Основные категории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент предполагает достижение целей управления эффективную работу людей путем мотивации их трудовой активности. Изучение этой науки позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления и в мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, позволяет принимать научно обоснованные решения, систематизировать роботу кадров, управлять предприятиями торговли как целостными системами.

Оглавление

Введение 2.

1. Основные категории менеджмента их характеристика и взаимосвязь. 3.

2. Виды бюрократических организационных структур управления, их характеристика. 5.

3.Сущность понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации, их характеристика. 13.
4. Модели и методы понятия управленческих решений, их характеристика.
Заключение. 18.
Список литературы. 21.

Файлы: 1 файл

конт. по менеджменту.doc

— 174.50 Кб (Скачать)


 

 

      Введение              2.

 

1. Основные категории менеджмента их характеристика и взаимосвязь.        3.

 

2. Виды бюрократических организационных структур управления, их     характеристика.                                                                                                       5.

 

3.Сущность понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации, их характеристика.                                                                                                     13.                                                             

4. Модели и методы понятия управленческих решений, их характеристика.

Заключение.                                                                                                           18.

Список литературы.                                                                                              21.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

      Менеджмент предполагает достижение целей управления эффективную работу людей путем мотивации их трудовой активности. Изучение этой науки позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления и в мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, позволяет принимать научно обоснованные решения, систематизировать роботу кадров, управлять предприятиями торговли как целостными системами.

       Менеджмент базируется на основных положениях макро и микроэкономики. Однако он не является сугубо экономической дисциплиной. Существенную роль в его формировании как науки сыграли психология, социология, педагогика, кибернетика и математика. Вместе  с тем сам менеджмент служит основой для изучения маркетинга, коммерческой деятельности и ряда других прикладных дисциплин, связанных с осуществлением торговой деятельности.

         Как каждая наука, менеджмент имеет свою теорию, которая охватывает задачи, закономерности, принципы, методы, функции и подходы, характерные для данной дисциплины.

          Менеджмент представляет собой важнейшую часть управления, которая изучает взаимоотношения людей в процессе управления. Применительно к менеджменту в  торговле следует отметить, что предметом изучения этой науки являются отношения управления в сфере обращения предметов потребления, а целью – оптимизация функционирования организаций торговли.    

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные категории менеджмента их характеристика и взаимосвязь.

 

 

          Менеджмент в торговле представляет собой особый вид управленческой деятельности, который призван обеспечить согласованную и целенаправленную работу персонала каждого предприятия для оптимального достижения стратегических и тактических целей. Процесс управления представляет собой совокупность последовательных действий, направленных на достижение определенных целей. При этом в управлении торговлей принято выделять организационно-технический и социально-экономические аспекты. Первый связан с воздействием на организацию и технологию товарного обращения, а второй отражает различные формы социальных отношений, присущих торговле. Оба эти аспекта управления тесно связаны.

Однако социально-экономический аспект является ведущим, и именно на нем акцентирует внимание менеджмент.

И в управлении, и в менеджменте используются одни и те же категории, к которым относятся такие понятия, как объект и субъект управления, прямые и обратные связи между ними, система управления, окружающая среда.

Объект управления -  это то, чем управляет, т.е. отрасль, предприятие, подразделение и т.п. В качестве объекта управления могут рассматривается торговля как сфера деятельности, оптовые и розничные предприятия торговли, а также подразделения этих предприятий.

Субъект управления – это то, что управляет, т.е. аппарат управления отраслью, предприятием, подразделением. Применительно к менеджменту в торговле субъект управления представляет собой совокупность определенных звеньев управления, выполняющих конкретные функции Сна различных уровнях управления.

Между субъектом и объектом управления существуют прямые и обратные связи. Прямая связь – это команда, поступающая от субъекта к объекту управления. Обратная связь – это информация, поступающая от объекта к субъекту управления, об исполнении команд и состоянии объекта управления.  

              Субъект и объект управления в совокупности вмести с системой прямых и обратных связей образует систему управления. В системе управления объект управления часто называют управляемой подсистемой, субъект – управляющей.

               В управлении торговлей в качестве системы управления могут рассматривается отрасль в целом, система предприятий, выделенных по отраслевому и территориальному признаку, отдельные предприятия торговли и даже их подразделения. Торговые предприятия могут быть классифицированы по различным признакам. Так в зависимости от роли процессии товарного обращения выделяются оптовые и розничные предприятия торговли. Если в оптовых предприятиях начинается процесс движения товаров из сферы производства в сферу обращения, то розничные торговые предприятия завершают обычно этот процесс, осуществляя продвижения товаров из сферы обращения в сферу потребления.

             Окружающая  (внешняя) среда – это все то, что окружает данное предприятие: поставщики и покупатели, конкурирующие организации, культура политическая ситуация и д.р. окружающая среда активно влияет на любую организацию, поставляя ей кадры, орудие труда, сырье, материалы или товары, энергоносители ит.д.

              Все категории управления находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.

 

 

 

 

 

 

 

2.Виды бюрократических организационных структур управления, их характеристика.

 

Характеризуются высокой степенью разделения труда, развитой иерархией управления, цепью команд, наличием многочисленных пра­вил и норм поведения персонала, и подбором кадров по их деловым и профессиональным качествам. Макс Вебер называл такие структуры «рациональными», поскольку предполагается, что решения, принятые бюрократией, имеют объективный характер.

