Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа
Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека – это его своеобразный паспорт.
Введение_____________________________________________________3
1. Речь: особенности, разновидности_________________________5
§1. Красноречие как искусство______________________________5
§2. Понятие и виды речи____________________________________7
§3. Ораторское искусство___________________________________9
2. Публичная речь: понятие, особенности, виды_______________11
§1. Понятие и особенности публичной речи___________________11
§2. Показательная и совещательная речь: особенности, отличая__13
§3. Духовная речь_________________________________________17
§4. Судебная речь_________________________________________18
3. Искусство выступления_________________________________23
§1. Подготовка речи_______________________________________23
§2. Правила произношения речи_____________________________25
Заключение____________________________________________________29
Список литературы_____________________________________________30
Содержание.
Введение______________________
1. Речь: особенности, разновидности_________________
§1. Красноречие как искусство_____________________
§2. Понятие и виды речи__________________________
§3. Ораторское искусство_____________________
2. Публичная речь: понятие, особенности, виды_______________11
§1. Понятие и особенности публичной речи___________________11
§2. Показательная и совещательная речь: особенности, отличая__13
§3. Духовная речь__________________________
§4. Судебная речь__________________________
3. Искусство выступления___________________
§1. Подготовка речи__________________________
§2. Правила произношения речи__________________________
Заключение____________________
Список литературы____________________
Введение.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие. Ораторство - сильнейший рычаг культуры.
Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека – это его своеобразный паспорт. От точности мышления зависит выбор средств выражения, неточность же выражения ведет же к фактическим ошибкам. Поэтому каждый говорящий, в какой то мере задумывается не только над тем, что он говорит, но и как говорит.
Слова характеризуют оратора как личность, поэтому речь его должна быть чистой. Чистой признается такая речь в структуре которой нет чуждых литературному языку слов, фразеологизмов, диалектной, жаргонной и арготической лексики.
Сегодня, в начале XXI века, очень остро стоит вопрос об эффективности коммуникации и мастерстве публичного выступления. В этой связи возникает вопрос: что дает человеку свободное владение речью? Человек, свободно владеющий речью, пользуется уважением окружающих почти автоматически. Он всем интересен, ему легко вступить в контакт, он может влиять на собеседников.
Актуальность исследования данной темы определяется значительным интересом к изучению языка как средства воздействия на коммуниканта, а также изучение механизмов, осуществляющих данное воздействие. Кроме того, актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью публичной речи в обществе, ее способов влияния, необходимостью уточнения и более подробного рассмотрения ее многих аспектов.
В связи со сказанным, объектом исследования стало искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого результата на аудиторию, а предметом исследования — такие ее разновидности как судебная, духовная, показательная (эпидектическая), и совещательная речь.
Данная работа состоит из трех глав, разделенных на параграфы (1 глава - на 3 параграфа, 2 глава - на 4 параграфа, 3 глава - на 2 параграфа), введения, заключения и списка литературы.
1. Речь: особенности, разновидность.
§1. Красноречие как искусство.
В Древней Греции красноречие рассматривалось как один из видов искусства. Однако в его классификации непосредственная связь проводилась лишь между красноречием, с одной стороны, и поэзией и актерским творчеством – с другой.
М. В. Ломоносов в «Кратком руководстве к риторике на пользу любителей красноречия» первостепенное значение придавал именно художественным компонентам публичной речи. Красноречие, по определению Ломоносова, означает сладкоречие» («красно говорить»). Этим оно «превышает многие искусства», отличается чистотой «стиля», великолепием и силой слова, живо представляющего описываемое, как бы изображающее и поэтому возбуждающее человеческие страсти. Возбуждать и утолять страсти – такова, по утверждению великого ученого, первейшая обязанность оратора. А. Ф. Кони (1844–1927) писал: «Красноречие–это и литературное творчество, но, в устной форме. Оратор так же, как и поэт, обладает творческим воображением, и разница между ними та, что они к одной и той же действительности подходят с разных точек зрения».
Красноречие, будучи видом художественного творчества, относится к сфере духовной жизни, являясь определенной формой идеологической и – шире – культурной деятельности. Как поэзия и театральное искусство, так и красноречие чутки к современности в своей исследовательской сущности и стремлении соответственно воздействовать на общественное мнение и психологию людей.[1]
В. Даль определил красноречие (или «краснословие»), – как-то, что оно чисто русского происхождения и означает говорить привлекательно, красиво, красно, убедительно.[2]
В красноречии условность применяется весьма ограниченно и то исключительно в образности, стиле, манерах, а также жестах и мимике оратора. Предмет красноречия, как и его конкретное содержание, всегда вполне реален.
Однако, красноречие отличается от искусства тем, что в нем, как правило, не бывает художественного образа как основной формы воплощения ораторской мысли. В поэзии слово обязательно образно, метафорично и воплощает видимое или конкретно чувствуемое, так или иначе эмоционально переживаемое. В публичной речи мысль (идея) выражается в понятиях и определенных теоретических положениях, раскрываемых суждениями и доказательствами, умозаключениями и другими логическими категориями.
Красноречие – такой же живой процесс, как и искусство театра. Зритель сценического искусства и слушатель лекции или доклада становятся соучастниками того, что совершает актер или оратор. Для театральных исполнителей вовсе не безразлично, полон или полупуст зрительный зал, для успеха спектакля существенен также состав зрителей, их подготовленность к восприятию и пониманию разыгрываемой комедии или фарса, трагедий или драмы. Для лектора, политического обозревателя докладчика или цехового агитатора также важно, как и кто, в каком настроении и с какой подготовленностью слушает произносимую речь. Красноречие отличается то актерского творчества своей самостоятельностью.
