Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа
Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека – это его своеобразный паспорт.
Введение_____________________________________________________3
1. Речь: особенности, разновидности_________________________5
§1. Красноречие как искусство______________________________5
§2. Понятие и виды речи____________________________________7
§3. Ораторское искусство___________________________________9
2. Публичная речь: понятие, особенности, виды_______________11
§1. Понятие и особенности публичной речи___________________11
§2. Показательная и совещательная речь: особенности, отличая__13
§3. Духовная речь_________________________________________17
§4. Судебная речь_________________________________________18
3. Искусство выступления_________________________________23
§1. Подготовка речи_______________________________________23
§2. Правила произношения речи_____________________________25
Заключение____________________________________________________29
Список литературы_____________________________________________30
Следует отметить, что церковные служители небезразличны к коренным переменам происходящим в обществе. В своей проповеднической деятельности церковь уже не представляет человека ничтожным, а, напротив, старается как-то возвысить его. Не отрицая земных радостей и даже ратуя за мир на земле, богословская риторика одновременно напоминает о «небесах», обращая к ним взоры верующих. Обратимся к такому виду богословского красноречия, как преподавание в духовных семинариях и академиях, как речь на соборах, посвященных различным теологическим проблемам, толкованию тех или иных канонов, апостольских посланий и т. д. В них можно усмотреть и правила формальной логики, и чувство звучащего слова, и элементы ораторского искусства в духе современности. Но теперь все это не замкнуто в церковной системе и фактически доступно широким слоям общества.
Слово Божие лежит в основе всего сущего. Словом Господь творит мир. Если Слово Божие есть инструмент творения мира, то слово человеческое есть инструмент организации любой совместной деятельности. Очевидно, что наша жизнь приобретает либо божественную, либо греховную окраску в зависимости от того, каким становится наше слово (язык, речь, уста).[6]
§4. Судебная речь.
Судебная публичная речь - одна из самых древних и самых почитаемых на земле речей. Кроме того, является из древнейших видов ораторского искусства, и каждая эпоха, страна, народ вносят свои изменения в него. Местом рождения судебного красноречия является Древняя Греция.
Выделяют следующие виды судебной речи: прокурорская или обвинительная речь, общественно обвинительная речь, адвокатская или защитительная речь, общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого.
Как прокурорская, так и адвокатская речи носят оценочный характер и отличаются нравственно-правовой направленностью. Предельная объективность, аргументация и доказательность в деталях являются необходимыми условиями выступления. Также важен и психологический момент, обязательна наиболее полная характеристика обвиняемого и его мотивов. Суд – орган должен быть не только карающий, но и воспитывающий. Естественно, что природа правосудия определяет характер судебного красноречия. Вместе с тем состязательный момент между прокурором и адвокатом является совершенно необходимым хотя бы потому, что прокурор как обвиняющий выступает от имени общества и адвокат как защищающий выступает от имени обвиняемого, но цель которых на суде – установление конкретной истины и достижение вполне юридически обоснованного и поэтому справедливого приговора.
Бывают и отклонения от этих, законом установленных, принципов и норм. Нередко как прокурор, так и адвокат стремятся создать себе славу. Делается это с расчетом повлиять на вывод суда. Речи обеих сторон должны быть в суде адресованы к судьбе определенного индивидуума, ставшего объектом юридическо-правовой и судебно-процессуальной характеристики и оценки. Но эти же речи прямым образом обращены не только к судьям, но и к совести и сознанию общественности. В этом опосредованном своем значении названные речи имеют и профилактический характер.
Однако прокурорская (обвинительная) и адвокатская (защитительная) речи вместе с тем отличаются друг от друга. Структура прокурорской речи чаще всего состоит из характеристики рассматриваемого дела, из оценки установленных фактов, формулировок, определения и разбора, из характеристики подсудимого, его деяний. Такая речь завершается рекомендацией или предложением о мере наказания или об оправдании, если для этого имеются основания.
Прокурорская речь, как бы сурова она ни была, не может быть лишена чувства такта и предельной объективности. Об этом такте, корректности, исчерпывающей продуманности формулировок в обвинительной речи обстоятельно и мотивированно говорил в своей работе «Задачи обвинения» А. Ф. Кони. Он писал об огромной моральной и, разумеется, юридической ответственности прокурора, выступающего на процессе, о том, что прокурор облечен большими правами и доверием и поэтому обязан умело пользоваться ими, речь должна быть образом объективности. В прокурорской речи неуместны не только издевательский тон, подтрунивание по отношению к обвиняемому, но даже юмор.
