Основные категории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:04, лекция

Краткое описание

Цель лекции: усвоение студентами основных категорий менеджмента

Оглавление

1 Понятие категорий менеджмента
2 Объекты и субъекты менеджмента.
3 Функции менеджмента
4 Иерархия менеджмента.
5 Организационная структура и схема управления.
6 Принципы менеджмента.
7 Методы менеджмента
8 Стиль руководства.

Файлы: 1 файл

2 основные категории менеджмента.doc

— 104.50 Кб (Скачать)


21

 

Тема 2 ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Цель лекции: усвоение студентами основных категорий менеджмента

 

План лекции

1 Понятие категорий менеджмента

2 Объекты и субъекты менеджмента.

3  Функции менеджмента

4 Иерархия менеджмента.

5 Организационная структура и схема управления.

6 Принципы менеджмента.

7 Методы менеджмента

8Стиль руководства.

 

 

1 Понятие категорий менеджмента

 

Категории менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения в процессах и структуре управления организацией.

К числу основных категорий менеджмента следует отнести:

      Понятие и сущность менеджмента;

      Виды менеджмента;

      Объекты и субъекты менеджмента;

      Функции менеджмента;

      Иерархия менеджмента;

      Организационная структура и схема управления;

      Принципы менеджмента;

      Методы менеджмента;

      Стиль руководства.

Виды менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента. Менеджмент подразделяют на следующие виды (в зависимости от функциональной принадлежности  - определенной сферы деятельности организации или ее звеньев)

      Стратегический

      Инновационный

      Производственный

      Финансовый

      Международный

      Экологический

      И т.д.

 

2 Объекты и субъекты менеджмента.

 

В процессе управления следует учитывать, что любая организация, независимо от размеров и задач, которые она решает, имеет управляе­мую и управляющую подсистемы (части), или объект и субъект управления (см. рис. 1). Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем: управ­ляемой и управляющей. Вместе они образуют систему управления.

Субъекты менеджмента — менеджеры-руководители различного уровня, наде­ленные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельно­сти организации.

 

 

 

 

 

 

 

                       Внешняя среда

 

 

 

 

 

управляющие                                          информация о состоянии

воздействия                                                 объекта

 

 

 

                Возмущающие воздействия

 

Категория «менеджер» распространяется на:

руководителей линейного менеджмента: директоров, руководителей производ­ственных подразделений среднего и нижнего звена управления;

руководителей функционального менеджмента: заместителей директора, руководителей функциональных подразделений и их частей (бюро, лабораторий, секторов);

организаторов определенных видов работ.

Объекты менеджмента — весь состав взаимосвязанных структурных подразделе­ний любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).

Объект и субъект менеджмента находятся во взаимной связи и зависимости. Чем больше по объему объект менеджмента, тем больше будет и субъект менеджмента. Это не прямо пропорциональная зависимость, поскольку на размер субъекта менеджмента будут действовать и другие факторы, такие как организованность объекта менеджмента, уровень компьютеризации работ и др. Подобное деление системы менеджмента на субъект и объект менеджмента и такая взаимосвязь между ними имеет место на всех уровнях менеджмента: верхнем, среднем и нижнем.

Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством ин­формации.

Из объекта управления информация о ходе работ поступает в управляющую под­систему и позволяет ей выработать команды управления, которые затем передаются в управляемую подсистему для исполнения.

На информационные входы управляющей подсистемы воздействуют факторы внеш­ней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п.

Кроме того, на информационные входы управляющей подсистемы воздействует производственная информация, поступающая по каналам обратной связи от управляе­мой подсистемы. Выходами управляющей подсистемы являются планы низовым струк­турным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.

 

3 Функции менеджмента

 

Категория функций менеджмента является одной из фун­даментальных в теории менеджмента.

Функция менеджмента — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.

Каждая функция менеджмента характеризуется однородностью содержания и целевой направленностью. Функции являются составными частями любого процесса управ­ления вне зависимости от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Поэтому их называют основными, или общими.

В теории и практике менеджмента существуют различные подходы к классифика­ции функций. В отечественной теории управления различают функции основные (об­щие) и конкретные (специфические). В настоящее время большинство авторов в состав об­щих функций включают: прогнозирование и планирование; организация работы; ко­ординация и регулирование; активизация и стимулирование; контроль (учет и анализ).

Все основные (общие) функции управления выполняются в каждом подразделении а любом уровне управления любой социально-экономической системы.

Конкретные функции управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: конструкторская подготовка производства, технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

Все рассматриваемые функции (основные и конкретные) имеют две общие характеристики: они обе требуют принятия решений, и для всех необходимы коммуникации, обмен информацией. Эти характеристики связывают все управленческие функции, и поэтому их часто называют связующими процессами.

