Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:48, курсовая работа
Целью данного исследования является - выявление основных профессиональных характеристик менеджера, а также анализ требований, предъявляемых к социально-экономическому имиджу.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 1
1.Теоретические аспекты основных характеристик необходимых для личности менеджера. 4
1.1. Менеджер: понятие, функции, уровни. 4
1.2. Стили управления : различия, преимущества, недостатки. 9
1.3. Профессиональные качества менеджера. 15
1.4. Социально-психологический имидж менеджера. 19
2. Лидерство и деловой этикет в системе менеджмента. 23
2.1. Лидерство. Различия менеджера и лидера. 23
2.2. Совершенствование лидера 26
2.3. Деловая этика и этикет менеджера. 28
3. Профессиональные и психологические качества менеджера на примере предприятия. 32
3.1. Характеристика предприятия онлайн - маркетинга «КЖС Нетворкс». 32
3.2. Личные и деловые качества менеджера компании. 33
3.3. Рекомендации. Пути решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития Лидер является, прежде всего, интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он - интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.
Порой за постоянной тревожностью, депрессивностью лидера, неадекватностью его поведения и решения проблем стоят более серьезные проблемы, уже сугубо психиатрические. И тут уже на помощь и лидеру, и команде должен прийти опытный консультант-психолог, специалист по коммуникациям или психотерапевт. В определенных случаях необходимо проводить диагностику личности лидера, осуществлять необходимую психокоррекцию, иногда вплоть до медикаментозного вмешательства. Но если вовремя откорректировать ситуацию, то дела фирмы по-прежнему будут на подъеме.
И уже давно пора привыкнуть к тому, что хороший психолог или психотерапевт на фирме очевидная необходимость: именно он способен вовремя предотвратить надвигающийся кризис и тем самым сохранить и здоровье людей, и их деньги, да и саму фирму в целом.
Превосходство лидера заключается в том, что он умеет объединять, направлять, управлять, заключать союзы и получать помощь.
Успешный
лидер способен управлять собой,
считает своими приоритетами: здоровое
тело; энергичность и жизнестойкость;
способность справляться со стрессом;
эффективное использование времени; сбалансированный
подход к жизни и работе. (Таблица 3)8
Таблица 3. Психологическая характеристика лидера
Положительные и отрицательные черты лидера | |
Умеет управлять собой | Не умеет управлять собой |
Поддерживает свое здоровье | Пренебрегает своим здоровьем |
Максимально использует только рабочее время | Работает больше, чем требуется |
Чувствует постоянный прилив сил, внутреннюю энергию | Не ощущает свою энергию, часто чувствует слабость |
Коммуникабелен, способен на разумное общение с коллективом | Раздражен, тревожен либо находится в депрессивном состоянии, ограничивает свои коммуникации |
Стремится к самопознанию | Избегает самопознания |
Смотрит на неудачи как на нечто неизбежное, даже способен извлечь из них выгоду | Не может смириться с неудачами, рефлексирует |
Обладает чувством собственного достоинства | Не слишком высоко оценивает себя |
Способен сносить неодобрение, и даже нелюбовь к себе | Ищет всеобщего одобрения |
Избегает стрессов, в любом случае способен самостоятельно справиться со - стрессом | Постоянно перенапрягается |
Берет на себя только те нагрузки, с которыми может справиться в данный момент | Берется за невыполнимые задачи |
Свободно выражает положительные эмоции, использует свои чувства | Постоянно сдерживает выражение чувств, старается ими управлять |
Следит за балансом своей личной и деловой жизни | Живет разбрасываясь |
Многие уверены в том, что успех лидера зависит от объема накопленных знаний и опыта; тем не менее, лидеров-экспертов не существует. Есть хорошие лидеры, есть даже великие лидеры, но среди них нет ни одного «эксперта». То есть они действительно не знают, каким образом пришли к хорошему лидерству, как не знают и того, что же именно они делают такого, что позволяет им быть хорошими лидерами. Спросите руководителей высшего класса, что является основой их лидерства, и банальность ответов убедит вас в том, что сами они весьма слабо представляют, какие действия отличают их от других руководителей.
Но если лидерство не является следствием компетентности, если менеджмент человеческих отношений не зависит от техник и навыков, то выходит, что лидерство нельзя усовершенствовать за счет обучения. За счет чего же тогда его можно усовершенствовать? Ответ, как всегда, парадоксален: за счет образования.9
Применительно к человеческим отношениям эти термины подразумевают разные вещи.
Обучение направлено на развитие навыков и техник. Каждая новая техника, можно сказать, изобретает заново работу менеджера, добавляя новые требования к навыкам, новые определения задач и новый груз ответственности. То есть каждая техника расширяет область контроля, за которую отвечает менеджер.
Образование, с другой стороны, дает не технику, а информацию, знание, которое в добросовестных руках становится ключом к пониманию и даже мудрости. А мудрость ведет к скромности, состраданию и уважению — свойствам, наиболее важным для эффективного лидера.
Обучение делает людей похожими друг на друга, потому что каждый изучает одно и то же. Образование заставляет человека пересматривать
собственный жизненный опыт в свете великих идей. Благодаря этому пересмотру люди начинают отличаться друг от друга. Поэтому главная польза от образования состоит в том, что менеджер становится уникальным, независимым и искренним человеком.
