Виды публичной речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 22:18, курсовая работа

Краткое описание

Искусство выступления – искусство совершенно особого рода. Для современного человека это не более чем средство для достижения жизненного успеха, некий набор приемов, овладев которыми можно добиваться от людей желаемых действий. По нашей речи наши собеседники делают вывод кто мы такие, так как речь помимо воли говорящего создает портрет, раскрывает его личность. Культура речи неотделима от общей культуры, без нее немыслимы интеллигентность, духовность. Речь человека – это его своеобразный паспорт.

Оглавление

Введение_____________________________________________________3
1. Речь: особенности, разновидности_________________________5
§1. Красноречие как искусство______________________________5
§2. Понятие и виды речи____________________________________7
§3. Ораторское искусство___________________________________9
2. Публичная речь: понятие, особенности, виды_______________11
§1. Понятие и особенности публичной речи___________________11
§2. Показательная и совещательная речь: особенности, отличая__13
§3. Духовная речь_________________________________________17
§4. Судебная речь_________________________________________18
3. Искусство выступления_________________________________23
§1. Подготовка речи_______________________________________23
§2. Правила произношения речи_____________________________25
Заключение____________________________________________________29
Список литературы_____________________________________________30

Файлы: 1 файл

виды публичной речи показательная%2C совещательная%2C духовная%2C судебная-курсовая.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

4. ораторское искусство имеет сложный синтетический характер. Философия, логика, психология, педагогика, языкознание, этика, эстетика – вот науки, на которые опирается ораторское искусство

5. ораторское искусство в зависимости о сферы применения подразделялось на различные роды и виды. В отечественных риториках выделяют следующие виды красноречия: социально-политическое, академическое, судебное, социально-бытовое, духовное (богословско-церковное)[3].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Публичная речь:  понятие, особенности, виды.

§1. Понятие и особенности публичной речи.

Публичная речь – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, речь, адресованная определенной аудитории, ораторская речь.

Публичная речь произносится с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждение, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д.). По своему характеру она представляет собой монологическую речь, то есть рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции. Крупный ученый-лингвист В.В. Виноградов писал: «Ораторская речь – особая форма драматического монолога, приспособленного к обстановке общественно-бытового или гражданского «действа».

Если рассматривать публичное выступление с социально-психологической точки зрения, то  это не просто монолог оратора перед аудиторией, а сложный процесс общения со слушателями, причем процесс не односторонний, а двусторонний, то есть диалог. Взаимодействие между говорящими и аудиторией носит характер субъектно-субъектных отношений. Та и другая сторона являются субъектами совместной деятельности, сотворчества, и  каждая выполняет свою роль в этом сложном процессе публичного общения.[4]

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление. Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление. Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства. Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Таким образом, публичная речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность:

1. Наличие «обратной связи» (реакция на слова оратора). В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать на поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что в данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

2. Устная форма общения. Публичная речь представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В ней реализуется устная форма литературного языка. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями. Ученые установили, что при восприятии письменной речи воспроизводится лишь 50% полученной информации. То же сообщение, изложенное устно и воспринятое на слух, воспроизводится до 90%.

3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением. Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающий опирается на книжно-письменные источники (научная, научно-популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно-письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступление должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.

4. Использование различных средств общения. Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства, хотя язык – это главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонация, громкость голоса, тембр речи, особенности произношения звуков; жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.).

§2. Показательная и совещательная речь: особенности, отличая.

Эпидейктическая (показательная) речь – это так называемая "речь на случай", торжественная речь на юбилеях и других торжественных актах, в дружеском кругу. Главная цель оратора – воодушевление и сплочение аудитории. Задача речи – хвала всему, что делает данную общность коллективом, хула всему, что противостоит данной общности. К разновидностям эпидейктической речи относятся: хвала лицу по случаю юбилея, похвала какому-то историческому, общественному явлению и хула (порицание) какого-то события, явления.

Эпидейктическая речь – это призыв к чувствам людей через обращение к вечным этическим законам и нормам, добру и злу.

Человек, которому посвящена речь, его деяния сравниваются с деяниями, например, известных исторических личностей. Если же трудно, то человек сравнивается с деяниями обычных людей, на фоне которых особо выделяются заслуги того, о ком говорят.

Эпидектическая речь должна состоять из следующих частей: предисловия (диспозиции), рассказа (наррации), доказательства (инвенции) и заключения.

Диспозиция может быть трех видов: прямой, косвенной или резко эмоциональной. Она слагается из похвалы, хулы, убеждения, обращения, которые  должны быть связаны с содержанием речи.

Вторая часть норрации должна включать в себя следующие требования: повествование должно затрагивать только основные факты, имеющие непосредственное отношение к теме; факты должны быть правдоподобными; норрация должна быть краткой и четкой; должна сопровождаться описанием для оживления сухих фактов; при описании следует избегать расплывчивости и излишних деталей.

Третью часть – инвенцию – следует направлять по спорному пункту. В эпидектической речи ими является преувеличение.

Многочисленные совещательные речи, окружающие слушателя, воздействует на него с помощью различной аргументации. Умение вычленять и анализировать аргументы, использованные оратором, помогает слушателю принять объективное решение, не поддаваясь на действие ложных приемов.

Убедить человека предпринять то или иное действие можно на основании трех типов аргументов. Первый тип – аргументы, основанные на составляющих самой ситуации, относительно которой нужно принять решение.

Второй тип – аргументы, обращающиеся к содержанию данной ситуации. Можно выделить в ней существенные или несущественные черты, определить ее родо-видовую принадлежность, и, основываясь на этом, построить суждение, убеждающее слушателей принять то или иное решение.

Третий тип аргументов, которые могут убеждать аудиторию в правильности принятия того или иного решения, – аргументы к внешним источникам. Можно сравнить данную ситуацию с похожей или наоборот, противопоставить ее какому-то другому случаю.

В совещательной речи аудитория проходит три стадии в своей осведомленности о данной проблеме: сначала слушатели узнают, что случилось, затем – решают, как это классифицировать, после чего обсуждают, что делать в данном случае. Наибольший интерес представляют именно аргументы, убеждающие людей делать или не делать что-либо, потому что ради этих аргументов произносится вся совещательная речь.

К особенностям совещательной речи можно отнести следующие аргументы. Субъектом предполагаемого действия в совещательной речи является ее непосредственный адресат. Обращение к идее инструмента в совещательной аргументации обычно выглядит так: используя именно этот инструмент, необходимо поступать так (нельзя поступать так).

От свойств какой-либо вещи отталкивается практически любая реклама – удобный, многофункциональный, прочный и т.д. товар – это уже аргумент, чтобы его купить. Аргумент к свойствам используется в совещательной речи и тогда, когда речь идет о том, что делать с определенным человеком: принимать его или не принимать на работу и т.п. 

Отсылка к времени в совещательной речи не предполагает положительной или отрицательной оценки действия через время («это прекрасно, так как совершается в прекрасное время» - «это ужасно, так как совершается в ужасное время»). Топ времени в этом виде речей используется для аргумента «настало такое время, что необходимо совершить это». Причем иногда этот аргумент принимает вид аргумента к невыносимости – «настало такое время, что нужно совершить хоть что-то (неважно что)».

В совещательной речи, как и в показательной, используется аргумент к месту. Однако если в показательной он принимает вид «хорошо то, что происходит в хорошем месте» и «плохо то, что происходит в плохом месте», то совещательная речь не оперирует категориями «хороший – плохой».

В совещательной речи аргумент к образу действия принимает вид «нужно это делать, потому что это красиво (приятно, вдохновляющее и пр.)» – важно отсутствие корыстного интереса, внимание слушателей обращается на то, как приятен сам процесс делания чего-либо.

В совещательной речи, которая, в отличие от показательной, предполагает не оценку, а обоснование какой-то стратегии, препятствующие обстоятельства – прекрасный повод попросить помощи. В тех речах, где оратор хочет получить финансовую или моральную поддержку своих начинаний, он прибегает к описанию тех трудностей, что встали у него на пути.

Один из самых ключевых аргументов при принятии решения – результат. Какое-то действие признается положительным и принимается решение его предпринять, потому что в результате получатся замечательные вещи – прибыль, улучшение здоровья, удовольствие и т.п.

Как и в показательной речи, идея сущности должна задавать координаты, в которых необходимо рассматривать данный предмет. Отталкиваясь от сущности, оратор предлагает принять решение: как необходимо действовать с данным предметом или с данным феноменом. В отличие от аргумента к роду и виду, который предполагает декларацию «А – это В», аргумент к сущности – это подробное разъяснение сути понятия, которое должно направить мысли аудитории к нужным действиям.

Аргументация, употребляющаяся в совещательной речи, не всегда используется во благо. Зачастую с помощью различных аргументов политики, рекламщики и другие ораторы пытаются присоединить аудиторию к безнравственной и наносящей вред точке зрения. Именно поэтому необходимо отделять ход мысли, использованный в поддержку той или иной идеи, от самой идеи, посылки от вывода.[5]

§3. Духовная речь.

Духовная речь относится к одной из древнейших видов публичной речи, имеющая не малый опыт воздействия на массы. В данном случае имеется в виду преимущественно христианская религия, а также такая ее наиболее влиятельная разновидность, как православие и католицизм.

Религиозная этика речи создает свои построения не на основе практической морали, радеющей об интересах личного успеха, а на основе духовной морали, которая предполагает организацию духовного единства всех людей, установления мира, любви, прощения, терпения, великодушия. Взгляды на мир и поведение человека оказываются принципиально иными, ценностными становятся другие категории, которые, может быть, и звучали в практической морали, но были только «лично» выгодны. В религиозной морали все направлено на личность другого человека – «ближнего твоего», которого необходимо чувствовать «как самого себя» в неложном стремлении к всеобщему союзу любви и всепрощения, единомыслия и единочувствия.

В основание речемыслительного поведения и общения между людьми кладутся две формулы: (отношение к Богу) «Возлюби Господа Бога твоего сем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»; (отношение к человеку в общении с ним) «Возлюби ближнего твоего как самого себя». Таким образом, религиозная этика закладывает любовь как основную речевую эмоцию в основание межличностного общения.

Основным видом духовной речи или богословско-церковного красноречия является проповедь, неизменно исполненная веры, что она воплощает «абсолютную истину», хотя и не исключает раздумий слушателей над «смыслом жизни». Наиболее характерная ее черта – морально-этическая назидательность. Ритор не видит нужды в том, чтобы аргументировать и точно доказать свои мысли. Он говорит «словом божьим», а оно, как принято по церковному катехизису, «не подлежит проверке». Любое стремление к действительному знанию и даже «излишнее любопытство» всегда осуждались церковью. Вот почему всякая церковная проповедь построена прежде всего на том, что все в мире «в руке божьей».

Заранее продуманная, рассчитанная на эмоциональное возбуждение прихожан церковная проповедь читается по ходу богослужения. Прерывается действие, замолкает орган, прекращается хоровое пенис и другие ритуалы, и на амвоне появляется духовное лицо, начиная свое слово. Естественно, что церковному проповеднику свойственно обращение по преимуществу к обыденному сознанию людей, точнее, массы верующих, паствы.

Информация о работе Виды публичной речи