Основные разновидности речи, виды речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

Оглавление

Основные разновидности речи ………………………………….….…..……3
Виды речи …………………………………………………….…………….…4
Список используемой литературы………………………..……….……….…….8

Файлы: 1 файл

акулова контр.doc

— 76.00 Кб (Скачать)
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

    
  1. Основные  разновидности речи ………………………………….….…..……3
  2. Виды речи …………………………………………………….…………….…4

    Список  используемой литературы………………………..……….……….…….8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  разновидности речи.
 

      Монолог и диалог - две основные разновидности речи, различающиеся по количеству участников акта общения.

      Диалог - это разговор двух или нескольких лиц. Основной единицей диалога является диалогическое единство - тематическое объединение нескольких реплик, представляющее собой обмен мнениями, каждое последующее из которых зависит от предыдущего. На характер реплик оказывает влияние так называемый кодекс взаимоотношений коммуникантов. Выделяют три основные типа взаимодействия участников диалога: зависимость, сотрудничество и равенство.

      Любой диалог имеет свою структуру: зачин - основная часть - концовка. Размеры диалога теоретически безграничны, поскольку его нижняя граница может быть открытой. На практике же любой диалог имеет свою концовку.

      Диалог  рассматривается как первичная  форма речевой коммуникации, поэтому он получил своё наибольшее распространение в сфере разговорной речи, однако диалог представлен и в научной, и в публицистической, и в официально-деловой речи.

      Будучи  первичной формой коммуникации, диалог представляет собой неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной, публицистической и официально-деловой речи при возможной подготовке реплик развёртывание диалога будет спонтанным, поскольку обычно реплики - реакции собеседника неизвестны или непредсказуемы.

      Для существования диалога, с одной стороны, необходима общая информационная база его участников, а с другой - исходный минимальный разрыв в знаниях участников диалога. Неинформативность может отрицательно сказаться на продуктивности диалогической речи.

      В соответствии с целями и задачами диалога, ситуацией общения, ролью собеседников можно выделить следующие основные типы диалогов: бытовой, деловая беседа, интервью.

      Монолог можно определить как развёрнутое  высказывание одного лица. Различают  два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна для устной формы книжной речи: устная научная речь, судебная речь, устная публичная речь. Наиболее полное развитие монолог получил в художественной речи.

      Во-вторых, монолог - это речь наедине с самим  собой. Монолог не направлен непосредственному  слушателю и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника.

      Монолог может быть как неподготовленным, так и заранее продуманным.

2. Виды речи

      Речь  бывает развлекательной, информационной, воодушевляющей, убеждающей. Речь в различных ситуациях общения преследует разные цели, но, как правило, она прагматична, поэтому должна быть продуманной, логически выстроенной. В деловом общении, профессиональной сфере традиционно используются определенные виды речей (1, стр.89).

      1. Информационная речь.

      Ее  цель обогатить слушателей новыми знаниями, пробудить любопытство. Способами  создания информационной речи являются описание, повествование, рассуждение. Информационная речь должна пробуждать внимание к затронутой проблеме, в ней не должно быть спорных моментов, должен быть подобран современный материал с примерами и иллюстрациями. В практике вуза часто используются информационные речи студентов на семинаре, при защите реферата, курсовой и дипломной работ. Они обычно включают: определение темы, предмета исследований, методику работы, обзор имеющейся литературы по этой теме, новизну и практическое применение.

      Повествование - это движение; описание расчленяет предмет, показывает частности и придает им наглядный вид, как на картине; объяснение показывает, каков предмет в действии или каково его устройство. Во всех информационных речах преобладает какая-либо одна из этих характерных черт.

      Ощущение движения, вызываемое повествованием, конкретность, характерная для описания, и закономерный порядок, присущий объяснению, - наиболее важные черты   речи,   имеющей    познавательное   значение.

      Один  из распространенных видов публичных  выступлений в вузе - научный доклад - сообщение о постановке проблемы, о ходе исследования, о его результатах. Он содержит новые сведения, во многом определяется наличием авторской точки зрения. С ним студент выступает на семинаре или, например, на научной конференции. Он готовится так же, как и другие устные выступления, кроме того, обязательно нужно прочитать текст, вслух перед выступлением, составить план.

      Таким же образом готовится защита реферата. Выступление включает: объявление темы и цели работы, указание на источники, содержание работы, включающее цитаты, факты, значимость, имеющиеся точки зрения.

      Информационная  речь ставит своей задачей не только пробудить любознательность, но и  дать новое представление о предмете. Она может быть повествованием, описанием, объяснением. Она должна соответствовать следующим требованиям (1, стр.90): 

а) В ней не должно быть ничего спорного

В информационной речи любой вопрос находит свое разрешение при соблюдении двух условий. Вопрос должен быть связан с тем, что уже существует или представляет подлинную правду. Он не может вызывать спора: верить или не верить и что делать. 

