Поддержание благоприятного психологического климата в коллективе,
Развитие системы управления конфликтами,
Формирование и развитие организационной культуры.
Управленческому персоналу ЗАО
«Приморская соя» при развитии системы
управления конфликтами необходимо ориентироваться
на то, что несмотря на неизбежность
конфликтов необходимо стремиться
избегать деструктивных конфликтов особенно
важно. Деструктивный конфликт приводит
к снижению личной удовлетворенности
членов трудового коллектива, уменьшению
группового сотрудничества и эффективности
организации. Менеджеру следует стараться
предупредить деструктивный конфликт,
контролируя возникающие в организации
конструктивные конфликты. В случае возникновения
деструктивного конфликта для выхода
из него необходимо решить конфликт по
существу (найти причину и по возможности
ликвидировать ее, достичь определенного
компромисса), стараясь при этом сгладить
дисфункциональные последствия конфликта.
Для этого можно используются следующие
группы методов:
1 Ограничение взаимодействия конфликтующих
сторон, применение координационных механизмов
(например, разграничения полномочий между
подчиненными), приводящих к ликвидации
основных причин конфликта и объединяющих
коллектив.
2 Методы, объединяющие конфликтующие
стороны, задающие им общие цели. Например,
установление общеорганизационных комплексных
целей (совместных целей для конфликтующих
подразделений, сотрудников и т.п.).
3 Методы, стимулирующие сотрудников
к самостоятельному выходу из конфликта,
либо способствованию его разрешению:
создание системы вознаграждений и стимулирования
бесконфликтного поведения и способствования
улаживанию имеющегося конфликта и т.д.
Для предупреждения деструктивных
конфликтов и возможного перетекания
конструктивных конфликтов в деструктивные
на предприятии может быть налажена
определенную систему предупреждения
конфликтных ситуаций, стимулирования
их позитивных последствий конфликтов.
Такая система может включать
в себя ряд мероприятий:
- четкое определение и разъяснение
требований к работе для всех структурных
подразделений и должностных лиц,
- создание и поддержание благоприятного
микроклимата в организации и культуры
организации,
- постановка и развитие организационных
целей,
- стимулирование участия работников
в решении общеорганизационных проблем,
- отладка механизма обратной
связи в системе коммуникации организации,
- создание механизма улаживания
расхождения интересов и возникающих
проблем (организационные совещания, возможность
обращения с предложением или просьбой
к ответственным или вышестоящим лицам)
и т.д.
Таким образом, создание на предприятии
системы предупреждения конфликтных
ситуаций, стимулирования их позитивных
последствий позволит обеспечить
высокую эффективность функционирования
системы управления на предприятии,
поддержание благоприятного психологического
климата в трудовом коллективе.
Немалую роль в развитии и протекании
конфликтных ситуаций и поддержании
благоприятного микроклимата в коллективе
играет организационная культура.
Организационная культура существует
независимо от того применяются ли
специальные методы ее формирования
руководством предприятия, однако в
таком случае, организационная культура
может оказывать демотивирующее
воздействие на сотрудников, нейтрализовать
воздействие мотивирующих факторов.
Между тем, организационная культура
может быть сформирована, и существуют
методы ее поддержания и укрепления.
Формирование организационной культуры
сегодня является одним из важнейших
элементов системы стимулирования
персонала.
Основные
методы формирования и поддержания
организационной культуры, которые
могут быть использованы ЗАО "«Приморская
соя»":
- Поведение руководителя. Безусловно, руководителю следует начать с себя. Давно доказано, что люди лучше всего усваивают новые для себя образцы поведения через подражание. Руководитель должен стать примером, ролевой моделью, показывая пример такого отношения к делу, такого поведения, которые предполагается закрепить и развить у подчиненных.
- Заявления, призывы, декларации руководства. Нельзя забывать, что для закрепления желательных трудовых ценностей и образцов поведения большое значение имеет обращение не только к разуму но и к эмоциям, к лучшим чувствам работников: "Мы должны стать первыми!", "Высочайшее качество — это залог нашей победы над конкурентами!", "В нашей организации работают лучшие специалисты!", "Этот год станет переломным для нашей компании".
