Основные понятия показателей эффективности таможенной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2013 в 16:52, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема в настоящее время актуальна, так как совершенствование систем государственного управления, применение новых концепций и технологий менеджмента в значительной степени связаны с повышением качества и результативности деятельности органов власти и государственных служащих. Повышение результативности деятельности государственных органов – основа всех крупных реформ государственной службы, осуществлявшихся за последние десятилетия в различных странах.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 4
1.1 Содержание элементов деятельности 4
1.2 Система показателей эффективности 8
ГАЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 12
2.1.Подходы к определению эффективности деятельности ТО 12
2.2. Показатели деятельности ТО. Эффективность деятельности ТО 13
ГЛАВА 3. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 22
3.1.Проблемы оценки результативности деятельности таможенных 22
органов 22
3.2. Пути решения проблем оценки результативности деятельности таможенных органов 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджменту.docx

— 158.76 Кб (Скачать)

Отметим, что само понятие  «результат» относительно деятельности государственных служб отличается от используемого традиционно.

Например, результатом деятельности подразделений Министерства внутренних дел часто называют количество раскрытых  преступлений, а результатом деятельности таможенных органов или органов  налоговой инспекции - сумму платежей или довзысканий, перечисленных  в федеральный бюджет и т.д.

Под показателем результативности в самом широком смысле понимают описательный или количественный индикатор, характеризующий результат деятельности или успешность движения к достижению поставленной цели.

Специалисты отмечают, что  под результатами должна пониматься степень достижения поставленных целей  и количественное соотношение результатов  и затрат, а также эффект «обратной  связи», т.е. отношение и оценка населением деятельности государственных служб.

Это предполагает, в свою очередь, стоимостную оценку всех происходящих процессов и выполняемых функций  и трансформацию в сторону  процессно-стоимостного управления, что  раньше было типично только для коммерческого  сектора.

Таким образом, результативность следует понимать как меру эффективности, которая характеризуется достижением  результата либо цели таможенной деятельности или степенью приближения к ней. Результативность таможенной деятельности определяется значениями показателей, отражающих достигнутый конечный результат  труда.

Методы оценки результативности таможенной деятельности это специфические  способы и приемы, применяемые  для определения степени достижения результатов отдельными сотрудниками, таможенными постами таможенными  органами и т.д. в процессе их деятельности.

Традиционные подходы  в государственном управлении концентрируют  основное внимание на вопросе о том, сколько потрачено государственных  средств, при этом измерение реального  результата остается в тени.

Главной тенденцией современных  теорий оценки результативности является смещение акцента от измерения затрат на измерение и мониторинг результатов.

Новые подходы акцентируют  внимание на результатах, которые получены в процессе тех или иных действий государственной службы. Ключевым вопросом должен стать вопрос о том, в какой  степени достигнуты поставленные цели и соответствуют ли затраты полученным результатам, как используется человеческий ресурс, каково отношение населения  к результатам работы2. Именно поэтому в практике современного менеджмента в государственной службе измерение и мониторинг результатов начинают занимать центральное место.

Ключевым аспектом повышения  результативности таможенной деятельности во многих странах становится создание объективной и комплексной системы индикаторов, отражающих выполнение должностных обязанностей и степень достижения поставленных целей, позволяющих сфокусировать внимание сотрудников на основных приоритетах органов власти. Для этих целей широко используются всевозможные показатели результативности.

Показатели результативности могут служить как для оценки деятельности таможенного органа в  целом, так и для оценки деятельности сотрудников.

Основное направление  совершенствования систем показателей  результативности в последнее десятилетие  в большинстве западных стран  было связано с нахождением оптимального баланса между определением показателей  для органов власти и гражданских  служащих и установления тесной взаимосвязи  между ними.

В настоящее время наиболее распространенным является подход, при  котором на уровне органов государственной  власти используются интегральные показатели результативности, отражающие основные политические или экономические  параметры его деятельности.

Тем не менее, одна из самых  больших трудностей при построении комплексных систем показателей  результативности состоит в следующем. Ориентация на конечные результаты, которые  выражаются в социальном и экономическом  эффекте, приводит к сложности определения  конечного вклада отдельно взятого  сотрудника таможенного органа в  достигнутый результат, а для  объективной оценки его деятельности необходимо сформировать как можно  более четкие показатели.

Также следует отметить, что показатели результативности во многом зависят и от внешних эффектов, на которые государственный служащий не может оказать значительного  влияния. На практике оказывается очень  трудным оценить конечные результаты деятельности сотрудников таможенных органов в чистом виде, без учета  воздействия внешних факторов.

Таким образом, необходимо сформулировать и выбрать такие показатели результативности, которые максимально отражали бы «степень причастности и вклада»  конкретного сотрудника по отношению  к определенному фактору.

Другой проблемой является выбор оптимального количества критериев  оценки результативности таможенной деятельности. Если их будет слишком много, то сложность  оценки и издержки на мониторинг большого количества показателей могут превысить  положительный результат от практического  применения показателей результативности.

Если же, наоборот, показателей  недостаточно, то может проявиться «результат искажающего поведения» со стороны сотрудников таможенных органов, когда они переносят  все внимание на виды деятельности, которые в конечном итоге будут  измерены показателями и «забывают» об остальных должностных обязанностях3 .

Таким образом, показатели результативности таможенной деятельности должны отвечать следующим основным критериям: 8

  1. Быть четко увязаны с целями и задачами органов власти;
  2. Отражать степень вклада каждого сотрудника в достижение целей и задач;
  3. Полностью отражать выполнение основных должностных обязанностей сотрудником таможенного органа;
  4. Быть сформулированы таким образом, чтобы в максимальной степени воспроизводить непосредственное влияние сотрудника таможенного органа на динамику показателей результативности.

Показатели результативности таможенной деятельности могут представлять собой набор индикаторов различного характера. Они могут выражаться как в качественной, так и количественной форме, быть как слабо- формализуемыми, так и четко квантифицируемыми. Наиболее распространенной является практика, при которой органы власти устанавливают определенные требования к показателям результативности.

В большинстве зарубежных практических руководств по разработке показателей результативности отмечается, что они должны удовлетворять  основным критериям «4С» (рис 3.1)4:

  1. Четкость (Clearness),
  2. Полнота (Completeness),
  3. Комплексность (Complexity),
  4. Непротиворечивость (Consistency).

Эти требования относятся  как к количественным, так и  к качественным показателям. Как  правило, при постановке качественных показателей органами власти издаются гиды, в которых четко определяются критерии качественной деятельности.



 


 


 


 

Рис. 3.1.Разработка показателей  результативности, удовлетворяющим  основным критериям «4С»

Также показатели результативности должны соответствовать концепции  «SMART» и обладать пятью следующими свойствами. Показатели должны быть (рис.3.2):

  1. Конкретными (Specific);
  2. Измеримыми (Measurable);
  3. Достижимыми (Achievable);
  4. Релевантными (Relevant);
  5. Привязанными к определенному периоду времени (Timecertain).

 

Рис. 3.2.Концепция соответствия показателей результативности «SMART»

Одной из самых сложных  проблем является квантификация  и формализация показателей результативности. Этот процесс важен как для целеполагания и планирования деятельности государственных гражданских служащих, так и для проведения оценки результативности и определения уровня вознаграждения. Количественные показатели результативности легче оценивать при проведении мониторинга, кроме того, они обеспечивают объективность оценки и не зависят от субъективного отношения руководителей к подчиненным.

Перечислим основные понятия  результата, используемые в зарубежной практике оценки результативности государственных  служащих:

  1. Outcome - результат в форме эффекта от проведения той или иной политики, осуществления программы расходов, оказания бюджетных услуг. В США этот термин воспринимается как предполагаемые и планируемые последствия действий правительства. В других же странах он, как правило, используется для обозначения фактического результата, преднамеренного или нет. Это результат как социальный эффект от проведения той или иной политики, осуществления программы расходов, оказания бюджетных услуг.
  2. Output - результат в форме товаров и услуг, оказываемых государственными организациями. На данном уровне различают результат – непосредственный, прямой результат – результат в форме товаров или услуг.
  3. Performance - параметры деятельности органов власти, характеризующие ее результативность. Это индикатор результативности, используется для текущего контроля, мониторинга результативности работы органа госвласти.
  4. Input - ресурсы (финансовые, людские, материальные), используемые для обеспечения деятельности государственных органов. Это ресурс для оценки результатов. При этом под ресурсами понимаются как денежные ресурсы, так и не денежные: рабочая сила, помещения, структуры и т.д.

Таким образом, одним из важных аспектов является разделение результатов  деятельности гражданских служащих на непосредственные (outputs) и конечные (outcomes). Непосредственные результаты деятельности государственных служащих выражаются, как правило, в количественных характеристиках  объема проделанной работы, а конечные – в достижении социально значимых целей и задач органов власти. При этом достижение конечных результатов (outcomes) показывает результативность деятельности государственного служащего с точки  зрения общества, а достижение непосредственных результатов (outputs) характеризует насколько  рационально государственный служащий осуществлял свою деятельность с  точки зрения органа власти.

Для оценки рациональности использования ресурсов при достижении или не достижении запланированных  результатов выделяются показатели, характеризующие затраты на осуществление  определенной деятельности, а также  личностные и профессиональные характеристики (inputs).

Кроме того, обычно в особую группу выделяют показатели, характеризующие  процесс выполнения должностных  обязанностей государственным служащим (processes). Обычно такие показатели обусловливают  сроки или нормативы осуществления  определенного рода действий.

И, наконец, последняя группа показателей результативности деятельности государственных гражданских служащих, которую выделяют отдельно, это показатели влияния (impacts), характеризующие эффект воздействия гражданского служащего  на управляемую подсистему или определенную целевую группу. воздействия гражданского служащего на управляемую подсистему или определенную целевую группу. 10

 


 



 

 

 


 

 



 

 



 



 

Рис.3.3. Типология показателей результативности применительно к таможенной деятельности

Например, показателей непосредственных результатов (outputs) сотрудникам таможенных органов проще достичь, чем показателей  конечных результатов (outcomes), поэтому  значимость последних должна быть большей.

Проводимая в настоящее  время реформа государственной  службы в Российской Федерации, направленная на модернизацию и улучшение деятельности органов власти, также как и  большинство западных стран, осуществляет внедрение систем показателей результативности.

В Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» №79-ФЗ от 27.07.2004 прослеживается четкая тенденция оценки деятельности государственных гражданских  служащих на основе показателей результативности.

В Федеральном Законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» заложены два  вида показателей результативности деятельности: обобщенные и специфические. Обобщенные показатели результативности утверждаются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации; специфические - утверждаются правовым актом государственного органа в соответствии с особенностями  его задач и функций11.

Важно отметить заложенные в законодательстве принципы взаимосвязи  показателей результативности деятельности государственных органов с показателями результативности профессиональной служебной  деятельности государственных служащих.

Информация о работе Основные понятия показателей эффективности таможенной деятельности