Основные разновидности менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:30, реферат

Краткое описание

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегод-
няшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением
фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка те-
кущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование ка-
налов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.

Файлы: 1 файл

Виды мен-та.doc

— 82.50 Кб (Скачать)


Еще в 50—60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. На сегодняшний день объектов, изучаемых менеджментом, существует несколько, и число их продолжает расти.

Речь идет об организационной деятельности, производстве, материалъно-техническом снабжении и сбыте, инновациях, маркетинге, персонале, финансах, учете и анализе хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добави-лось распространение знаний.

В зависимости от объекта управления выделяют следующие  виды менеджмента:

Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выра-ботку норм, регламентов, правил, инструкций и проч.

Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление ос-новной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, коорди-нации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно по-нимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме);

Объектами производственного менеджмента являются постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование, расстановка кадров и т. п.

Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.

Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он
имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследо-
ваний, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, вне-
дрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инноваци-
онной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование
творчества.             

Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегод-
няшний день сферой хозяйственной деятельности организации — поведением
фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка те-
кущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование ка-
налов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т. п.

Персонал-менеджмнет решает задачи подбора, расстановки, обучения, повыше-ния квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулиро-вания; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата, улучшение условий труда и быта, поддержание контактов с профсоюзной органи-заций и разрешение трудовых споров и конфликтов.

Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финан-сового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния. Элементами финансового менеджмента являются риск-менеджмент и налоговый менеджмент. Налоговый менеджмент занимается поиском законных способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов.

Эккаунтинг-менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа дан-ных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателя-ми, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выяв-ления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имею-щегося потенциала.

В последние годы начинают активно говорить о менеджменте знаний, управляю-щем процессами их выявления, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, син-теза, облечения в новые формы и проч., позволяющих потребителям более эффек-тивно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с соз-данием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обме-ниваются информацией и есть все возможности для ее эффективного усвоения.

Центральная задача в управлении знаниями сострит в том, чтобы облегчить вы-явление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передо-вого опыта, творческих возможностей.

Это важно и потому, что в перспективе все крупные организации должны де-литься на малые самоуправляемые структуры, которые из-за относительно неболь-шого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.

Далее представлена более подробная характеристика  видов деятельности, их особенности и необходимость, а также рассмотрен круг вопросов, решаемых каждым из них.

 

Производственный менеджмент

Производственный менеджмент — комплексная система обеспечения конкурентоспособности впускаемого продукта на конкретном рынке. В производственном менеджменте рассматриваются теоретические, методические и практические вопросы организации производственной деятельности.

Производственный менеджмент интегрирует в себе или вокруг себя все виды менеджмента: инновационный, финансовый, налоговый, маркетинговый и др. Эффективность производственного менеджмента во многом определяется точностью прогнозов стратегических тенденций развития общества, идеологии, производственных и информационных технологий, форм интеграции, организации производства, инновационной политики и др.

Основными элементами системы производственного менеджмента являются:

• организационная структура системы управления (управляющая под-система);

•  производственная структура (управляемая подсистема);

•  прогнозирование и планирование деятельности предприятия;

• организация основного производства;

•  организация обслуживающего производства;

• организация подготовки производства новой продукции;

•  реализация стратегии маркетинга.

Графоаналитическая модель системы производственного менеджмента должна быть простой и доступной для понимания, а самое главное — при-емлемой для практического применения в повседневной деятельности ме-неджеров. Поэтому она должна отвечать требованиям системного подхода к моделированию как структуры производственного менеджмента, так и процессов, происходящих в нем.

К компонентам «входа» системы производственного менеджмента относятся методическая, нормативная, проектно-конструкторская и другая документация, сырье, материалы, комплектующие изделия, энергия, новое оборудование, новые трудовые ресурсы, внешняя информация.

На «выходе» системы производственного менеджмента — выпускаемый товар (выполняемая услуга) соответствующих количества, качества, ресурсоемкости, поставленные в установленные сроки.

К компонентам обратной связи системы менеджмента относятся тре-бования, рекламации, новая информация потребителей товара предприятия, возникшие в связи с неудовлетворительным качеством товара, новыми достижениями НТП, инновациями и другими факторами.

При обработке системы менеджмента сначала следует на основе мар-кетинговых исследований конкретизировать «выход», затем проанализи-ровать качество внешней среды и «входа».

К функциям производственного менеджмента относятся: стратеги-ческий маркетинг, планирование, организация процессов, учет и контроль, мотивация, регулирование. Если перечисленные функции представить как систему переходящих один в другой компонентов, то в его центре будет функция координации, соединенная с каждой функцией.

Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент — комплексная система управления эффективностью инвестиций, вкладываемых коллективом собственников в развитие всех видов инноваций (товар, технологии, методы менеджмента и др.) В инновационном менеджменте рассматриваются теоретические и практические основы, а также практические рекомендации по построению организационных структур, выборов направлений инноваций, оптимизации инвестиций, управлению конкурентоспособностью объекта, техническим, экологическим, правовым, экономическим, организационным, социальным и психологическим аспектами управления персоналом инновационной фирмы. Все вопросы должны разрабатываться с применением совокупности научных подходов, принципов и методов менеджмента. Теоретические вопросы рассматриваются с учетом всех видов инноваций и стадий их жизненного цикла. Методические и практические вопросы должны подробно рассматриваться по стадиям маркетинга, НИОКР, организационно-технологической подготовки производства в увязке с остальными стадиями.

Ключевую роль в совершенствовании и обновлении различных сторон деятельности компании играет инновационный менеджмент. Это особый вид профессиональной деятельности, направленный на достижение конкретных результатов на основе рационального использования научных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов, применения многообразных принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Инновационный менеджмент предполагает объединение целей технической политики и политики капиталовложений и направлен на внедрение новых технологий и видов продукции. Он предусматривает выбор определенных объектов исследования, с помощью которых предприятие стремится содействовать поиску новых технологических возможностей.

Процесс инновационного менеджмента требует о организационных структур способности быстрой адаптации к меняющимся рыночным условиям.

Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент — это совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений. Финансовые решения направлены на выбор источников финансирования. Инвестиционные решения касаются выбора альтернативы вложения средств с целью получения доходов в будущем. Принятие финансового или инвестиционного решения связано с финансовыми или реальными активами.

Финансовый менеджмент — комплексная система обеспечения устойчивости, надежности и эффективности управления финансами. Финансовый менеджмент является видом профессиональной деятельности, направленной на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами. Он представляет собой процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействий на них с помощь методов и рычагов финансового механизма.      Целями финансового менеджмента являются:

• максимизация прибыли;

• платежеспособность;

• рост стоимости собственного (акционерного) капитала.

    Основная задача финансового менеджмента — принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками ее финансирования, как внешними, так и внутренними. Управление потоком финансовых ресурсов, выраженных в денежных средствах, в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли является центральным вопросом в финансовом менеджменте.

К задачам финансового менеджмента относятся обеспечение фирмы финансовыми ресурсами, распределение финансовых ресурсов.

Обеспечение фирмы финансовыми ресурсами предполагает детальную оценку:

• объема требуемых средств;

• формы их предоставления (долго- или краткосрочный кредит, де-нежная наличность);

• степени доступности и времени представления, стоимости обладания данным видом ресурсов;

• риска, ассоциируемого с данным источником средств (капитал собственников гораздо менее рискован, чем срочная ссуда банка).

Распределение финансовых ресурсов (инвестиционная политика и управление активами) предусматривает анализ и оценку долгосрочных и краткосрочных инвестиционных решений:

• оптимальность трансформации финансовых ресурсов в другие виды (материальные, трудовые);

• целесообразность и эффективность вложений в основные фонды, их состав и структура;

• оптимальность оборотных средств;  

• эффективность финансовых вложений;

Основные функции финансового менеджмента заключаются в следующем:

• финансовом анализе и планировании на основе показателей фи-нансовой отчетности, сборе и обработке данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и внешней отчетности;

• принятии долгосрочных инвестиционных решений, определении оптимальной структуры активов, управлении портфелем ценных бумаг,

• принятии долгосрочных решений по выбору источников финан-сирования и формировании структуры капитала предприятия, разработке политики привлечения капитала на наиболее выгодных условиях, дивидендной политике;

• управлении оборотными активами фирмы;

• выполнении функций, связанных со страхованием активов, налогообложением, консультированием, созданием системы внутреннего контроля и информационного обеспечения, реорганизацией предприятия.

Таким образом, основная задача финансового менеджера сводится к финансовому анализу и планированию в виде общей оценки:

• активов предприятия и источников их финансирования;

• величины и состава финансовых ресурсов, необходимых для под- держания достигнутого экономического потенциала предприятия и расширения его деятельности;

• источников дополнительного финансирования;

• системы контроля за состоянием и эффективностью использования финансовых ресурсов.

 

Налоговый менеджмент

Налоговый менеджмент является одним из подвидов финансового менеджмента, выполняя соответствующую функцию в системе управления. Принимая во внимание все многообразие подходов к выявлению содержания понятия менеджмент, налоговый менеджмент можно охарактеризовать как управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплатель-щиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои про-изводственные возможности.

Информация о работе Основные разновидности менеджмента