Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:00, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы стимулирования персонала в современных условиях на примере ЗАО «Приморская соя». Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
изучение теоретических основ и современных тенденций мотивации труда и ее роли в повышении эффективности деятельности предприятия.
анализ организации стимулирования персонала ЗАО «Приморская соя».
разработка мероприятий по совершенствованию стимулирования персонала ЗАО «Приморская соя».
1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства.. 7
1.1 Теоретические основы стимулирования персонала
1.2 Роль и значение мотивации персонала 7
1.3. Методы стимулирования персонала
2. Организация стимулирования персонала на примере ЗАО Приморская соя…….…………32
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «Приморская соя» 32
2.2. Анализ стимулирования персонала на ЗАО «Приморская соя» 40
2.3. Пути совершенствования стимулированияи персонала ………………………………...
Содержание
1. Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства.. 7
1.1 Теоретические основы стимулирования персонала
1.2 Роль и значение мотивации персонала 7
1.3. Методы стимулирования персонала
2. Организация стимулирования персонала на примере ЗАО Приморская соя…….…………32
2.1. Общая характеристика деятельности ЗАО «Приморская соя» 32
2.2. Анализ стимулирования персонала на ЗАО «Приморская соя» 40
2.3. Пути совершенствования стимулированияи персонала ………………………………...
Введение
Актуальность данной темы в том что позитивное или негативное отношение сотрудника к работе влияет на характер результатов его труда. Персонифицированный характер труда естественным образом усиливает значение психологических факторов в управлении. Менеджер кроме распорядительных решений должен создать условия, побуждающие всех участников к продуктивному сотрудничеству и достижению наивысших результатов. Отсутствие стимулов к совместной деятельности или недостаточное внимание к мотивации труда способно разрушить самые современные и перспективные организационные построения.
Объектом данного исследования является Закрытое акционерное общество «Приморская соя»
Предметом является разработка мотивации сотрудников производственного предприятия «Приморская соя»
Целью
курсовой работы является разработка
путей совершенствования
При
написании работы были использованы
законодательные акты, монографии,
научные и учебные издания
по менеджменту и управлению персоналом,
материалы периодических
Исходной
базой анализа системы
1 Мотивация персонала как фактор повышения эффективности производства
1.1 Теоретические основы мотивации труда
Руководство организации может разработать хорошие планы, найти оптимальные производственные и организационные структуры, использовать самое современное оборудование и самые лучшие технологии. Однако все это не даст желаемых результатов, если члены организации не будут должным образом работать, не будут стремиться своим трудом способствовать достижению организацией намеченных целей.
Готовность человека хорошо выполнять
свою работу является одним из важнейших
факторов успешной деятельности любой
организации. Человек - не машина, его
нельзя «включать», когда требуется
его работа, и «выключать», когда
необходимость в его труде
отпадает. