Менеджмент и его разновидности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 23:54, реферат

Краткое описание

Фредерик Тейлор и его соратники представляют собой первую волну синтеза в научном менеджменте. Научный менеджмент характеризуется как процесс соединения физических ресурсов или технических элементов организации с человеческими ресурсами для достижения целей организации. С технологической стороны научный подход Тейлора был направлен на анализ существующей практики в целях стандартизации и рационализации использования ресурсов.

Файлы: 1 файл

С развитием рыночной экономики.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

                                                  Введение

        

            С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины «менеджмент» и «менеджер», быстро и прочно  вошли в нашу жизнь и  в наш словарный обиход, заменив такие термины, как «управление», «управленческая деятельность», «руководитель», «директор». Хотя все эти слова являются синонимами по отношению  друг к другу,  термин «управление» имеет более широкий смысл. Вообще, «управление»-это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему(объект  управления)с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

      Прежде чем говорить о менеджере и его функциях,  надо  ввести  понятие «менеджмента». Этот термин произошел от американского «management»(управление). Последние десятилетия XIX века характеризуются исключительным накоплением ресурсов в американской индустрии. Широкое использование электрической энергии на предприятиях и механизация ручного труда привели к потенциально высокой продуктивности и массовому производству техники. Накопление ресурсов и развитие технологии ярко высветило главное препятствие на пути к более высокой производительности, которым являлись незрелые формы управления. И нигде это так не наблюдалось так очевидно как на самом предприятии. Труд был сильно специализирован и требовал поддержки и координации, интеграции и систематизации работы. Была необходима наука управления.У истоков возникновения научного менеджмента стояли Ф. Тейлор, Ф. Гилбрет, Г. Эмерсон. Система управления Тейлора включал три части: изучение и анализ времени выполнения операций для установления норм или стандартов, дифференциальная оплата сдельной работы, плата человеку, а не занимаемой должности. Задачей менеджмента было нахождение работы, для которой данный рабочий подходил лучше всего, содействие ему в становлении первоклассным рабочим и обеспечение его стимулами для наивысшей производительности.

      Для того, чтобы справиться с возрастающей сложностью управления Тейлор создал уникальную форму руководства, названную им «функциональный руководитель». Тейлор определил 9 признаков, определяющих хорошего руководителя низшего звена - мастера: ум, образование, специальные или технические знания, ловкость руководителя или сила, такт, энергичность, выдержка, честность, собственное мнение и здравый смысл, хорошее здоровье.

      Фредерик  Тейлор и его соратники представляют  собой первую волну синтеза  в научном менеджменте. Научный  менеджмент характеризуется как процесс соединения физических ресурсов или технических элементов организации с человеческими ресурсами для достижения целей организации. С технологической стороны научный подход Тейлора был направлен на анализ существующей практики в целях стандартизации и рационализации использования ресурсов. Со стороны человеческих ресурсов он искал наиболее высокую степень индивидуального развития и вознаграждения путем уменьшения усталости, научного отбора, соответствия способностей работника выполняемым им работам, а также путем стимулирования работника. Он не игнорировал человеческий элемент, как это нередко отмечается, но подчеркивал индивидуальную, а не социальную, групповую сторону человека.

    Большой вклад в развитие и популяризацию научного менеджмента внесла супружеская чета Фрэнк и Лилиан Гилбрет. Ранняя деятельность Ф. Гилбрета была похожа на то, что делал Тейлор. Позднее он организовал свою собственную консультативную компанию и присоединился к движению научного менеджмента.

      

                      1. Менеджмент и его разновидности

   

         Менеджмент- это самостоятельный вид профессиональной    деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента; управление, заведование и организация производства; совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли.

             Существует несколько понятий менеджмента, определяющих его как: 1) дисциплину, изучающую процессы управления предприятиями, которая обобщает опыт руководителей и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для начинающих, так и для опытных менеджеров; 2) непосредственно процесс управления; 3) аппарат управления, т.е. работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации. Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

       Необходимость такого организующего начала, как менеджмент, проявилась в том, что проблемы менеджмента актуальны для самых разных сфер. Даже самый поверхностный обзор сфер, в которых они имеют значение, показывает, насколько менеджмент важен в современной жизни. В процессе своей деятельности менеджеру приходится решать не только общие задачи управления, но и действовать в соответствии с особенностями сферы, которой ему необходимо управлять. Именно по этой причине принято говорить о частном менеджменте, особенности которого описываются в соответствующих учебниках. В настоящее время существует по меньшей мере шесть сфер менеджмента.

      Итак, какие же виды менеджмента в зависимости от сфер деятельности организации выделяют?

      Стратегический  менеджмент — менеджмент, который занимается решением наиболее важных, глобальных проблем организации в целом. Стратегический менеджмент направлен на определение глобальных целей, к которым стремится организация. Основным объектом внимания стратегического менеджмента являются:1) миссия организации; .2) проблемы внешней среды организации;3) установление планов в долгосрочной перспективе;4) люди, информационные технологии и рынок как основа для выживания организации;5) способность организации своевременно реагировать на изменения рынка и, если это необходимо, изменять свое поведение.

      Стратегический  менеджмент позволяет найти ответы на такие важные для любой организации  вопросы, как: в каком направлении мы движемся? какова цель нашего движения? для чего мы существуем? Планирование, которое позволяет определить цель движения, в менеджменте называют стратегическим. Подобный план является ориентиром, позволяющим планировать любые действия организации, а также определять, соответствуют ли конкретные задачи стратегическим целям, и не являются ли они отклонением от той цели, к которой движется организация.

