либо или кому-либо и дополняют первый тип коммуникации.
На подобном сценарии коммуникаций традиционно строятся программы избирательных кампаний Ю. Лужкова. Общественность получает массу информации о трудовом энтузиазме мэра Москвы (например, сообщение о субботнем рабочем дне), о его умении организовывать работу, предприимчивости, ответственности, знании проблем и способности с ними справиться, наконец, о его увлечениях (футбол, теннис) и др.
3. Образовательные коммуникации среди общественности.
В данном случае цель – усвоение населением определенного объема знаний и поведенческая реализация их в дальнейшем.
4. Коммуникации, направленные на закрепление установок и линии поведения тех, кто имеет общие с организаторами точки зрения.
Такие коммуникации нацелены на то, чтобы постоянно подчеркивать общность социальных приоритетов и ценностей общественности и коммуникаторов.
5. Коммуникации, целью которых является изменение установок тех, кто не разделяет точку зрения или позиции коммуникаторов по проблеме.
Подобные кампании требуют немалых усилий для устранения так называемого «когнитивного диссонанса», то есть преодоления ситуации, когда люди не склонны проявлять интерес к содержанию информации, не совпадающей с их собственной точкой зрения. Именно в рамках этого типа коммуникации часто и осуществляется так называемый «черный PR».
С. Марков в книге «PR в России больше чем PR» приводит любопытный пример одной из возможных моделей черного PR-a: