Основные категории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 13:31, контрольная работа

Краткое описание

Менеджмент предполагает достижение целей управления эффективную работу людей путем мотивации их трудовой активности. Изучение этой науки позволяет получить конкретные знания и практические навыки в постановке и обосновании целей управления и в мобилизации усилий персонала для достижения этих целей, позволяет принимать научно обоснованные решения, систематизировать роботу кадров, управлять предприятиями торговли как целостными системами.

Оглавление

Введение 2.

1. Основные категории менеджмента их характеристика и взаимосвязь. 3.

2. Виды бюрократических организационных структур управления, их характеристика. 5.

3.Сущность понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации, их характеристика. 13.
4. Модели и методы понятия управленческих решений, их характеристика.
Заключение. 18.
Список литературы. 21.

Файлы: 1 файл

конт. по менеджменту.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Преимущества

Недостатки

1) высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

2) освобождение линейных менеджеров от решения некоторых специальных вопросов;

3) стандартизация, формализация и программирование явлений и процессов;

4) исключение дублирования и параллелизма в выполнении управленческих функций;

5) уменьшение потребности в специалистах широкого профиля.

1) чрезмерная заинтересованность в реализации целей и задач "своих" подразделений;

2) трудности в поддержании постоянных взаимосвязей между различными функциональными службами;

3) появление тенденций чрезмерной централизации;

4) длительная процедура принятия решения;

5) относительно застывшая организационная форма, с трудом реагирующая на изменения.

 

Недостатки как линейной, так и функциональной структур управления в значительной степени устраняются линейно-фун­кциональными структурами.

 

Линейно-функциональная (штабная) структура уп­равления (рис.6)

 

При такой структуре управления всю пол­ноту власти берет на себя линейный руководитель, возглав­ляющий определенный коллектив. Ему при разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих реше­ний, программ, планов помогает специальный аппарат, со­стоящий из функциональных подразделений (управлений, отделов, бюро и т.п.).

В данном случае функциональные структуры подразделе­ния находятся в подчинении главного линейного руководителя. Свои решения они проводят в жизнь либо через главного руко­водителя, либо (в пределах своих полномочий) непосредствен­но через соответствующих руководителей служб-исполнителей.

Рис. 6 Схема линейно-функциональной (штабной) структуры управления

 

Таким образом, линейно-функциональная структура вклю­чает в себя специальные подразделения при линейных руково­дителях, которые помогают им выполнять задачи организации.

Линейно-функциональная структура также имеет свои по­ложительные моменты и недостатки (табл. 3).

Таблица 3

Преимущества

Недостатки

1) более глубокая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников;

2) освобождение главного ли­нейного менеджера от глубокого анализа проблем;

3) возможность привлечения консультантов и экспертов.

1) отсутствие тесных взаи­мосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделе­ниями;

2) недостаточно четкая от­ветственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации;

3) чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, а именно: подчинение по иерархии управления, т.е. тенденция к чрез­мерной централизации.

 

 

Дивизиональная организационная структура управления (рис.7)

 

Дивизиональная, или отделенческая (от англ. division — отделе­ние), структура управления — наиболее распространенная форма орга­низации управления современной промышленной фирмы. Смысл ее со­стоит в том, что самостоятельные подразделения практически полностью отвечают за разработку, производство и сбыт однородной продукции (дивизионально-продуктовая структура управления) или самостоятель­ные отделения полностью отвечают за хозяйственные результаты на опре­деленных региональных рынках (дивизионально-региональная структура управления) (рис. 7).

Каждое отраслевое отделение представляет собой независимое производственно-хозяйственное подразделение. Такое самостоятельное подразделение в большей степени ориентировано на максимизацию при­были и завоевание позиций на рынке, чем при функциональной системе управления.

Опыт показывает, что там, где важен фактор техники и технологии, дивизионально-продуктовая форма управления имеет безусловные преимущества, но здесь есть свои недостатки (табл.4).

 

Рис. 7 Дивизиональная структура управления

Таблица 4

Преимущества

Недостатки

1) Повышение самостоятель­ности и ответственности от­делений в вопросах макси­мизации прибыли и завое­вания позиций на рынке

1) Рост управленческого аппарата

2) Возможность появления конфликтов из-за централизованного распределения ресурсов

 

 

13

 



3. Сущность понятия «мотивация». Содержательные теории мотивации,           их характеристика.