 

4 Иерархия менеджмента

 

Менеджмент организации — понятие иерархическое, т.е. относящееся к вполне определенному уровню менеджмента.

Иерархия менеджмента—это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В течение многих десятилетий организации создавали так называемые иерархические структуры менеджмента. Для этих структур характерно следующее принципиальное положение — иерархичность менеджмента, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим. Содержание, формы и методы менеджмента зависят от иерархического уровня его осуществления в организации. Как правило, на предприятии можно выделить три иерархических уровня менеджмента: высший, средний и нижний.

Форма пирамиды показывает, что на каждом последующем уров­не управления находится меньше людей, чем на предыдущем. Одна из форм разделения управленческого труда носит горизонтальный характер —расстановка конкретных руко­водителей во главе отдельных подразделений. Горизонтально разделенная таким образом управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла доби­ваться успеха в своей деятельности. Руководителям высшего звена приходится затрачи­вать время на координирование работы руководителей среднего звена, которые, в свою очередь, также координируют работу руководителей нижнего звена, а те, в свою очередь, координируют работу неуправленческого персонала—людей, физически производящих продукцию или оказывающих услуги. Такое вертикальное развертывание разделения труда в результате и образует уровни иерархии менеджмента .

 

5 Организационная структура и схема управления.

 

Организационная структура — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимо­связью и взаиморасположением.

Физическое воплощение организационная структура находит в схеме управления. Назначение схем управления, как и всякого чертежа,— дать ясное представление о суще­ствующей или предполагаемой организационной структуре той или иной конкретной организации.

Схема структуры управления отражает статическое положение подразделений и должностей и характер связей между ними.

Между частями структуры устанавливаются устойчивые связи, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одно­уровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, и необходимость их возника­ет при наличии нескольких уровней управления.

 

6 Принципы менеджмента.

 

Принципы менеджмента — это важнейшие руководя­щие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми орга­ны управления обеспечивают эффективное развитие организации.

К числу важнейших принципов эффективного менеджмента относятся следующие принципы:

      целостности;

      иерархической упорядоченности;

      целевой направленности развития;

      научной обоснованности и оптимальности менеджмента;

      оптимального сочетания централизации и децентрализации;

      демократизации

Главным принципом системного подхода является принцип целостности.

Принцип целостности системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокаче­ственных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные ре­зультаты элементов. Все организации должны рассматриваться как системы во взаимосвязи, единстве и взаимодействии всех их функциональных сторон, компонентов и частей. При создании тех или иных объектов указанная тройственная целостность должна обеспечиваться путем соответствующих методов не только анализа, но и обязательно синтеза. Причем следует иметь в виду, что с системных позиций для эффективного развития системы имеют значение не любые связи, а лишь существенные связи между эле­ментами системы, превосходящие по значению отношения их с элементами, не входящими в данную систему. Именно эти связи и определяют интегративные свойства системы, которые отличают ее от простого конгломерата и выделяют из окружающей среды в виде целостного образования.

Интегративные качества присущи лишь целевой системе полностью, но не свойственны ни одному из ее элементов в отдельности. Наличие интегративных качеств пока­зывает, что свойства системы хотя и зависят от свойств элементов, но не определяются ими полностью. Отсюда следуют важные практические выводы о том, что система не сводится к простой совокупности элементов, что, расчленяя ее на отдельные части и изучая каждую из них в отдельности, нельзя познать все свойства системы в целом.

Принцип иерархической упорядоченности. Любая организация состоит из «семейства» расположенных друг над другом (или друг под другом) уровней управления, отражая общую закономерность природы. Следовательно, организация людей всегда является многоуровневой, многоступенчатой, т.е. упорядоченной. Такая организация обычно и обозначается уже известным словом «иерархия».

Принцип целевой направленности (ориентации) развития. Целеполагание — это начало всякой управленческой деятельности. Ее обязательным продолжением является определение видов работ, которые нужны для достижения цели.

При создании любой системы (подсистемы), во-первых, должна быть четко определена цель функционирования, представляющая материально (информационно) определенную конечную часть целого; во-вторых, обеспечена целостность состава элементов для достижения заданной цели; в-третьих, установлен план функционирования, определяющий порядок взаимодействия элементов для выполнения функций по достижению заданной цели.

Принцип научной обоснованности и оптимальности менеджмента. Основное содержание этого принципа заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов. Для того, чтобы менеджмент стал научно обоснованным, необходимо соблюдение двух основных условий: постоянное изучение законов, закономерностей, принципов, методов и других компонентов науки управления; систематическое совершенствование практики менеджмента на основе последних достижений науки управления и обобщение передового опыта в руководстве организацией.

Информация о работе Основные категории менеджмента