- Реакция руководства на поведение работников в критических ситуациях. Культивируемое в организации отношение к людям, к их ошибкам особенно ярко проявляется в критических ситуациях. Это хорошо иллюстрируется на примере работника, ошибка которого обошлась компании в миллионы долларов. Будучи приглашенным к руководству, он заранее написал заявление об увольнении. Каково же было его изумление, когда ему было предложено новое ответственное направление работы. "Ваше обучение обошлось нам слишком дорого, чтобы мы разбрасывались такими работниками" — услышал он от президента компании.
- Обучение персонала. Обучение и повышение квалификации персонала призвано не только передавать работникам необходимые знания и развивать у них профессиональные навыки. Обучение является важнейшим инструментом пропаганды и закрепления желательного отношения к делу, к организации и разъяснения того, какое поведение организация ожидает от своих работников, какое поведение будет поощряться, подкрепляться, приветствоваться.
- Развитие системы стимулирования в соответствии с потребностями работников. Принципы построения системы стимулирования и ее основная направленность должны поддерживать именно то поведение, именно то отношение к делу, те нормы поведения и рабочие результаты, в которых находит наиболее полное выражение содержание и основная направленность культивируемой и поддерживаемой руководством оргкультуры. Непоследовательность и расхождение слова и дела здесь недопустимы, поскольку даже однократное нарушение установленных принципов стимулирования сразу вызовет резкое падение доверия к политике, проводимой руководством.
- Критерии отбора в организацию. Каких работников мы хотим видеть в организации: профессионалов, обладающих необходимыми знаниями и опытом, или же для нас не меньшее значение имеет способность нового работника принять ценности и нормы поведения, уже сложившиеся в организации и составляющие ядро ее организационной культуры. Поддержание оргкультуры в процессе реализации основных управленческих функций. Значительное влияние на оргкультуру оказывает то, какое поведение персонала поддерживается, а какое угнетается при сложившейся практике управления. Насколько приветствуются руководством проявления самостоятельности и инициативы со стороны подчиненных.
- Организационные традиции и порядки. Организационная культура закрепляется и транслируется в традициях и порядках, действующих в организации, При этом на оргкультуру могут повлиять даже разовые отступления от установленного (или декларируемого) порядка. К примеру, если вдруг по каким-то причинам руководство один, другой раз не смогло провести ежемесячное подведение итогов работы с поздравлением и награждением лучших работников, то что не только нарушает установленные правила, но и показывает неготовность руководства разделять декларируемые ценности, что, естественно, снижает энтузиазм и желание персонала "выкладываться" на работе.
- Широкое внедрение корпоративной символики. Опыт лучших организаций показывает, что широкое внедрение корпоративной символики (в упаковке готовой продукции, в рекламных материалах, оформлении предприятия, транспортных средств, рабочей одежде, сувенирной продукции) положительно отражается на отношении персонала к компании, повышает приверженность работников своем организации и чувство гордости за свою организацию.
По
сути дела, речь в предложенных методах
идет о том, какой должна быть философия
и практика управления и на что
следует обратить внимание руководству
для поддержания желательной
оргкультуры, то есть такой организационной
культуры, которая будет поддерживать
выработанную стратегию развития компании.
Рассмотрение путей сформирования
желательной организационной культуры
предполагает восприятие организации
не только как технико-экономической,
но и как социальной системы. Решающее
влияние на процесс формирования
организационной культуры представителей
высшего руководства повышает их
ответственность за те последствия,
которые может иметь для организационной
культуры их стиль управления и особенности
их поведения.
Понимание
роли и значения организационной
культуры для успеха в реализации
не только краткосрочных, но и долгосрочных
стратегических целей и умение "выстраивать",
выращивать, формировать желательную
оргкультуру является важнейшим
условием успешных организационных
изменений.