б) Она должна вызывать пытливость

Характерная для информационной речи черта заключается в том, что она пробуждает любознательность слушателя. Если заранее не возникли вопросы, вызванные удивлением, недоумением или сомнением, ваш долг поставить их. Как это сделать и о многом другом, связанном с построением информационной речи 

в) Она должна удовлетворять  запросы слушателя

Другая  ваша обязанность заключается в  ответе на все поднятые вопросы, который  удовлетворил бы слушателя. Нельзя браться за доклад об устройстве атома, если вы не проработали эту сложную проблему до предельной ясности. 

г) Сообщение должно быть актуально

      В основе интересов слушателя лежат  факты, их значение, процессы, принципы и события сами по себе.

      2. Развлекательная  речь 

      Она не содержит иной цели, кроме заключающейся в ней самой. Она сама по себе должна развлечь и потешить слушателя. Её часто услышишь на банкете, или в ином месте, где люди встречаются, чтобы приятно провести время.

      Можно было бы сказать, что ее цель просто поддержать внимание и интерес слушателя, но здесь имеется в виду занимательность - интерес как самоцель. В ней и шутка, и серьезная мысль, правда и вымысел. Она или проникнутое единством связное повествование, или состоит из анекдотов. В ней юмор, много личного, ирония, насмешливая серьезность, карикатура и преувеличения. В удачной речи на банкете неизбежны шутливые выпады против той или иной группы, нападки на «противный» пол или на политическую оппозицию.

      3. Воодушевляющая речь.

      Воодушевляющая  речь - агитационные речи в общем можно разбить на 3 группы: речи с целью воодушевить; речи с целью убедить; речи с целью вызвать активную реакцию. На деле эти три подвида нередко перекрывают друг друга. Большинство речей с целью убедить вызывают действенные порывы.

Сплошь  и рядом бывает трудно сказать, где кончается ясное постижение вопроса и возникают изменившееся убеждение и потребность действия.

      Тем не менее, многие речи лучше всего  определить, как речи с целью внести ясность в вопрос, подчеркнуть его значение и воодушевить слушателя, так как их главная цель не в том, чтобы представить новые данные, переубедить или вызвать действие.

      Такие речи, как и информационные, в  значительной мере развиты на основе примеров и соответствующих данных, однако материал должен быть подобран и подан так, чтобы вызвать  не только любознательность, но и обострить в сознании значение традиций, личности, правил поведения, веры. Поэтому такие речи содержат в себе прямой призыв к чувствам. Затрагивая чувства, они напоминают слушателю об уже известном, но не полностью осознанном.

      Темы  для этих речей необходимо выбирать в зависимости  от их способности затрагивать глубокие личные интересы: ощущение конфликта, борьбы, опасности, чувства гнева и ненависти. Они должны пробуждать мысли о насущных вопросах: о справедливом и несправедливом, о родительской привязанности, о любви к отечеству и к ближним. Они могут вселять чувства восторга, благодарности, преданности. Они порождают желание воздать должную похвалу или навевают безмятежную ясность духа.

      4. Убеждающая речь 

      Убеждающая  речь - убедить - значит логическими доводами доказать или опровергнуть какое либо положение. Такая речь стремиться определить образ мышления и поведения, но не представляет собой призыва к непосредственному действию.

        На практике эти речи рассматривают как агитационные, в которых любыми методами - логическими и иными - оратор убеждает согласиться с ним в опорном вопросе. Но хотя такая речь стремится определить образ мышления и поведения, она не представляет собой призыва к непосредственному действию.

      Предмет речи - вопросы факта (что представляет правду, а что нет) или вопросы поведения (что надо делать, а что не надо).

      Как и всякая речь, она должна быть интересной. Но ее интересный характер - в самом вопросе или в его спорности. Интерес, который оратор должен вызвать, если он еще не возник у слушателей, можно определить вопросом: «Чему же верить?» или «Что делать?» Две основные ошибки сопутствуют выбору предмета речи: или обращаются к теме, не представляющей реального или потенциального интереса, или обсуждают вопрос, который не в состоянии разрешить или хотя бы помочь его разрешению. Как избежать таких ошибок?

а)  Выбирайте действительно  спорный вопрос

Если, прежде чем вы начали говорить, все уже  согласны с вами, то незачем возбуждать интерес к теме и нечего решать. А если речь оказывается бесцельной, слушатели будут скучать и жалеть о потерянном времени. 

б)  Выбирайте содержательную тему

Люди  хотят, чтобы их развлекли и познакомили  с предметами, которые интересны  или сами по себе, или благодаря  остроумной и увлекательной форме изложения. Но вопросы, касающиеся убеждений, по своей сущности практичны и серьезны.

в)   Выбирайте разрешимый вопрос

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. Александров Д.Н. Риторика. - М.: 1999.
  2. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. - Ростов-н/Д, 1996.
  3. Делецкий Ч. Практикум по риторике. - М.: 1996.
  4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. - М.: 1978.
  5. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов. - М.: Издательский центр "Академия", 2003.

Информация о работе Основные разновидности речи, виды речи