Публичная речь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 17:28, реферат

Краткое описание

Публичная речь – одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: « Хороших ораторов мало, но много ли на свете людей, способных их слушать» (Ж. Лабрюйер)
Речь должна быть сначала и до конца захватывающе интересной и полезной.
Речь должна правильно составлена в композиционном отношении и содержать вступление, основную часть и заключение.
выделяют 5 этапов произнесения речи:
- инвенция, или «изобретение», «нахождение». На этом этапе собирают и систематизируют для будущей речи материал.
- диспозиция, или «расположение». Автор речи обдумывает его, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

Файлы: 1 файл

Публичная речь защита.docx

— 18.40 Кб (Скачать)

Публичная речь – одна из форм делового взаимодействия и искусства, по поводу которого сказано: « Хороших  ораторов мало, но много ли на свете  людей, способных их слушать» (Ж. Лабрюйер)

Речь должна быть сначала  и до конца захватывающе интересной и полезной.

Речь должна правильно  составлена в композиционном отношении  и  содержать вступление, основную часть и заключение.

выделяют 5 этапов произнесения речи:

- инвенция, или «изобретение», «нахождение». На этом этапе собирают и систематизируют для будущей речи материал.

- диспозиция, или «расположение». Автор речи обдумывает его, структурирует его, связывает детали, готовит комментарии к материалу.

- элокуция, или «словесное оформление мысли». В этой части осуществляется первая редакция ключевых слов, стилистическое оформление главной части, формулирование выступления и заключения.

- меморио, запоминание. На этом этапе нужно мысленно освоить текст, может даже выучить наизусть и попробовать освоить риторически (выделить места, где нужны паузы, модуляции голоса и т.д.)

Композиция речи – это  закономерное, мотивированное содержанием  и замыслом расположения всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации  материала.

Основными элементами в композиции речи являются: введение, основная часть, заключение.

1.Введение – это привлечение  внимания слушателей, подготовка  аудитории к восприятию основной  части; завоевание доверия и  симпатии аудитории; также вызвать интерес к предмету речи.

Основная часть, в которой  сообщают информацию и её обосновывают. В главной части развертывается тезис на основе взаимодействия со слушателем. Тезис – это основное положение, которое оратор собирается доказывать или сообщать.

. Заключение – суммируют  всё сказанное, делают выводы, закрепляют основную мысль в  памяти слушателя, призывают к  действию.

Теоретики ораторского искусства  выделяют такие роды красноречия, как  социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, богословско-церковное.

2.1Социально-политическое  красноречие

а) Отчетный доклад на собрании, б) Доклад на социально-политические и политико – экономические, в) Политическая речь, г) Дипломатическая речь д) Политическое обозрение е) Митинговая речь ж) Агитаторская речь .

2.2 Академическое  красноречие

а) Лекция вузовскаяб) Научный докладв) Научное сообщение Научный обзор .

2.3 Судебное красноречие

а) Адвокатская, защитительная  в) Самозащитительная речь б) Прокурорская, обвинительная речь

2.4 Социально –  бытовое красноречие 

в) Надгробная речь,б) Застольная речь а) Юбилейная речь

2.5 Богословско – церковное красноречие

б) Официальная  речь, а) Проповедь (слово) –

Публичную речь произносят с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия  ( воодушевление, убеждение, внушение и т. д). Она представляет собой монологическую речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающее ответной словесной реакции.

Почти в любом монологе присутствует элемент диалога, желание  втянуть адресат в активную мыслительную деятельность. Это особенно характерно для ораторской речи

Характерной особенностью  публичной речи является устная форма  общения.

Важная особенность публичной  речи – это наличие обратной связи.

Еще одна характерная особенность  – это сложная взаимосвязь  между книжной речью и её устным воплощением. Ораторская речь  тщательно 

Другая отличительная  особенность – это возможность  использовать невербальные средства коммуникации ( тембр и темп речи, громкость голоса, интонация; мимика, жесты, позы и т. д).

Главным понятием риторики является оратор ( от латинского «orarе» - говорить). Это человек, который произносит речь, выступает с речью.

Профессиональный оратор – это человек высокоинтеллектуальный, эрудированный, свободно ориентирующийся  как в литературе и искусстве, так и в науке, технике, а также  в политике и современном устройстве общества.

Оратор должен обладать определенными  умениями и навыками:

- умение говорить на  любую тему;

- умение точно выражать  свои мысли;

- уверенное высказывание  во время любого общения;

- умение аргументировать  и убеждать;

- умение пользоваться  различными речевыми приемами  и т.д.

Ораторское искусство  – это диалогическая связь, с  одной стороны которой выступает  оратор, а с другой слушатель, или  аудитория.

Аудитория  (по латыни «audir» - слышать) – это общность людей, которая выступает в роли единой социально – психологической группы.

   Для аудитории  характерны следующие признаки:

- количественный состав  присутствующих;

- однородность (неоднородность), т.е. разница по полу, возрасту, интересам;

- чувство общности (проявляется  при определенном настрое аудитории,  когда зал аплодирует  или же, наоборот, выражает недовольство);

- мотив действия слушателей (люди посещают лекции по различным  причинам).

Оратор и аудитория  в процессе публичного выступления  взаимодействуют.

Ораторская речь сочетает в себе воздействие не только на разум слушателей, но и на чувства, поэтому эмоциональность – совершенно естественное и необходимое качество публичной речи, которое помогает усвоить и воспринять её содержание. 

Оратор в публичном  выступлении аргументирует определенную точку зрения, т.е. осуществляет аргументацию.

Аргументация – это  процесс привидения доказательств, объяснений,  примеров для обоснования какой – либо мысли перед слушателями.

Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса (мысль  текста) : факты, примеры, убеждения  и т.д.Они должны быть убедительными, с которыми все соглашаются.Можно выделить ряд таких аргументов: научные аксиомы, заключение экспертов,положение законов,статистические данные и т.д.

Оптимальным числом аргументов при доказательстве тезиса является число 3:один-это просто факт,на два-можно возвразить,а три-это третий удар, на него возвразить сложнее.Начиная с четвертого воспринимаются аргументы, не как некая система(во первых,во вторых и в трертьих),а как «много аргументов.

             В зависимости от особенностей  слушателей выбирают разные способы  и тактику аргументирования.

Нисходящая и  восходящая  аргументация

Односторонняя и  двусторонняя аргументация

Дедуктивная и  индуктивная  аргументация .

Опровергающая и  поддерживающая аргументация.

Очередность преимущества и недостатков.

В разных аудиториях эффективными являются различные типы аргументаций.

В заключении можно сделать  вывод, что публичная речь – это  сложный вид работы, готовиться к  которой нужно тщательно и  заранее.

Хорошее и эффективное  выступление должно быть цельным  в ритмико – интонационном отношении и этическом плане. Но если не знать и не придерживаться правил построения публичной речи, эффективность на аудиторию снижается.

Таким образом, чтобы выполнить  свою задачу и донести до слушателя  слово, выступающий должен обладать разнообразными  знаниями, умениями  и навыками, среди которых важнейшими являются:

- умение подобрать материал  для выступления и подготовить  его в соответствии с целевой  установкой, законами композиции, логики  и психологии, а также с особенностями  устной речи и специфики аудитории;

- умение установить контакт  с людьми, выступить перед ними, соблюдая правила поведения на  трибуне и используя обратную  связь с аудиторией;

- умение отвечать на  вопросы аудитории, вести беседу, диалог, дискуссии;

- безупречное владение  устной речью: мимикой, жестами,  интонацией, голосом, соблюдение  всех требований культуры речи.

В настоящее время выступления  с публичной речью  сопровождают жизнь практически каждого человека. Ответ школьника у доски –  уже можно считать публичным  выступлением. Именно поэтому очень  важно изучать риторику и учиться  грамотно и красиво выступать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Публичная речь