Чтобы
оценить влияние на результативность
труда социально-экономических методов
мотивации необходимо реализовывать
их при неизменности иных составляющих
комплекса стимулирования, в частности
материальных стимулов. Таким способом
можно будет отследить степень
влияния нематериального стимулирования
на производительность труда и соотнести
его с влиянием материального
поощрения и выбрать наиболее
оптимальной.
В предложенной
же для ЗАО «Приморская соя» улучшенной
системе мотивации персонала определяющими
факторами стимулирования будут система
материального стимулирования и программа
управления карьерным развитием. Методы
же социально-психологической мотивации
носят вспомогательный, хотя и не менее
важный характер.
Заключение
Мотивация
в управлении персоналом понимается
как процесс активизации мотивов
работников (внутренняя мотивация) и
создания стимулов (внешняя мотивация)
для их побуждения к эффективному
труду. Целью мотивации является
формирование комплекса условий, побуждающих
человека к осуществлению действий,
направленных на достижение цели с
максимальным эффектом. Процесс мотивации
упрощенно может быть разбит на следующие
этапы: выявление потребностей, формирование
и развитие мотивов, управление ими с целью
изменения поведения людей, необходимого
для реализации целей, корректировка
мотивационного процесса в зависимости
от степени достижения результатов.
Основные
рекомендации по улучшению мотивационного
процесса и предотвращению демотивации:
предоставление максимума реалистичной
информации в процессе отбора, формирование
реалистичных ожиданий, управление персоналом
по целям, постановка реальных целей, разделение
сложных целей на краткосрочные
этапы, активное использование дополнительных
навыков сотрудников, внимание к
идеям и предложениям сотрудников,
формирование организационной культуры,
развитие у сотрудников чувства
принадлежности к организации, поощрение
и оценка достижений сотрудников, развитие
системы управления карьерой.
Основными
направлениями развития системы
стимулирования персонала на ЗАО «Приморская
соя» в сложившихся условиях могут стать:
- Развитие системы управления деловой карьерой;
- Расширение использования социально-психологических факторов в стимулировании персонала;
- Формирование благоприятного социально-психологического климата в коллективе.
В целом можно
сделать вывод, что внедрение
предложенных мероприятий в сочетании
с совершенствованием иных методов
управления позволит повысить заинтересованность
сотрудников в результатах своего
труда и эффективность всей системы
управления предприятием.
Содержание
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - ст. 3301.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. -
31 декабря.
- Алехина О.Е. Стимулирование развития работников организации. // Управление персоналом. – 2002. - № 1. – С. 50-52.
- Бачурин А. Повышение роли экономических методов управления. // Экономист. 2002. № 4. С. 28-31.
- Белкин В. , Белкина Н. Мотивы и стимулы труда // Социальная защита.- 2001.- № 7. - Прил.: с. 44-47
- Блинов А. Мотивация персонала корпоративных структур // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
- Бовыкин В.И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 1997. – 368 с.
- Богданов Ю. Н. , Зорин Ю. В., Шмонин Д. А., Ярыгин В. Т. Мотивация персонала // Методы менеджмента качества.- 2001.- № 11. - С. 14-19.
- Бурмистров А. , Газенко Н. Какие методы повышения мотивации персонала являются наиболее действенными? // Управление персоналом.- 2002.- № 7. - С. 48-49.
- Верхоглазенко В. Мост между интересами // Маркетолог.- 1999. - №1
- Верхоглазенко В. Система мотивации персонала // Консультант директора. -
2002. - №4. - С. 23-34
- Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: Триада-ЛТД, 1996. - 384 с.
- Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебное пособие. - М.: МГУ, 1995.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. – М.: Гардарики, 2000. – 296 с.
- Володин А. , Назарук М. Что побуждает нас работать: Теория мотивации труда // Банковские технологии.- 2002.- № 10. - С. 29-31.
- Гаврилица О. Платить или не платить?: Вот в чем вопрос номер один работы с персоналом // Служба кадров.- 2002.- № 5. - С. 33-36.