 

Что такое мотивация? В основе мотивации лежит сложный и непрерывный процесс психологического выбора человеком того или иного типа поведения, механизмов его «запуска» и оценки результатов. Это означает, что человек постоянно находится в состоянии ситуационного выбора, взвешивая ценность (полезность, выгоду) своих действий, ожидаемого результата и затрат на их достижение. Стоит ли вкладывать свои сбережения в рубли или в доллары, на банковский депозит или в собственное дело, в недвижимость (имущество) или «в чулок». Продолжать ли учебу в вузе или прервать ее в связи с необходимостью зарабатывать на жизнь. Платить налоги или укрываться от них, увеличивать или уменьшать процентную ставку. Выбирать либерально-рыночную или иную модель общесистемного развития. Эти и многие другие, и альтернативные задачи возникают перед каждой системой (человеком) постоянно.

На основании чего человек делает выбор, действует в жизни тем или иным образом?

В основе человеческого поведения лежат потребности.

Первоначально изучение поведения людей базировалось на наблюдении их реакций на различные внешние воздействия (стимулы).

Однако выяснилось, что одни и те же факторы вызывают разное поведение и наоборот, одинаковое поведение вызывается разными факторами. Подобная неопределенность привела к необходимости исследовать внутренние причины действий людей в различных ситуациях. Что движет человеком?

Потребность – нужда в чем-либо или в ком-либо.

Психологи говорят, что человек испытывает потребность, когда он ощущает физиологически или психологически недостаток чего-либо. Потребности невозможно наблюдать – можно наблюдать только поведение людей. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивом к действию. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности.

Побуждение – это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности и сконцентрировано на достижении цели. Цель в этом смысле – это нечто, что осознается как средство удовлетворения потребности. Когда человек достигает такой цели, его потребность оказывается удовлетворенной, частично удовлетворенной или неудовлетворенной.

Например, если человек ощущает потребность в сложной работе, это может побудить его попытаться достичь цели в виде получения места, обеспечивающего ее. Получив такое место, он может обнаружить, что работа там на самом деле не такая сложная, как он предполагал. Это может заставить его работать с меньшим усердием или искать другое место, на котором эта потребность будет удовлетворена. Здесь на рисунке показан такой тип поведения.

Мотив – это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

В этом плане мотивами могут быть:

1)                 политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе;

2)                 достаточно действенные интересы к получению впечатлений;

3)                 стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.;

4)                 сильная потребность в чем-то;

5)                 достаточно сильное чувство;

6)                 действенные моральные убеждения;

7)                 привычки;

8)                 подражание.

То есть, «любой фактор, влияющий на возникновение побуждения и принятие решения, объявляется мотивом» [5, с. 7].

Различают внутренние и внешние мотивы. Мотивы характеризуют волевую сторону поведения. Особенности мотивационной сферы:

                  мотив порождается определенной потребностью;

                  имеет место борьба мотивов, побеждает более сильный мотив;

                  мотивы тесно связаны со средой жизнедеятельности.

Как же возникает мотив? Что влияет на потребностно-мотивационную сферу человека?

Термин мотивация представляет собой более широкое понятие, чем термин мотив. Слово «мотивация» используется в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека.

Далее рассмотрим основные способы мотивации, которые делятся на прямые (на человека) и косвенные (через стимулы).

Основными задачами мотивации являются:

                  признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов;

                  демонстрация отношения фирмы к высоким результатам;

                  популяризация качественного труда сотрудников;

                  применение различных форм признания заслуг;

                  поднятие морального состояния через признание;

                  обеспечение процесса повышения трудовой активности.

 

 

 

 

Теории мотивации:

 

1)             “Политика кнута и пряника”: Сторонники этой теории придерживались мнения, что человек по своей природе ленив, хитёр, эгоистичен, хочет поменьше дать и побольше взять. Таким образом, необходимо заставлять его работать. Чтобы ему было не в тягость постоянное принуждение к труду его необходимо систематически поощрять за хороший труд.

2)             “Содержательная теория мотивации”: Потребности заставляют человека действовать, работать.

3)             “Процессуальная теория мотивации”: Мотивация возникает в процессе труда.

Разновидности теории:

1)     “Теория мотивации Врума”:

Мотивация = Ожидаемые  *       Ожидаемое    *    Ценность

Информация о работе Основные категории менеджмента