Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа
Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека – это его своеобразный паспорт.
Введение_____________________________________________________3
1. Речь: особенности, разновидности_________________________5
§1. Красноречие как искусство______________________________5
§2. Понятие и виды речи____________________________________7
§3. Ораторское искусство___________________________________9
2. Публичная речь: понятие, особенности, виды_______________11
§1. Понятие и особенности публичной речи___________________11
§2. Показательная и совещательная речь: особенности, отличая__13
§3. Духовная речь_________________________________________17
§4. Судебная речь_________________________________________18
3. Искусство выступления_________________________________23
§1. Подготовка речи_______________________________________23
§2. Правила произношения речи_____________________________25
Заключение____________________________________________________29
Список литературы_____________________________________________30
4. Оратор, который выступает перед публичной аудиторией, должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе; он должен иметь опрятный и привлекательный вид.
5. Многие, в том числе и опытные, ораторы сильно волнуются перед публичным выступлением. Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от него, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем. Если это не помогает и вас не видят, согните руки в локтях, поставьте локти на высоте плеч, напрягите бицепсы и сделайте несколько сильных движений локтями назад. Если это невозможно, сделайте несколько сильных движений пальцами ног.
6. Не пейте воду непосредственно перед выступлением и во время выступления - вода дает ненужную нагрузку на сердце и сбивает голос. Не разговаривайте непосредственно перед выступлением.
7. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить.
8. Жестикуляция оратора должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите руками во время речи, но и не вытягивайте руки по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.
9. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.
10. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.
11. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, - вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.
12. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим - вытерпеть ее до конца. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумажке, на которой написан ваш конспект.
13. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.
14. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи. Не пытайтесь вместить максимум информации в минимум времени. Торопливо говорящий оратор - это оратор, который боится публики и ожидает, что его сгонят с трибуны.
15. Помните, что в устной публичной речи один сильнее многих: оратор, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.
16. Не бойтесь больших аудиторий, но бойтесь малых аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.
17. Не говорите лишнего. Когда публичный оратор говорит то, что он говорит, он думает то, что он думает. Поэтому ритор всегда думает, что сказать, но никогда не говорит всего, что думает.
18. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.
19. Не усваивайте себе дурную манеру некоторых лекторов повторять дважды одно и то же слово.
20. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу. Длина фраз определяется состоянием и размером аудитории и объемом помещения, в котором вы говорите. Чем больше аудитория и объем помещения, тем меньшей должна быть средняя длина вашей фразы.
21. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки. Паузой вы предоставляете аудитории оценить смысл сказанного прежде и про себя ответить вам. Не делайте паузы где попало - следите, чтобы ответы аудитории оказывались именно такими, какие нужны вам. Чем значительнее фрагмент содержания речи, тем короче отрезки звучания между паузами и тем отчетливее произнесение этих отрезков.
22. Публичная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной. Никогда не подвывайте на концах фраз.
23. Во время публичной речи оратор не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому все время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Оратор должен видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.
24. Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.
25. Завершение всякой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание. Уход оратора с трибуны не должен производить впечатление бегства.
Заключение.
Публичная речь организуется в форме монолога, т. е. сложно построенного, развернутого и длительного высказывания, обращенного ко многим, к обществу. Устная публичная речь предполагает особую организацию общения, а именно «собрание» — непосредственное наличие коллектива слушателей-собеседников, успех выступления, который, безусловно, закладывается в процессе тщательной подготовки к речи и во многом зависит от отношения и интереса автора к теме.
Из всех видов рассмотренных мною публичной речи наиболее актуальной и востребованной является судебная и духовная речь.
Так, судебная речь по самой своей природе, по предназначенности не оставляет свободы выбора, исключает какую бы то ни было неопределенность, судебная речь — целенаправленный волевой акт, она устремлена на достижение конкретного, точно определенного результата. Судебная речь — активное вмешательство в ход событий. Убеждая, а нередко и переубеждая, судебный оратор стремится повлиять на исход дела. Иначе судебные прения были бы не нужны. Судебная речь направлена на то, чтобы привести к выводу однозначному, исключающему альтернативу, не допускающему никакой не определенности. Важным качеством судебной речи является ее уместность, то есть соотнесение речевых средств с целевой установкой, с содержанием речи, умение построить речь соответственно с теме, задаче, времени, месту, оратору.
Нельзя недооценить огромное влияние духовной речи в настоящее время. Поскольку, именно религиозная этика речи предполагает организацию духовного единства всех людей, установления мира, любви, прощения, терпения, великодушия. Взгляды на мир и поведение человека оказываются принципиально иными, ценными становятся другие категории, которые может быть, и звучали в практической морали, но были только «лично» выгодны.
Список литературы.
1. В.И. Аннушкин Язык – речь – слово в духовной литературе и современном образовании. М. 1992.
2. В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. В соответствии с современными правилами орфографии. ТТ. 1-4. Т.3. М. 1998.
3. А.А. Волков Курс русской риторики. М. 1987.
4. Н.Н. Кохтев Основы ораторской речи. М. 1992.
5. И.М. Мельников Судебная речь. М. 2003.
6. А.А. Михневич Ораторские искусства лектора. М. 1984.
7. Н.Н. Романова, А.В. Филиппов Публичная речь в ее понятиях и упражнениях. М. 2007.
8. А.В. Филиппов Хорошая речь. М. 2007.
9. Ю.В. Шуйская Аргументация в совещательной речи. М. 2001.
10. Я.С. Киселев Речевая культура судебных прений. // Российский судья. 2001. №2.
30
[1] Н.Н. Кохтев Основы ораторской речи. М. 1992. С. 27.
[2] В.И. Даль Толковый словарь живого великорусского языка. В соответствии с современными правилами орфографии. ТТ. 1-4. Т.3. М. 1998. С. 360.
[3] А.В. Филиппов Хорошая речь. М. 2007. С. 48.
[4] Н.Н. Романова, А.В. Филиппов Публичная речь в ее понятиях и упражнениях. М. 2007. С. 15.
[5] Ю.В. Шуйская Аргументация в совещательной речи. М. 2001. С. 23-97.
[6] В.И. Аннушкин Язык – речь – слово в духовной литературе и современном образовании. М. 1992. С. 56.
[7] И.М. Мельников Судебная речь. М. 2003. С. 213.
[8] Я.С. Киселев Речевая культура судебных прений. // Российский судья. 2001. №2. С. 37.
[9] А.А. Михневич Ораторские искусства лектора. М. 1984. С. 87.
[10] А.А. Волков Курс русской риторики. М. 1987. С. 17.