Если образование осуществляется правильно, менеджер начинает лучше понимать самого себя, познает свой собственный стиль общения с другими людьми — то, какую реакцию у него вызывают другие и какое воздействие он оказывает на других. Они узнают о своих слабых и сильных местах, а также предубеждениях и предрассудках. Лучшее понимание самого себя и своих чувств, приводит к появлению у менеджера веры в собственное восприятие, реакцию, импульсы и инстинкты. Если сказать нечто истинное о хороших лидерах, то лишь одно: что они доверяют своим инстинктам.
Образование дает способность лучше понимать контекст, в котором принимаются собственные решения, более широко воспринимать весь спектр человеческих отношений, а также наделяет даром вычленения самого важного. Все это вместе ведет к проницательности — еще одному качеству хорошего руководителя.
Образование также дает возможность воспринимать эстетику лидерства. В этом случае менеджер начинает испытывать удовлетворение не только от эффективности собственных действий, но и от их изящества. Он замечает все, что происходит на межличностном уровне, помнит о людях, держащихся в сторонке, и вовлекает их в общее веселье, улаживает конфликты и вообще старается сделать так, чтобы каждый человек мог показать себя с наилучшей стороны.
В конце концов, образование дает менеджерам, пожалуй, самую главную способность — новый образ мышления, умение замечать скрытые возможности. Это позволяет видеть взаимосвязь событий — другими словами, мыслить стратегически. Такой процесс будет проходить намного легче, если роль парадокса и абсурда в человеческих отношениях будет восприниматься как нечто само собой разумеющееся.
Цивилизованная форма развития рыночных отношений предполагает безусловное соблюдение правил деловой этики.
Этика (греч. ethika, от греч. ethos - привычка, нрав) – это древняя философская наука, объектом изучения которой является мораль, ее сущность, природа, структура, функции, происхождение и развитие. Мораль и нравственность регулируют поведение человека во всех сферах общественной жизни в труде, в быту, в науке, в семейных, личных, международных отношениях.
Смысловое значение этики неоднозначно. С одной стороны, она определяет область научных знаний, с другой образ действий, поведение человека (этичное, неэтичное), в соответствии с понятиями о добре и зле, о нравственности и морали, о назначении человека в обществе и смысле жизни и деятельности.
Этика деловых отношений охватывает весьма широкую сферу делового партнерства, включая межфирменное и внутрифирменное сотрудничество (межличностные взаимоотношения в трудовом коллективе, деловое общение между руководителем и подчиненным, деловые контакты с отечественными и зарубежными предпринимателями, коммерсантами, фирмами, государственными и другими учреждениями).
Деловая этика базируется на общих принципах ведения рискового, новаторского, честного, компетентного и законного бизнеса в той или иной сфере деятельности. Независимо от типа предпринимательской деятельности и его отдельных видов деловая этика должна учитывать также национально-этнические традиции и вытекающие отсюда правила.
Деловая этика неразрывно связана с характером менеджера, складом его души, ума, мотивами побуждения, с уровнем образования и знанием им поведения людей в коллективе, обществе. Такие понятия, как авторитет, гордость, честность, честолюбие, благородство, вежливость, входят в "арсенал" делового менеджера, положительно характеризуют его.
По этим причинам талантливые предприниматели, руководители крупных фирм и компаний большое значение придают этическим нормам в организации работы своих коллективов.
Там, где деловые отношения людей строятся на основе взаимного уважения, взаимопомощи и внимания к личности любого сотрудника, там всегда степень надежности и гарантия успех выше, чем в организациях, опирающихся только на административное управление и контроль.
Деловая этика - понятие интернациональное. Различаются в частностях, связанных с национальными особенностями, традициями и обычаями отдельных стран и народов, она выступает в качестве общечеловеческой ценности, способствующей развитию экономических и культурных связей фирм различных государств и континентов.
Этика деловых отношений определяется уровнем общей культуры и, в свою очередь, является одним из аспектов культуры менеджмента. Ее нормы выполняют социальную роль, регулируя поведение индивидуумов, формируя определенный социально-психологический климат в коллективе. Соблюдение этики руководителем позволяет избежать либо уменьшить количество стрессовых ситуаций, что благотворно сказывается на психофизиологическом состоянии и здоровье работников. В конечном счете следование этическим принципам в рамках предприятия и во взаимодействии с внешней деловой средой отражается на экономических показателях деятельности, способствует получению более высокого размера прибыли и экономному использованию такого важного ресурса, как время. Соблюдение этики поведения придает уверенность в своих силах и действиях, упорядочивает и облегчает "деловое существование", способствует формированию имиджа фирмы, отдельного работника, его карьеры.
Зарубежные специалисты по менеджменту составил "портрет" героя современного бизнеса, которого наделили такими этическими свойствами, как последовательность и честность в отношении к персоналу; доверие к людям; терпимость к открытому несогласию; скромность (отсутствие личной автостоянки, буфета, лифта; простой кабинет), верность данному слову; знание сотрудников по именам; предпочтение, оказываемое разговору с глазу на глаз; готовность выполнить черновую работу, взять вину на себя; признание должного за другими, доступность для всех, легкость в общении.
Во взаимоотношениях с
Чтобы добиться успеха в бизнесе, для менеджеров важно владеть основами деловой этики. Управленческая практика выработала этические нормы, т. е. постулаты профессиональной этики, которые лежат в основе того, что можно определить как этический кодекс предпринимателя, менеджера. А именно, цивилизованный предприниматель, менеджер:10
Деловой этикет менеджера состоит из многих компонентов:11