Основные этапы построения модели при разработке и реализации управленческих решений в сфере услуг и торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 06:44, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследования. Любое коммерческое предприятие и государственные органы управления много времени уделяют поиску путей повышения эффективности процесса принятия решений. От правильно или ошибочно принятого решения в условиях высокой степени неопределенности могут зависеть дальнейшее существование предприятия, конкурентоспособность отрасли или эффективность деятельности органа власти. В связи с тем, что любое решение принимается на основе большого количества информации, часто избыточной или уже потерявшей свою актуальность, остро стоит проблема создания программного средства, отвечающего за процесс принятия решений, или совершенствование уже существующих.

Оглавление

Введение 3
Глава 1. Особенности моделирования в процессе принятия управленческих решений 6
1.1 Природа моделей в управлении 6
1.2 Материально-идеальные модели (деловые игры) 13
1.3 Словесное описание как модель принятия управленческого решения 19
Глава 2. Основные этапы построения модели при разработке и реализации управленческих решений в сфере услуг и торговли 20
2.1 Выявление проблемы и постановка задачи 21
2.2 Формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли 22
2.3 Корректировка и обновление модели 28
2.4 Оценка адекватности модели 30
Глава 3. Практическое использование моделей процесса принятия управленческих решений в сфере торговли и услуг 32
Заключение 38
Список литературы 40

Файлы: 1 файл

упраленческие решения.rtf

— 367.37 Кб (Скачать)

На третьей стадии проводятся испытания нового изделия, как лабораторные, так и "полевые" (на рынке). По результатам испытаний вносятся необходимые изменения в изделие, и разрабатывается подробный план внедрения его на рынок. Одновременно решается вопрос, следует ли финансировать массовую закупку изделия исходя из объемов рынка.

На четвертой стадии осуществляется переход к полномасштабной продаже изделия на регулярной основе. На этой стадии особое внимание уделяется следующим вопросам: координации контроля качества; созданию запасов продукции, рекламе и продвижению изделия на рынке; созданию системы оптимального распределения; стимулированию продаж.

Импульсом экономического решения является необходимость ликвидации, уменьшения актуальности или решения проблемы, то есть приближения в будущем действительных параметров объекта (явления) к желаемым прогнозным.

Для решения проблемы необходимо ответить на следующие вопросы:

  • что делать (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворить, либо на каком качественном уровне необходимо удовлетворять старые потребности)?
  • как делать (по какой технологии)?
  • с какими производственными затратами делать?
  • в каком количестве?
  • в какие сроки?
  • где (место, производственное помещение, персонал)?
  • кому поставить и по какой цене?
  • что это даст инвестору, в общем, и целом?

Комплексные проблемы формализуют, то есть количественно определяют разницу между фактическим и желаемым состоянием объекта по его параметрам, а так же выполняют структуризацию проблемы путем построения для ее решения дерево целей.

Для подготовки и принятия решения требуется информация о ситуации и сформулированная цель.

Модель принятия решения состоит из следующих блоков: -первый блок - это прием, восприятие, селекция, хранение и представление информации; -второй блок - это распознавание информации; -третий блок - это подготовка решения; -четвертый блок - это оценка эффективности решения; -пятый блок - это принятие решения.

После предварительной реализации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения.

Одним из условий повышения качества и эффективности управленческого решения является обеспечение многовариантности решений, то есть следует прорабатывать не менее трех организационно-технических вариантов выполнения одной и той же функции по достижению цели.

Альтернативные варианты управленческого решения приводятся в сопоставимый вид по следующим факторам:

- эффект времени (время осуществления проектов или вложение инвестиций);

- фактор качества объекта;

- фактор масштаба (объема) производства объекта;

- уровень освоенности объекта в производстве; метод получения информации для принятия управленческого решения; условие применения (эксплуатации) объекта;

- фактор инфляции;

- фактор риска и неопределенности;

Количество учитываемых факторов определяется конкретной ситуацией. Эффективность управленческого решения повышают за счет анализа механизма действия в конкретных ситуациях следующих экономических законов:

  • закон зависимости между ценой и предложением;
  • закон спроса и предложения;
  • закон возрастания дополнительных затрат;
  • закон убывающей доходности;
  • закон экономической взаимосвязи затрат в сферах производства и потребления;
  • закон эффективности масштаба производства;
  • закон экономии времени;
  • закон конкуренции и антимонопольного законодательства.

Эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем.

Качество управленческого решения определяется совокупностью параметров, удовлетворяющих конкретного потребителя, обеспечивающих реальность его реализации и в конечном итоге размером полученной прибыли предприятием.

Использование моделирования процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии.

Профессиональное использование моделей процесса принятия решений позволяет менеджеру, с одной стороны, контролировать интуитивные соображения при принятии решений, в частности обеспечивать большую степень непротиворечивости, согласованности и надежности принимаемых управленческих решений, с другой -- более полно реализовать интуицию, опыт и знания.

 

 

Заключение

 

Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.

Мы проанализировали природу моделей в управлении. Прежде всего, здесь нам стало интересно, как сформировалось такое понятие, как модель управления. Рассмотрев историческую ретроспективу моделей, которые описывали процесс принятия управленческого решения, мы пришли к выводу, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.

Различные области приложения диктуют свои особенности моделей, которые подразделяются на различные аспекты применения. Исходя из проведенного анализа, мы определили, что решение - это, прежде всего, выбор альтернативы. Представляется наиболее удачным следующее определение: «Управленческое решение на предприятии представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии». Насколько бы различными не представлялись представленные подходы, но так или иначе они включают в себя основные этапы и процессы принятия решений.

Прежде всего, нам интересно принятие решений в сфере услуг и торговли. Не смотря на многозначность и многоплановость проблем, которые требуют управленческого решения в сфере услуг и торговли, они имеют много общего, поэтому необходима некоторая универсальная «типовая» схема процесса принятия решения, устанавливающая наиболее целесообразный набор и последовательность действий.

Мы выделили основные этапы: выявление проблемы и постановка задачи, формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли, корректировка и обновление модели, оценка адекватности модели, - и сделали ряд выводов: Во-первых, эффективность и качество управленческого решения определяются, прежде всего, обоснованностью методологии решения проблем. Эта зависимость порождает необходимость использования нескольких моделей для всестороннего изучения проблемы и принятия наиболее оптимального решения. Во-вторых, качество управленческого решения определяется совокупностью параметров, удовлетворяющих конкретного потребителя, обеспечивающих реальность его реализации и в конечном итоге размером полученной прибыли предприятием. Сфера услуг и торговли полностью ориентирована на покупателя, а поэтому учитывает субъективные характеристики. В-третьих, каждая конкретная ситуация сопровождается рядом уникального набора факторов. Не существует ситуаций абсолютно идентичных эталонным, а значит, и решения всегда строятся из индивидуальных предпочтений.

Итак, принятие управленческих решений является очень важным фактором в деятельности любой современной фирмы. Без правильного принятия управленческих решений, эффективного руководства вряд ли возможно экономическое процветание фирмы в сфере услуг и торговли.

Принятие решений играет центральную роль в совокупности всех организационных процессов. Все остальные процессы как бы разворачиваются вокруг него. Однако при этом процесс принятия управленческих решений проходит все стадии и этапы, которые ему присущи как организационному процессу. Поэтому будущему руководителю необходимо знать основы данной функции управления, которую изучает менеджмент и основы психологии менеджмента.

 

Список литературы

 

  1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2005.
  2. Бернар И., Колли Ж.-К. Толковый экономический и финансовый словарь. Французская, русская, английская, немецкая, испанская терминология: В 2-х т. - Т. 2: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1999.
  3. Виханский О.С. Исследование и проектирование управленческих решений: Учебник для вузов. - М.: Гардарика., 2004.
  4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ.
  5. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. - М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”».
  6. Эддоус М., Стенсфилд Р. Методы принятия решений / Перю с англ., Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Банки и биржи, 2004.
  7. Эддоус М., Стэнсфилд Р., Методы принятия решений, М.: 2004.
  8. Башкатова Ю.И. «Управленческие решения» - М.: ММИЭИФП, 2003. -- 89 с.
  9. Литвак Б.Г. «Разработка управленческого решения» - 3-е изд., испр. - М.: Дело, 2002. -- 392 с.
  10. Балдин К.В., Уткин В.Б., Воробьев С.Н. «Управленческие решения» - Дашков и К, 2008 г., - 495 с
  11. Алтунин А.Е., Семухин М.В. Модели и алгоритмы принятия решений в нечетких условиях: Монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2000. 352 с.
  12. Саак А.Э., Тюшняков В.Н «Разработка управленческого решения: Учебник для вузов» - 1 издание, 2008 год, 272 стр.

Размещено на Allbest.ru

 

 


Информация о работе Основные этапы построения модели при разработке и реализации управленческих решений в сфере услуг и торговли