Основная функция судебной речи, а значит и выступления судебного оратора, воздействие. Помня об этом, опытный судебный оратор создаст все условия для активной мыслительной деятельности судей, присяжных заседателей и всех присутствующих в зале суда.[7]
Адвокат является защитником прав подсудимого его процессуальная задача – проанализировать материалы дела с точки зрения защиты, доказать невиновность подзащитного или меньшую степень виновности, вменяемой органами предварительного расследования. Если же виновность подсудимого доказана то, адвокат анализирует причины преступления. Таким образом обвинительная речь прокурора и защитительная речь адвоката служат одной цели установлению истины, постановлению справедливого решения. В этом ближайшая цель судебной речи.
Участники судебных прений должны не только доказать истину, но и убедить суд в правильности своей точки зрения. В этом основная задача судебного оратора. Убеждение выступает в уголовном судопроизводстве как метод оценки доказательств, результат познания оно основано на законе и правосознании. В теории публичной речи убеждение определяется как сообщение, имеющее целью изменить взгляды адресата. Для этого судебный оратор доказывает правильность своей позиции, анализирует аргументы процессуального противника, раскрывает несостоятельность с его точки зрения приводимых противной стороной доказательств объясняет почему по его мнению суд должен принять одни доказательства и отвергнуть другие.
Слушая речи прокурора или адвоката судья мысленно вслед за оратором критически прослеживает свой путь движения к истине, который он прошел в процессе судебного следствия.
Совпадение выводов оратора с личными выводами судей приводит к формированию у состава суда еще большей уверенности в их правильности. Расхождение же в выводах заставляет критически оценить ту совокупность доказательств которая приводится в их подтверждение. Все это способствует формированию убеждения суда.
Однако назначение судебной речи не исчерпывается установлением истины по разбираемому делу. Суд, осуществляя правосудие, одновременно проводит разъяснительно-воспитательную работу. Воспитательная функция суда, который не только наказывает преступников, но всей своей деятельностью учит всех присутствующих уважать права, честь и достоинство граждан, определяет обязанностью судебного оратора содействовать предупреждению преступлений, воспитанию в гражданах уважения к законам. Характеризуя и оценивая отдельные эпизоды преступления, оратор тем самым способствует глубокому уяснению присутствующими в зале суда гражданами существа дела. Речи адвоката и прокурора подготавливают слушателей к правильному восприятию приговора.
Самозащитительная речь, или допускаемая законом речь подзащитного – третий основной вид судебного красноречия. Хотя она по сути примыкает к адвокатской речи, но ведется в иной форме и в более трудных условиях.
Судебная речь по самой своей природе, по предназначенности не оставляет свободы выбора, исключает какую бы то ни было неопределенность, судебная речь — целенаправленный волевой акт, она устремлена на достижение конкретного, точно определенного результата. Судебная речь — активное вмешательство в ход событий. Убеждая, а нередко и переубеждая, судебный оратор стремится повлиять на исход дела. Иначе судебные прения были бы не нужны. Судебная речь направлена на то, чтобы привести к выводу однозначному, исключающему альтернативу, не допускающему никакой не определенности.[8]
3. Искусство выступления.
§1. Подготовка речи.
При подготовке выступления необходимо постоянно задавать себе и отвечать на три самых важных вопроса (их называют «три основных вопроса рефлексии»): 1. Что я делаю? 2. Зачем я делаю? 3. Как я делаю?
Первый этап подготовки речи – это выбор и уточнение темы выступления. Очень важно установить какова субъективная цель вашего выступления.
Следующий очень важный этап – определение целевого направления речи. Возможных направлений достаточно много – например, речи воспитательные, речи развлекательные. Хочется выделить два направления, которые, по моему мнению, являются самыми главными - информационная речь и агитационная речь. У информационной речи главная задача – поделиться каким-то знанием и заставить слушателя задуматься над ним, больше ничего. А агитационная речь всегда содержит в себе призыв к действию. Начинающие ораторы часто делают ошибку, смешивая агитационную речь с информационной, и не достигают в результате необходимой для их целей силы воздействия речи.