- Герчикова И.И. Менеджмент: Учебник. - М.: Банки и биржи, Юнити, 1995.
- Гутгарц Р.Д. Эволюция подходов к проблеме управления кадрами предприятия. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001.
- №5.
- Гущина И. Трудовая мотивация как фактор повышения эффективности труда // Общество и экономика.- 2000.- № 1. - С. 169-174.
- Добролюбов Е. А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала // Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.
- Дряхлов Н. , Куприянов Е. Системы мотивации персонала в Западной Европе и США // Проблемы теории и практики управления.- 2002.- № 2. - С. 83-88.
- Дряхлов Н. И. , Куприянов Е. А. Эффективность деятельности сотрудников и их вознаграждение на Западе // СОЦИС: Социологические исследования.- 2002.- № 12. - С. 87-92.
- Иванов В.Ю. Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание. // Менеджмент в России и за рубежом. – 1998. - № 5.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учеб. пособие для вузов.- СПб. и др.: Питер, 2000.- 508 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 1996.
- Каверзин Н. Метод кнута и пряника: Всегда ли он оправдывает себя и в каких условиях эффективен? // Служба кадров.- 2002.- № 8. - С. 32-37.
- Каверин С. Б. Мотивация труда.- М.: Ин-т психологии РАН, 1998.- 224 с.
- Кардашов В. Мотивация персонала: теория и практика: Об управлении персоналом на примере ЗАО "Красцветмет", г. Красноярск // Человек и труд.- 2002.- № 10. - С. 80-83.
- Катков В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом.- 2000.- № 2. - С. 66-70.
- Кириллов Л. Как заставить сотрудников "гореть" на работе // Управление персоналом.- 2000.- № 6. - С. 26-31.
- Комаров Е. И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом // Управление персоналом.- 2002.- № 1. - С. 38-41.
- Комаров Е. Фирменный патриотизм или преданность в трудовых отношениях // Управление персоналом.- 2000.- № 5. - С. 63-66.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организационная структура ЗАО «Приморская
соя»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Положение об оплате труда работников
ЗАО «Приморская соя»
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
ЗАО "«Приморская соя»"
ПОЛОЖЕНИЕ
об
оплате труда работников ЗАО «Приморская
соя»
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. В соответствии с КЗоТ РФ
комбинат самостоятельно устанавливает
вид, системы оплаты труда,
размеры тарифных ставок и
должностных окладов, а также
формы материального поощрения.
При этом комбинат обеспечивает гарантированный
законом минимальный размер оплаты
труда.
1.2. Комбинат использует оплату
труда как важнейшее средство
стимулирования добросовестной
работы. Индивидуальные заработки
работников комбината определяются
их личным трудовым вкладом,
качеством труда, результатами
производственно-хозяйственной деятельности
комбината и максимальным размером
не ограничиваются.
1.3. Комбинат в качестве базы
использует тарифную систему
оплаты труда. Заработная плата
работников складывается из должностного
оклада, доплат, премий и уральского
коэффициента.
1.4. Заработная плата выплачивается
в сроки: 8 числа каждого месяца.
1.5. Обязанности по соблюдению
гарантий начисления и выплаты
заработной платы работником
возлагаются на комбинат.
2. ТАРИФНАЯ ЧАСТЬ ЗАРАБОТНОЙ
ПЛАТЫ
2.1. Должностные оклады руководителям,
инженерно-техническим работникам,
специалистам и служащим устанавливаются
генеральным директором комбината
на основе штатного расписания
в соответствии с должностью
и квалификацией работника. 2.2. При
оплате труда рабочих применяется:
2.2.1. повременная оплата, согласно
окладам, утвержденных в штатном
расписании, размер которых зависит
от сложности выполняемой работы
и тарифных разрядов;
2.2.2. сдельная оплата труда за
фактически выполненную работу.
2.3. К должностным окладам работников
комбината установлены следующие
доплаты:
2.3.1. доплата за вредные и тяжелые
условия труда - в размерах
и порядке, предусмотренных законодательством
о труде;