Бюрократию часто называют также классической, или традици­онной, организационной структурой. Большинство современных орга­низаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хоро­шо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений. Объектив­ность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работ­ников.

Однако строгое соблюдение установленных правил может порож­дать новые проблемы при взаимодействии, обмене информацией и ко­ординации деятельности различных частей организации. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие здесь вопросы и проблемы решаются только исходя из прецедентов. Постепенно тщательный поиск альтернатив начинает сокращаться. Клиенты и общественность могут ощущать неадекват­ность реакции на их потребности, поскольку все их проблемы будут решаться в соответствии с установленными правилами, процедурами и нормами.

Линейная организационная структура управления (рис.3)

 

Это одна из простейших организационных структур управления. Она характеризуется тем, что во главе каждого структурного подразделения находится руководитель-единона­чальник, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками и сосредоточивающий в своих руках все функции управления.

Рис.3 Схема линейной структуры управления по принципу

«результат – треугольник»

 

При линейном управлении каждое звено и каждый подчи­ненный имеют одного руководителя, через которого по одному единовременному каналу проходят все команды управления. В этом случае управленческие звенья несут ответственность за результаты всей деятельности управляемых объектов. Речь идет о пообъектном выделении руководителей, каждый их которых выполняет все виды работ, разрабатывает и принимает реше­ния, связанные с управлением данным объектом. Оценка ре­зультатов деятельности в линейной структуре управления име­ет вид треугольника (см. рис. 3).

Поскольку в линейной структуре управления решения пере­даются по цепочке "сверху вниз", а сам руководитель нижнего звена управления подчинен руководителю более высокого над ним уровня, формируется своего рода иерархия руководителей данной конкретной организации (например, зав. секцией, начальник отдела, директор магазина; или мастер участка, инженер, на­чальник цеха, директор предприятия). В данном случае дей­ствует принцип единоначалия, суть которого состоит в том, что подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отда­вать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника, поскольку тот другой - начальник "моего" начальника. Схематически линейная структура управления может быть представлена в виде рис.4.

Рис.4 Схема линейной организационной структуры управления

 

Как видно из рис.4, в линейной структуре управления каждый подчиненный имеет начальника, а каждый начальник имеет несколько подчиненных. Такая структура функционирует в не­больших организациях на низшем уровне управления (секция, бригада и т.д.).

В линейной структуре система управления организацией компонуется по производственному признаку с учетом степени концентрации производства, технологических особенностей, ассортимента выпускаемой продукции и т.п.

Линейная структура управления является логически более стройной и формально определенной, но вместе с тем и менее гибкой. Каждый из руководителей обладает всей полнотой власти, но относительно небольшими возможностями решения функци­ональных проблем, требующих узких, специальных знаний.

Линейная организационная структура управления имеет свои преимущества и недостатки (табл.1).

 

Таблица 1

Преимущества

Недостатки

1) единство и четкость распорядительства;

2) согласованность дей­ствий исполнителей;

3) простота управления (один канал связи);

4) четко выраженная ответственность;

5) оперативность в принятии решений;

6) личная ответствен­ность руководителя за ко­нечные результаты дея­тельности своего подраз­деления.

1) высокие требования к руководи­телю, который должен быть подготов­лен всесторонне, чтобы обеспечивать эффективное руководство по всем функциям управления;

2) отсутствие звеньев по планирова­нию и подготовке решений;

3) перегрузка информацией, множе­ство контактов с подчиненными, выше­стоящими и сменными структурами;

4) затруднительные связи между ин­станциями;

5) концентрация власти в управ­ляющей верхушке.

 

Серьезные недостатки линейной структуры в определенной мере могут быть устранены функциональной структурой.

 

Функциональная организационная структура управ­ления (рис. 5)

 

Функциональное управление осуществляется некоторой совокупностью подразделений, специализированных на выполнении конкретных видов работ, необходимых для принятия решений в системе линейного уп­равления.

Идея состоит в том, что выполнение отдельных функций по конкретным вопросам возлагается на специалистов, т.е. каждый орган управления (либо исполнитель) специализирован на вы­полнении отдельных видов деятельности.

В организации, как правило, специалисты одного профиля объединяются в специализированные структурные подразделения (отделы), например отдел маркетинга, плановый отдел, бухгалтерия и т.п. Таким образом, общая задача управления организацией делится, начиная со среднего уровня по функциональному кри­терию. Отсюда и название - функциональная структура управ­ления.

 

 

 

 

                                                                           

                                                                           Функции управления

                                                                            

 

                                                                                 и т.д.  

 

 

 

                                                                        

                

                         

И с п о л н и т е л и

Рис.5 Схема функциональной организационной структуры управления

 

Функциональное управление существует наряду с линейным, что создает двойное подчинение для исполнителей.

Как видно из рис.5, вместо универсальных менеджеров (см. рис.4), которые должны разбираться и выполнять все функции управления, появляется штат специалистов, имеющих высокую компетенцию в своей области и отвечающих за опре­деленное направление (например, планирование и прогнозиро­вание).

Такая функциональная специализация аппарата управ­ления значительно повышает результативность деятельности организации.

Как и линейная, функциональная структура имеет свои преимущества и недостатки (табл.2).

Информация о работе Основные категории менеджмента