Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:48, курсовая работа
Целью данного исследования является - выявление основных профессиональных характеристик менеджера, а также анализ требований, предъявляемых к социально-экономическому имиджу.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 1
1.Теоретические аспекты основных характеристик необходимых для личности менеджера. 4
1.1. Менеджер: понятие, функции, уровни. 4
1.2. Стили управления : различия, преимущества, недостатки. 9
1.3. Профессиональные качества менеджера. 15
1.4. Социально-психологический имидж менеджера. 19
2. Лидерство и деловой этикет в системе менеджмента. 23
2.1. Лидерство. Различия менеджера и лидера. 23
2.2. Совершенствование лидера 26
2.3. Деловая этика и этикет менеджера. 28
3. Профессиональные и психологические качества менеджера на примере предприятия. 32
3.1. Характеристика предприятия онлайн - маркетинга «КЖС Нетворкс». 32
3.2. Личные и деловые качества менеджера компании. 33
3.3. Рекомендации. Пути решения 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 42
Менеджеры составляют социальную прослойку, которая играет заметную роль в обществе. В основном менеджеры работают в частных компаниях. Признание их особой роли в управлении поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке.
Главной характеристикой эффективности руководства является стиль управления, который применяет в своей работе менеджер. Изучение стиля руководства ведется психологами уже более полувека. Исследователи накопили к настоящему времени немалый материал по данной проблеме5.
Стиль управления - это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используем руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стиль управления оказывает существенное влияние на эффективность деятельности коллектива и предприятия в целом. Конкретный стиль управления в реальных условиях определяют факторы объективного и субъективного характера:
- задачи и функции коллектива;
- условия работы коллектива;
-
размеры и структура
-
индивидуальные качества и
-
уровень профессиональной
-
уровень зрелости и
Диапазон стилей руководства простирается от полной демократии до абсолютной автократии. Исследования различных типов руководителей и эффективности их деятельности, проведенные психологами и социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающихся стиля руководства: авторитарный, или автократический, демократический и либеральный, хотя в практике не часто встречаются руководители, придерживающиеся исключительно того или иного стиля.
Основные
черты каждого стиля
Таблица 1. Основные отличия стилей руководства.
Объект сравнения | Стили руководства | ||
Авторитарный | Демократический | Либеральный/бюрократический | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Способ принятия решений | Единоличный, руководителем | Руководителем совместно с подчиненными | Индивидами или группой при участии руководителя или без него |
Воздействия на подчиненных | Приказ | Предложение | Просьба, уговоры/угрозы |
Ответственность | На руководителе | В соответствии с полномочиями | На исполнителях |
Инициатива исполнителей | Допускается | Поощряется и используется | Преобладает |
Предпочтительные сотрудники | Исполнительные, покорные | Квалифицированные | Инициативные, творческие |
Отношение руководителя к контактам | Соблюдает дистанцию | Активно поддерживает | Инициативы не проявляет |
Отношение к подчиненным | Жесткое, требовательное | Доброжелательное, | Мягкое, нетребовательное |
Требования к дисциплине | Формальные, жесткие | Разумные | Неопределенные |
Способы стимулирования | Административные | Экономические | Моральные/ силовые |
Атмосфера | Напряженная | Свободная | Свободная/ произвол |
Дисциплина | Слепая | Высокая | Сознательная/ низкая |
Интерес к работе | Низкий | Высокий | Высокий/никакого |
Особенности процесса труда | Высокая интенсивность | Высокое качество | Творчество/ безразличие |
Передача информации | Информационные потоки движутся преимущественно вертикально (сверху) | Потоки информации движутся по вертикали и горизонтали | Движение потоков информации в основном по горизонтали |
Сильные стороны | Быстрое принятие решений и мобилизация. Эффективность в условиях кризиса, низкого профуровня, слабой мотивации сотрудников | Высокие результаты работы сотрудников посредством их участия в управлении | Высокие творчество, самовыражение. Развитие инициативы и самостоятельности сотрудников |
Слабые стороны | Нездоровый микроклимат. Возможны конфликты и хаос. Текучесть кадров. Низкие инициативность, надежность и отдача работников | Требуется много времени для решения задач | Низкие эффективность и качество работы в неквалифицированном, недисциплинированном коллективе. Потеря темпов |
При использовании авторитарного (директивного) стиля Руководитель-автократ не терпит возражений. Подчиненным он предоставляет минимум информации. Никому не доверяет и никого не ставит в известность о своих намерениях. Он быстро изменяет направления своих действий. С подчиненными неприветлив, склонен к поспешным решениям. У него, как правило, не складываются отношения с грамотными и умными людьми. В таких условиях лучшим работником считается тот, кт отгадывать его мысли. Со всеми вопросами подчиненные бегут к "главному". Руководитель-автократ непредсказуем. Никто толком не знает, как он будет реагировать на те или иные события. При таком стиле руководства часто возникают конфликты. Претензии автократа на собственную компетентность во всех вопросах порождают хаос и снижают эффективность работы.
Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот.
Разновидностью такого стиля управления можно считать патерналистский. Он опосредует трудовую мотивацию подчиненных через зависимость от руководителя. Служебная информация распространяется сверху вниз, контроль деятельности осуществляется по желанию и интуиции руководителя. Власть концентрируется у руководителя и является традиционной, характерной для российских организаций.
Либеральный (попустительский) стиль характеризуется безынициативностью, невмешательством в трудовой процесс Руководитель-либерал предпринимает действия только по указаниям вышестоящего руководства, стремится уклониться от ответственности. Он может под влиянием различных факторов изменять свое решение. В организации часто важные вопросы решаются без его участия.
Во взаимоотношениях с подчиненными либерал вежлив. Он предоставляет им почти полную свободу, не требователен и не любит контролировать их работу.
В стремлении приобрести авторитет он способен предоставлять подчиненным различные льготы, выплачивать незаслуженные премии, а также может за нерадивого подчиненного сам выполнить работу, не любит увольнять плохих работников.
Такой
стиль руководства
Демократический (коллегиальный) стиль руководства предполагает наличие у руководителя и подчиненного чувства доверия и взаимопонимания. Руководитель ведет себя как один из членов группы. Каждый сотрудник может, не опасаясь, свободно выражать свое мнение. Большинство проблем обсуждается коллективно. Руководитель старается чаще советоваться с подчиненными, проявлять своего превосходства и правильно реагировать на критику. За последствия принятых решений накладывает ответственность на подчиненных. Стремление пришиваться к мнению сотрудников объясняется не тем, что сам этого не понимает, а убеждением, что при обсуждении всегда могут возникнуть нюансы, позволяющие улучшить положение дел. Такой руководитель не считает зазорным идти на компромисс либо отказаться от принятого решения, если подчиненный убедит его в этом. Он старается доказать целесообразность решения проблемы и получаемые при этом выгоды. При осуществлении контроля он обращает особое внимание на конечный результат. Такая обстановка создает условия для самовыражения подчиненных, у которых развивается самостоятельность суждений. Это имеет и воспитательный характер, позволяет достигать цели с малыми затратами. Управление осуществляется без грубого нажима, с учетом способностей людей.
Такой
стиль руководства многие специалисты
считают оптимальным. Вместе с тем
исследования показали, что не во всех
случаях подчиненные
Таким образом, каждый из рассмотренных стилей руководства имеет как положительные, так и отрицательные черты, причем с учетом конкретных условий, а условия деятельности коллективов весьма разнообразны. До сих пор не определена прямая зависимость между стилем и эффективностью руководства.