Красноречие будучи живым процессом состоит из двух стадий, единых по своему творческому характеру. Первая стадия может быть названа временем ораторского замысла, его вынашивания, продумывания идеи и темы, а тем более конкретного содержания предстоящего выступления, его конспектирования. Вторая стадия – это уже реальное воплощение замысла и темы ораторской речи – ее публичное исполнение. Как на первой так и на второй стадиях оратор целиком предоставлен самому себе, и его труд составляет единство первичного и вторичного творчества. В своей работе истинный оратор самостоятелен и в известной мере оригинален от начала и до конца.
Другая особенность красноречии – полное отсутствие в нем игры или представления, а тем более перевоплощения в какой-либо образ. Яркая личность лектора, его очевидная одаренность, блеск и глубина его ума, манера говорить, его голос и эмоциональность, наконец, примечательная внешность в совокупности нередко воспринимаются слушателями как определенный образ, но не чужой, а образ самого оратора, счастливо одаренного природой множеством привлекательных качеств.
Ораторское искусство уже в античности не было однородным. Красноречие стало еще более многообразным в XX столетии и продолжает дифференцироваться в наше время. Мастерство в красноречии — это овладение спецификой каждого рода и вида ораторского искусства, тем более знание его предмета.
§2. Понятие и виды речи.
Речь имеет две формы – устную и письменную.
Устная речь первична по отношению к письменной: она возникла как первый инструмент человеческого общения, и только гораздо позже появились первые письменные знаки для ее фиксации.
Устная форма речи используется при непосредственном общении. Устная разговорная речь обращена к одному или нескольким адресатам в неофициальной обстановке и затрагивает бытовые темы. Устная публичная речь произносится в официальной ситуации. Всякая речь в устной форме необратима во времени. В условиях непосредственности речевого общения процессы мышления и говорения практически совпадают. Оттенки смысла передаются интонациями, изменением громкости речи, тембровым выделением частей фразы, мимикой и жестами. Устная форма речи синтаксически упрощена. Ей свойствен особый порядок слов, когда одна фраза как бы «спешит обогнать» другую.
Письменная форма речи используется в условиях непрямого контакта: момент создания текста не совпадает с моментом его восприятия. Письменная речь предварительно обдумывается, ее фрагменты можно неоднократно копировать (тиражирование, чтение). Интонация на письме передается знаками препинания. Синтаксические конструкции усложнены, порядок слов строго подчинен логике. Смысл письменной речи формируется в определенной последовательности вокруг тех или иных тематических центрах высказывания.
Устная форма речи в целом имеет приоритет в обществе, и это легко доказать. Во-первых, устная речь предшествовала письменности, во-вторых, согласно статистике, подавляющее большинство людей значительно больше слушает и говорит, нежели читает и пишет. Как было установлено учеными, средний городской житель, будучи вовлеченным в речевое общение в течение 10-11 часов в сутки, около 75% этого времени слушает и говорит и только 25% времени читает и пишет.
Вообще, большинству людей легче говорить и слушать, чем писать и читать. Понимание при чтении зависит от самого читателя и является для него активным процессом, тогда как при восприятии устной речи понимание во многом зависит от оратора и является для слушателя в значительной мере пассивным процессом. Как писал венгерский ученый Ф. Пап, «для языка как абстрактной системы безразлично, в каком физическом облике проявляться, а для человека, пользующегося этой системой, не безразлично: для него более часто встречается, более естественной является звуковая форма».
Публичная (общественно значимая) речь представлена и такими разновидностями устного слова, как сценическая, дикторская и радиотележурналистская речь. Последние два типа четко выделяться и оформляться стали лишь в наше время.
Некоторые авторы выделяют следующие виды речи. Информационная речь, убеждающая речь, воодушевляющая речь, призывающая к действию речь, развлекательная речь.
Устная речь - сложное, своеобразное, отличное от письменной речи явление. Ее важнейшие разновидности: устная разговорная речь, устная публичная речь, устная публичная речь, устная озвученная речь.
§3. Ораторское искусство.
Выражение ораторское искусство имеет несколько значений. Под ораторским искусством понимается высокая степень мастерства публичного выступления, качественная характеристика ораторской речи, искусное владение живым убеждающим словом. Это искусство построения и публичного произнесения речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию.
Ораторским искусством называют также исторически сложившуюся науку о красноречии и учебную дисциплину, излагающую основы ораторского мастерства.
Ораторское искусство (латинский), риторика (греческий), красноречие (русский) – синонимы.
Объективной основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная потребность публичного обсуждения и решения вопросов, имеющих общественную значимость. Чтобы обосновать ту или иную точку зрения, доказать правильность выдвигаемых идей и положений, отстоять свою позицию, нужно было хорошо владеть искусством слова, уметь убедить слушателей и повлиять на их выбор.
История свидетельствует, что важнейшим условием появления и развития ораторского искусства, свободного обмена мнениями по жизненно важным проблемам являются демократические формы управления, активное участие граждан в политической жизни страны. Не случайно ораторское искусство называют «духовным детищем демократии».
Наиболее активно ораторское искусство развивается в переломные эпохи в жизни общества. Оно широко применяется, когда возникает историческая потребность участия народных масс в решении важны государственных задач.
Особенности ораторского искусства:
1. используется в различных сферах жизни общества: духовной, идеологической, социально-политической и др. Наиболее широкое применение находит в политической деятельности.
2. огромную роль играет нравственная позиция оратора, его моральная ответственность за содержание речи.
3. ораторское искусство – явление историческое, т.е. оно меняется. Каждая эпоха предъявляет к оратору свои требования, возлагает на него обязанности.