Основные категории менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 10:04, лекция

Краткое описание

Цель лекции: усвоение студентами основных категорий менеджмента

Оглавление

1 Понятие категорий менеджмента
2 Объекты и субъекты менеджмента.
3 Функции менеджмента
4 Иерархия менеджмента.
5 Организационная структура и схема управления.
6 Принципы менеджмента.
7 Методы менеджмента
8 Стиль руководства.

Файлы: 1 файл

2 основные категории менеджмента.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

Управлять научно — это значит широко использовать в руководстве организацией системный, комплексный, ситуационный, расчетно-аналитический подход, широко использовать экономико-математическое моделирование, применение прогрессивных компьютерных технологий управления и др.

Уровень научного руководства определяется главным образом квалификацией руководителей и специалистов, их общей культурой, технико-экономической эрудицией.

Важнейшая задача менеджмента — обеспечение потребностей рынка с наименьшими затратами ресурсов: людских, материальных, денежных, энергетических и др. При этом суть оптимальности менеджмента состоит в выборе наиболее эффективного в кон­кретных условиях управленческого решения на основе всестороннего анализа и изуче­ния информации, рассмотрения множества вариантов решений и т. п.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в менеджменте. Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленче­ских решений.

Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются централизованными. Организации же, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, называются децентрализованными.

Определить уровень централизации можно по следующим характеристикам.

1.                 Количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше решений принимается нижестоящими руководителями, тем больше степень децентрализации.

2.                 Важность решений, принимаемых на нижестоящих уровнях. Если на среднем и нижнем уровнях руководители могут принимать решения, касающиеся управления за­тратами, связанными с материальными и трудовыми ресурсами и изменением направле­ния деятельности организации, то налицо вариант децентрализованной организации.

3.                 Число функций, реализуемых на нижестоящих уровнях. Если на нижнем и сред­нем уровнях руководители принимают решения более чем по одной функции, то такая организация - децентрализованная.

4.                 Уровень контроля за работой подчиненных. Руководство высшего звена в децентрализованной организации редко проверяет повседневные решения руководителей нижнего и среднего звеньев. Их оценивают в основном по результатам деятельности подразделений, например по уровню прибыльности и динамики развития организации.

 

7 Методы менеджмента

Реализация функций и принципов менеджмента осуществля­ется с помощью различных методов.

Методы менеджмента — способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации.

Содержание метода менеджмента в конечном счете сводится к ответам на вопросы: как, каким способом можно достичь цели управления? каким образом осуществлять управленческую деятельность?

Методы менеджмента тесно связаны с принципами менеджмента. Принципы — основополагающие начала методов менеджмента. Методы менеджмента выступают в качестве способов реализации принципов. Принципы не выбирают, им следуют. Методы носят более альтернативный характер, возможен их выбор, замена одного другим. Без знания системы методов менеджмента (только на основе принципов) трудно добиться реализации целей и функций менеджмента. Кроме того, знание методов менеджмента позволяет разобраться в громадном количестве конкретных правил, приемов и частных способов управления.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их сочетания. Можно выделить следующие методы управления.

1. Общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование, конкретно-исторический подход, методы социологических иссле­дований).

2. Конкретные методы, осуществляемые по трем основным направлениям:

• методы управления функциональными подсистемами организации (маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т. п.);

• методы выполнения функций управления (прогнозирование и планирование, организация, координация и регулирование, активизация и стимулирование и контроль);

• методы принятия управленческих решений (постановки проблем, решения проблем, выбора решений и организации выполнения принятых решений).

Направленность методов управления всегда одна и та же - они направлены на людей, осуществляющих различные виды деятельности.

Следует исходить из того, что в конкретном методе управления определенным образом сочетаются (взаимодействуют) и содержание, и направленность, и организационная форма. В связи с этим можно выделить следующие методы управления: организационно-административные, экономические и социально-психологические.

Организационно-административные методы основаны на прямых директивных указаниях. Они оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их исполнением и т. д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства. Организационно-административные методы отличает от других четкая адресность директив, обязательность выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительной дисциплины и влечет за собой определенные взыскания.

Экономические методы представляют собой совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требования коллектива в целом и личноcти в частности. Им отводится центральное место. Поставленная цель здесь достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Конкретный набор и содержание рычагов экономического воздействия определяется спецификой управляемой системы. В соответствии с этим в управленческой практике экономические методы руководства чаще всего выступают в следующих формах: планирование, анализ, ценообразование, финансирование.

Социально-психологические методы представляют собой совокупность специфических методов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах, а также на социальные процессы. Они основаны на использовании стимулов к труду, воздействуют на личность с помощью психологических приемов. Это достигается посредством такого воздействия, как экономическое соревнование, критика и самокритика, убеждение, авторитет, личный пример

 

8 Стиль руководства.

 

Первоначально словом «стиль» называли стержень для писания на восковой доске, а позднее оно употреблялось в значении «почерк». В настоящее время стиль — это система постоянно применяемых методов руководства, своего рода почерк действий менеджера.

Стиль руководства — совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения типовых проблем и задач, реализуемых в практической деятельности конкретным менеджером.