Следует отметить, что немецкие ученые считают авторитарный и демократический стили управления противоположными, выделяя в интервале между ними следующие стили:
• патриархальный (руководитель старается убедить подчиненных в правильности решения до его принятия);
• консультативный (руководитель принимает решение, но допускает вопросы о нем, чтобы ответом на них добиться его одобрения);
• кооперативный (руководитель информирует о предполагаемом решении подчиненных, которые должны выразить свое мнение);
• партисипативный (коллектив или группа готовят предложения из числа совместно разработанных решений, а руководитель принимает их).
Практика показывает, что крайне редко встречаются руководители, использующие исключительно один стиль. Стиль деятельности менеджера, как правило, представляет собой комбинацию разных стилей руководства в той или иной пропорции
В целом, соглашаясь с классическим подходом к рассмотрению системы стилей руководства, считаем, что в современных условиях стиль деятельности менеджера в значительной мере определяют следующие обстоятельства:
-
внешняя и внутренняя среда
современных предприятий
-
переход от вертикальных
- каждый менеджер уникален как личность;
-
почти каждый менеджер в
-
каждый менеджер использует
В этих условиях наиболее предпочтительным может быть стиль деятельности менеджера, который можно условно назвать ситуационно-личностным.
Профессионализм менеджера заключается во владении им специальными знаниями и навыками в области управления, организации производства (коммерции), в способности работать с людьми в различных сферах. Причем раньше считалось, что для управления организацией совершенно не требуется быть специалистом в данной отрасли, достаточно знать лишь технологию и технику управления, уметь работать с людьми.6
В настоящее время в результате развития общественного производства такой подход подвергается критике, так как наемные менеджеры не идентифицируют себя с производством, цели фирмы не становятся их собственными целями. К тому же подготовка в школах бизнеса часто не соответствует потребностям производства, а выпускники школ плохо адаптируются к его условиям. Поэтому в европейских и японских компаниях практикуется, как правило, не приглашать управляющих со стороны а "выращивать" их в самих фирмах. Тем не менее в компаниях ряда государств, особенно США, еще распространена практика найма профессиональных управляющих.
В нашей стране в предыдущие десятилетия имел место и другой уклон в подготовке специалистов средней и высшей квалификации, когда весьма глубоко изучалась технология отрасли, но практически не осуществлялась управленческая подготовка.
По данным исследований, современный руководитель лишь на 15-20% должен быть специалистом в своей отрасли, прежде всего он должен быть организатором, психологом, социологом. Современные предприятия в большей степени нуждаются в специалистах по социотехническим системам, где человек стоит в центре внимания.
К менеджеру любого уровня предъявляется целый ряд требований. Он должен обладать следующими основными качествами:
• наличие знаний и опыта в области управления современной организацией;
• компетентность в вопросах состояния и развития той отрасли, к которой относится организация по виду и характеру деятельности (состояние исследований, техника, технология, конкуренция, динамика спроса на продукцию);
• владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках;
• умение обосновывать и принимать компетентные решения в условиях высокой динамичности и неопределенности на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками, распределять участие их в реализации принятых решений;
• наличие практического опыта и знаний в области анализа ситуации на определенных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
• высокая культура, честность, способность быть образцом во всем;
• умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
• способность и умение управлять ресурсами организации;
• умение прогнозировать и планировать работу организации;
•
владение способами повышения
• владение современными информационными технологиями, средствами коммуникации и связи;
• умение управлять самим собой, своими эмоциями в стрессовых ситуациях и временем;
• хорошая риторика, выразительность, быстрая словесная реакция;
• убедительность, высокий интеллект, чувство юмора, уверенность в себе;
• уверенность в суждениях, оригинальность, творческий подход;
• инициативность, целеустремленность;
• высокая работоспособность, жизненная активность, выносливость;
• обаяние, популярность, привлекательность;
• готовность взять на себя ответственность;
• решительность, энергичность, динамичность в решении вопросов;
• знания и проницательность (знание конкретных условий организации, умение в них ориентироваться, быть проницательным и находчивым);
• умение оказывать самопомощь
(помощь самому себе), поддерживать
себя за счет развития навыков
управления в определенных