Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2014 в 06:44, курсовая работа
Актуальность исследования. Любое коммерческое предприятие и государственные органы управления много времени уделяют поиску путей повышения эффективности процесса принятия решений. От правильно или ошибочно принятого решения в условиях высокой степени неопределенности могут зависеть дальнейшее существование предприятия, конкурентоспособность отрасли или эффективность деятельности органа власти. В связи с тем, что любое решение принимается на основе большого количества информации, часто избыточной или уже потерявшей свою актуальность, остро стоит проблема создания программного средства, отвечающего за процесс принятия решений, или совершенствование уже существующих.
Введение 3
Глава 1. Особенности моделирования в процессе принятия управленческих решений 6
1.1 Природа моделей в управлении 6
1.2 Материально-идеальные модели (деловые игры) 13
1.3 Словесное описание как модель принятия управленческого решения 19
Глава 2. Основные этапы построения модели при разработке и реализации управленческих решений в сфере услуг и торговли 20
2.1 Выявление проблемы и постановка задачи 21
2.2 Формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли 22
2.3 Корректировка и обновление модели 28
2.4 Оценка адекватности модели 30
Глава 3. Практическое использование моделей процесса принятия управленческих решений в сфере торговли и услуг 32
Заключение 38
Список литературы 40
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Особенности моделирования в процессе принятия управленческих решений 6
1.1 Природа моделей в управлении 6
1.2 Материально-идеальные модели (деловые игры) 13
1.3 Словесное описание как модель принятия управленческого решения 19
Глава 2. Основные этапы построения модели при разработке и реализации управленческих решений в сфере услуг и торговли 20
2.1 Выявление проблемы и постановка задачи 21
2.2 Формирование модели процесса принятия управленческого решения в сфере услуг и торговли 22
2.3 Корректировка и обновление модели 28
2.4 Оценка адекватности модели 30
Глава 3. Практическое использование моделей процесса принятия управленческих решений в сфере торговли и услуг 32
Заключение 38
Список литературы 40
Актуальность исследования. Любое коммерческое предприятие и государственные органы управления много времени уделяют поиску путей повышения эффективности процесса принятия решений. От правильно или ошибочно принятого решения в условиях высокой степени неопределенности могут зависеть дальнейшее существование предприятия, конкурентоспособность отрасли или эффективность деятельности органа власти. В связи с тем, что любое решение принимается на основе большого количества информации, часто избыточной или уже потерявшей свою актуальность, остро стоит проблема создания программного средства, отвечающего за процесс принятия решений, или совершенствование уже существующих. Управленческое решение - это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Выработка и принятие решений - это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня. Результаты реализации принятых управленческих решений служат наиболее объективной оценкой искусства руководителя. От качества разработки, принятия и внедрения управленческого решения зависит эффективность использования людских, материальных, финансовых, энергетических и информационных ресурсов конкретной организации. Следовательно, актуализируется проблема существования всего предприятия, которое напрямую оказывается в зависимости от субъективного выбора. По результатам решений происходит процесс сравнения, анализа и оценки запланированных показателей и достигнутых результатов. От оценки решений и процесса их принятия, форм внедрения, использования зависит продуктивность труда, экономическое и рациональное использование потребляемых ресурсов, уровень информационной системы, мотивация персонала и много других аспектов управления. Принятие управленческого решения - это выбор одной из нескольких возможных альтернатив. То есть - это модель, в которой фигурирует определенное число вариантов и возможность выбрать лучший из них. Морально-этический облик, имидж, влияние и статус - все это в сумме составляет личность руководителя, а поскольку он имеет возможность выбирать решения, то, прежде всего, несет ответственность за их исполнение. Принятые решения поступают в исполнительные органы и подлежат контролированию за их реализацией. Поэтому управление должно быть целенаправленным, должна быть известна цель управления. В системе управления обязательно должен соблюдаться принцип выбора принимаемого решения из определенного набора решений. Чем больше выбор, тем эффективнее управление. Принятие решения носит ситуационный характер, а поэтому в связи с изменениями условий, требуются действующие способы и модели, которые бы упорядочивали этот сложный процесс. Актуальность исследования определяется необходимостью теоретического обоснования осуществления деятельности руководителя в области принятия управленческого решения, потому что использование колоссального объема предоставляемой информации представляется невозможным, а значит, требуется провести анализ и переоценку основных этапов, моделирующих процесс принятия управленческого решения.
Целью работы является изучение основных этапов разработки и реализации управленческого решения.
Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Предметом исследования является анализ схемы принятия решения в сфере услуг и торговли.
Объектом исследования являются этапы разработки реализации решений.
Методологическую основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, сравнений и аналогий, исторического и структурно-функционального.
Для осмысления общего представления о принятии решений нам необходимо понять природу моделей в управлении. Она может быть различной (общепризнанной единой классификации моделей в настоящее время не существует): материальные или вещественные модели (напр., М. самолета в аэродинамической трубе); знаковые модели двух типов -- графические (чертеж, географическая карта) и математические (формула, описывающая гравитационное взаимодействие двух тел); материально-идеальные (“деловая игра”); словесное описание объекта (явления, процесса) можно также рассматривать как его М.
Термин "модель" различными авторами толкуется неодинаково.
Так, скажем, Мескон, Альберт и Хедоури под моделью понимают упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется; Шеннон под моделью понимает представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности.