Дальше можно переходить к третьему этапу, а именно – к составлению предварительного рабочего плана. К основному правилу составления рабочего плана относится то что рабочий план не должен ни в коем случае воспроизводить структуру какой-либо одной книги. Маловероятно, что цели, которые преследовал автор при написании книги, совпадают полностью с целями готовящего выступления. Почти невероятно к тому же, что совпадет и целевая аудитория. Задача автора речи – использовать мысли автора книги, а не подчиниться его логике. Рабочий план должен содержать не более четырех вопросов, которые бы отсылали автора речи к различным типам источников.
Следующий, четвертый, этап работы над речью – сбор материала. Существует несколько секретов, которые могут значительно облегчить работу на этом этапе. Первое, что нужно иметь в виду: сбор материала – это не сбор информации. Это не столько чтение книг, сколько вынашивание собственных мыслей по поводу данной темы. Поэтому его нельзя оставлять сбор информации на последние один-два дня. На этапе сбора материала необходимо стараться думать о своей теме везде, а не только садясь за стол: в транспорте, на прогулке – где угодно. При этом очень полезно все приходящие в голову мысли обязательно записывать.
После завершения содержательной подготовки к выступлению необходимо заняться его формой – тщательно продумать структуру, последовательность частей и разделов, руководствуясь теперь уже не логикой сбора материала, а логикой его подачи. Работа на этом важном и многоплановом этапе существенно зависит от характера ожидаемой аудитории. Как правило, в структуре речи выделяют три части: - вступление, где главное - привлечь внимание слушателей, установить с ними контакт, заинтересовать их; - основная часть, собственно изложение оформленных мыслей, стержень которых - аргументация, достигаемая за счет непротиворечивости мысли и точности языка; - заключение, в качестве которого могут подаваться выводы, личное отношение автора к содержанию, указания на нерешенные проблемы, пожелания, призывы к дальнейшим действиям.
И, наконец, последний этап – подготовка к непосредственному изложению текста. Надо или не надо писать текст выступления целиком? Самые разные специалисты по теории ораторского искусства сходятся в одном: чего не надо делать точно, так это целиком учить выступление наизусть. Поскольку когда вы выучили заранее выступление, его очень трудно сделать ярким, для этого надо быть актером высокого уровня. Но если выступление целиком учить наизусть не следует, то отдельные его фрагменты не просто можно, а даже нужно заучить. Прежде всего, необходимо помнить наизусть начало и конец, причем желательно иметь в запасе несколько вариантов, и не столько сами разделы речи, сколько переходы между ними. Ведь если автор речи готов к выступлению, то сами мысли изложить он сможет, а вот импровизация плавного перехода от одного его пункта к другому может оказаться проблемой[9].
В большинстве случаев при выступлении имеет смысл использовать визуальные вспомогательные средства и иллюстрации. Из всего объема информации, попадающей в мозг человека, 75% приходит к нам посредством зрения, 13% - через слух, а оставшиеся 12% - через обоняние, вкус и осязание.
Проблема, обсуждением которой хотелось бы закончить рассказ о приемах произнесения речи – исключение проявлений страха публичного выступления. Ни в коем случае нельзя использовать лекарства от нервного напряжения, влияющие на рассудок или меняющие настроение. Нужно использовать простые и эффективные правила. 1. Дышите глубже 2. Напрягите мышцы рук перед выходом к аудитории, снимите спазмы мышц и напряжение нервов. 4. Представьте себе другой интерьер, хорошие декорации, сопровождающие презентацию. 5. Выучите наизусть первые две минуты выступления 6. Сделайте шпаргалки 7. Появитесь на один час раньше 8. Встречайтесь, здоровайтесь и разговаривайте. Стоит найти возможно заранее до выступления встретиться, поздороваться и поговорить с некоторыми из слушателей. Это производит эффект причастности к аудитории. Чем больше Вы знаете об аудитории, и чем больше они знают про Вас, тем большую легкость Вы все ощущаете. Вы перестанете быть чужими, а станете людьми, которые собрались вместе на какой-то отрезок времени для обсуждения общих интересов.
§2. Правила произнесения речи.
А.А. Волковым[10] были разработаны следующие правила произношения публичной речи.
1. Только очень опытный оратор может позволить себе импровизированную публичную речь, которая на самом деле подготовлена опытом многочисленных выступлений.
2. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше сказать мало, чем сказать
3. В каждой речи должны быть начало, середина и конец; при этом конец речи - самое важное, поэтому всегда помните о конце вашей речи.