Стиль управления — это манера и способ поведения менеджера в процессе подготовки и реализации управленческих решений. Определенному набору постоянно применяемых менеджером методов руководства соответствует вполне определенный  стиль управления.

Стиль руководства — явление строго индивидуальное, определяемое конкретными специфическими свойствами человека, особенностями его работы с людь­ми. Стиль управления регламентируется личными качествами менеджера.

К настоящему времени наиболее широкое и общепризнанное выделение стилей руководства предложено К. Левиным, который выделил авторитарный, демократический и либеральный стили.

Для авторитарного стиля управления характерна централизация власти и едино­личное принятие решений. Основное содержание его управленческой деятельности со­стоит из приказов и распоряжений, ставка делается на администрирование и ограничен­ные контакты с подчиненными. Для автократа характерны догматизм и стереотипность мышления, неприятие инициативы подчиненных. Под началом автократа работать непри­ятно, так как подчиненные испытывают постоянный страх перед увольнением.

Демократический стиль управления характеризуется доверием к людям, стремле­нию к коллегиальному решению задач, систематическому информированию подчинен­ных о положении дел в коллективе. В коллективе царит доброжелательная атмосфера, правильная реакция на критику.

Либеральный стиль руководства характеризуется предоставлением полной само­стоятельности, возможности индивидуального и коллективного творчества. Руководите­лей-либералов отличает безынициативность, пассивность, боязнь конфликтов, а его дея­тельность малоэффективна.

В чистом виде руководители указанных типов встречаются редко. Эффективность ситуационного подхода к управлению предусматривает применение в каждом конкрет­ном случае преимуществ того или иного стиля управления.

 

Контрольные вопросы и задания:

А.  Дайте ответы на следующие вопросы

1. Что такое категории менеджмента?

2. Перечислите основные категории менеджмента?

3. Назовите основные виды менеджмента?

4.Что относится к объектам  и субъектам менеджмента?

5. Как связаны между собой управляющая и управляемая подсистемы?

6.  Дайте определение функции менеджмента? Назовите основные характеристики функции менеджмента? 

7. На какие виды классифицируют исследователи функции менеджмента? 

8. Как вы понимаете понятие «иерархия менеджмента»?

9. Что характерно для, так называемых иерархических структур? 

10. Дайте определение организационной структуры?

11.Назовите виды существующих между частями структуры устойчивых связей?

11. Что такое принципы менеджмента? 

12. Назовите важнейшие принципы эффективного менеджмента?

13. Дайте определение «методам менеджмента»?

14. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные методы менеджмента?

15. Что такое стиль руководства?

16. Назовите самую широко используемую классификацию стилей  руководства?

17. Встречались ли вам в чистом виде руководители указанных типов?

 

Б. Вставьте пропущенные слова

1. …. менеджмента – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные всеобщие свойства и устойчивые отношения в процессах и структуре управления организацией.

2. … менеджмента – специальные области управленческой деятельности, связанные с решением определенных задач менеджмента.

3. …. менеджмента — менеджеры-руководители различного уровня, наде­ленные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельно­сти организации.

4. …. менеджмента — весь состав взаимосвязанных структурных подразделе­ний любого назначения (цехи, участки, отделы, сектора, лаборатории и т. п.).

5. Управляющая и управляемая подсистемы между собой связаны посредством ….

6. На информационные …. управляющей подсистемы воздействуют факторы внеш­ней среды: поставщики, собственники фирмы, законы и государственные органы, а также международное окружение, экономика, политика, технология и т. п

7. ….  управляющей подсистемы являются планы низовым структурным подразделениям и команды управления или управляющие воздействия, а также отчетная информация и сведения.

8. ….  менеджмента — это вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда и характеризующийся определенной однородностью, сложностью и стабильностью воздействий на объект и субъект менеджмента.

9. Все …. функции управления выполняются в каждом подразделении, на любом уровне управления любой социально-экономической системы.

10. …. функции управления — функции, связанные с видами управленческой деятельности, зависимыми от особенностей объектов управления: технологическая подготовка производства, управление материально-техническим снабжением и др.

11. …. менеджмента—это служебная лестница, ряд должностей, последовательность подчинения в порядке перехода от низших уровней к высшим и наоборот.

12. Для …..  структур характерно следующее принципиальное положение - нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим..

13. Форма …. показывает, что на каждом последующем уров­не управления находится меньше людей, чем на предыдущем.

14. …. … — строение, устройство организации, определяемое составом основных частей, их взаимо­связью и взаиморасположением.

15. ….. связи обеспечивают согласованность действий между элементами структуры и являются, как правило, одно­уровневыми.

16. …… связи — это связи подчинения, и необходимость их возника­ет при наличии нескольких уровней управления.

17. … менеджмента — это важнейшие руководя­щие правила, основные положения и нормы поведения, руководствуясь которыми орга­ны управления обеспечивают эффективное развитие организации.

18. Принцип … системы предусматривает необходимость рассмотрения организации как единого целого, состоящего из взаимодействующих, часто разнокаче­ственных, но одновременно совместимых по ориентации организации на конечные ре­зультаты элементов.

19. Организации, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений, называются ….

Информация о работе Основные категории менеджмента