      Стратегический  менеджмент — это процесс организационный, он направлен на достижение стратегических целей, к которым относят выпуск новых товаров, завоевание новых рынков и/или внедрение новых технологий, он опирается на пять процессов:1) анализ внешней и внутренней среды, 2) определение миссии и стратегических целей, 3) анализ и выбор стратегии, 4) реализация стратегии и 5) оценка и контроль выполнения стратегии.

      Производственный  менеджмент направлен на принятие решений, касающихся использования тех или иных технологий, загрузки оборудования, объемов и структуры выпуска продукции, другими словами, на оптимизацию производственного процесса. Оптимизация предполагает поиск такой организации производства, при которой имеющиеся у предприятия ресурсы (материалы, оборудование, денежные средства, рабочая сила) используются наиболее выгодно, таким образом, что они приносят максимально возможную выгоду при минимальных затратах.  

      А это требует решения целого ряда задач, тесно связанных с особенностями  производства, а также с удовлетворением  потребностей покупателей. Именно эти  задачи должен решать менеджер, занимающийся организацией производства. Производственный менеджмент не менее важен, чем все остальные виды управления: важно не только поставить задачи, но и обеспечить все необходимое для их выполнения. 

      Именно  эту функцию выполняет производственный менеджмент. Основные задачи, стоящие перед управлением производством, — это распределение работ, контроль за из выполнением, в том числе за качеством их исполнения, распределение ресурсов оптимальным для деятельности предприятия образом, определение размера партий, диспетчеризация.

      1. Распределение работ, контроль  за их выполнением. Прежде чем  любое производство начнет действовать,  его необходимо организовать. В  современных условиях, когда разделение  труда стало едва ли не единственной  реальностью, эта потребность особенно настоятельна. Необходимость контроля за выполнением работ обусловлена тем, что тщательно спланированный процесс производства может нарушаться от минимальных сбоев и нарушений установленного порядка. Поэтому руководитель должен в максимально возможной степени обеспечить соблюдение установленного порядка.

      2. Распределение ресурсов и определение  размера партий. Производство имеет  смысл только в том случае, когда все ресурсы используются  рационально, а количество произведенного  товара не превышает того количества, которое может быть продано. 

      С этой точки зрения для организации  производства важно, чтобы: 
1) не возникало ситуаций простоя: необходимо, чтобы в распоряжении имелось столько сырья и материалов, чтобы работа цехов и прочих подразделений была бесперебойной (по крайней мере, до того момента, как будет доставлено новое сырье или новые материалы и комплектующие);

2) не возникало  ситуаций перепроизводства: следует  производить столько товара, сколько  может поместиться на складе.

     Производственный менеджмент определяет:

·  оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции;

·  используемые технологии;

·  рациональный способ загрузки оборудования;

·  расстановку кадров;

·  управление персоналом;

·  способы разрешения конфликтов;

·  способы устранения сбоев и неполадок;

      ·  методы проведения текущего контроля 

      Менеджмент  персонала направлен на то, чтобы повысить эффективность использования персонала. Менеджер, работающий в данной сфере, должен решать вопросы, связанные с поиском, обучением и повышением квалификации сотрудников. Кроме того, в задачи менеджера по работе с персоналом входит разработка методов стимулирования и вознаграждения работников, благодаря которым их работа будет более плодотворной. Наконец, менеджер по персоналу должен следить за тем, чтобы профессиональный уровень работников был достаточно высоким.

      Поскольку любое предприятие существует до тех пор, пока оно удовлетворяет  чьи-то потребности, менеджеру, работающему  в области маркетинга, приходится принимать решения, определяющие характер сбора и использования информации о рынке. Кроме того, он отвечает за корректировку ценовой, производственной и рекламной политики предприятия. Зная, какие потребности имеются на рынке, в каком количестве необходимы товары и услуги, предоставляемые предприятием, менеджер может принимать решения, которые будут выгодными для предприятия.

Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллективы и отдельных  работников в направлении обеспечения  оптимальных условий для творческого, инициативного, сознательного труда, направленного на достижение высокого конечного результата.

    Менеджмент  персонала занимается:

 ·  подбором, расстановкой и обучением персонала;

·  определением методов мотивации сотрудников;

·  созданием благоприятного психологического климата на предприятии;

·  улучшением труда и быта работников;

·  налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами

      Маркетинговый менеджмент «отвечает» за организацию взаимоотношений организации с рынком. А это предполагает, во-первых, организацию эффективного получения информации о рынке: о потребителях, их желаниях, о конкурентах и предлагаемых ими товарах. Во-вторых, в задачи маркетингового менеджмента входит управление принятием наиболее важных решений, касающихся того, как организация представляет свой товар или услугу на рынке, то есть позиционирования товара, рекламы и т.д. Основными целями маркетинга являются: 1) извлечение устойчивой (или максимальной) прибыли и 2) приобретение преимуществ перед конкурентами. 

      Маркетинг выполняет очень важные функции: 
производственную функцию, заключающаяся в таком воздействии на производство, в результате которого производство начинает выпускать товар, максимально соответствующий потребностям определенной группы потребителей; аналитическую функцию, которая заключается в получении и обработке информации о том сегменте рынка, на который ориентируется организация ;сбытовую функцию, состоящую в обеспечении движения товаров от производителя до потребителя и в обеспечении положения, когда товар находится в том месте, где он нужен, в тот момент, когда он нужен; в управленческую функцию, связанную с принятием производственных решений, которые повышают экономическую эффективность деятельности организации и сводят к минимуму риски в хозяйственной деятельности. Маркетинг — это особая функциональная зона любой организации. В большинстве современных организаций существуют особые маркетинговые подразделения.

Информация о работе Менеджмент и его разновидности