Но нам более удачным представляется определение понятия "модель", данное Медоузом и другими в монографии "Пределы роста", в которой анализируются различные возможные
сценарии развития экономики и человечества.
Согласно этому определению, модель -- это просто упорядоченный набор предположений о сложной системе.
Модели используются для более четкого понимания того или иного аспекта функционирования объекта путем отбора тех наблюдений, опыта, ощущений и т. д., которые имеют отношение к анализируемой проблеме.
Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.
Анализ моделей и особенностей организаций как искусственного, так и естественного типа показал, что любая организация, функционирующая в реальном, быстро меняющемся мире, должна обладать эффективно работающим механизмом управления решением возникающих перед ней проблем.
Не менее важен для организации и исполнительный механизм, обеспечивающий реализацию принятого решения.
Механизм управления проблемами организации должен обеспечивать:
Если же среди существующих структурных подразделений организации отсутствуют подразделения, способные эффективно реализовывать принятые решения, а решения являются жизненно важными для выживаемости организации или для достижения стратегических или важных тактических целей, то необходимо создание новых подразделений, способных обеспечить их реализацию.
Примером массового создания новых структурных подразделений на российских предприятиях в период перехода к рынку было создание маркетинговых подразделений, поскольку без обеспечения сбыта производимой предприятием продукции не могло быть и речи о ведении эффективной экономической деятельности.
Модель решения проблем в организации -- это, прежде всего, представление ее механизма управления проблемами.
Приведем основные концептуальные модели, с помощью которых описывается управление, а значит, и принятие управленческих решений в организации.
1. Модель "организация-машина". Согласно этой модели, организация представляется как безличностный механизм, в виде многоуровневой административной иерархии, состоящей из формализованных структур, связей, системы взаимоотношений между ее членами.
Большое внимание при этом уделяется единству командования, функциональному взаимодействию, механизмам управления. К этой модели близка и "бюрократическая модель" организации.
2. Модель "естественной " организации предполагает, что организации, возникающие естественным образом, развиваются по собственным законам. Они обладают способностью самонастраиваться, реагируя на внешние и внутренние изменения.
Отклонение от цели не считается отрицательным результатом, поскольку естественная организация функционирует, как правило, в условиях со значительным элементом неопределенности.
3. Организация-община. В соответствии с этой моделью главным регулятором в организации являются принятые в группе нормы поведения. Особое значение придается межличностным отношениям, отношениям между отдельными членами организации, взаимным привязанностям, общим интересам.
4. Социотехническая модель. Согласно этой модели особое значение в структуре организации придается влиянию технологического процесса производства на внутригрупповые связи.
5. Интеракционистская модель. В этой модели основное внимание уделяется роли ожиданий и системы ценностей членов организации, их представлениям о ситуации, взаимодействию между членами организации.
6. Институциональная модель. Институциональная модель предполагает, что функционирование и структура организации формируются под воздействием институций -- традиций и норм, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации.
7. Конфликтная модель. При использовании конфликтной модели предполагается, что внутри организации сталкиваются и противодействуют друг другу противоположные цели и институции. Основной задачей при управлении взаимодействием организации с внешней средой является максимальная адаптация организации к внешней среде, снижение неопределенности положения организации, достижение ее стратегических целей. В зависимости от адаптивности организации к внешней среде различают два типа управления организацией.
Механистический тип:
консервативная, негибкая структура;
четко определенные, стандартизованные задачи;
сопротивление изменениям;
власть проистекает из иерархических уровней в организации;
иерархическая система контроля;
командный тип коммуникаций (сверху вниз);
содержание коммуникаций: принятые руководством решения, приказы, распоряжения.
Органический тип:
гибкая структура;
динамичные, не жестко определенные задачи;
готовность к изменениям;
власть базируется на знании и опыте;
самоконтроль и контроль коллег;
многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные);
содержание коммуникаций: информация и советы.
Каждый из типов имеет определенные преимущества и используется в зависимости от того, насколько динамичны изменения во внешней среде организации.
Непосредственное управление деятельностью организации -- это процесс взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения поставленных перед ней целей.
В этой связи целесообразно также вспомнить концептуальные модели развития человеческого общества в целом.
В частности, органическая модель предполагает, что человеческое общество развивается по законам, близким к законам развития живого организма, в котором каждый орган играет определенную роль, а все органы образуют взаимозависимую структуру.
Согласно этой модели, каждая часть общества выполняет свою функцию, и чем больше они различаются, тем менее они являются взаимозаменимыми.
Процессная модель общества предполагает, что общество развивается как непрерывный процесс соединений и разъединений, слияний и поглощений, определяющих структуру общества.
Поэтому общество не является устойчивым и постоянно подвергается изменениям, адаптируясь к изменениям внутренней и внешней среды.
Неорганическая модель общества предполагает выявление и объединение положительных и отрицательных функций различных частей общества в единое органическое целое.
Более конструктивными представляются целевая и проблемная модели.
Согласно этим моделям, главным направлением деятельности организации является достижение целей, стоящих перед ней, и решение проблем, обеспечивающих, с одной стороны,
достижение целей, а с другой -- устойчивое развитие и выживание организации.
Приведем наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений.
Дескриптивные и нормативные модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем.
Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления.
Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития.
Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.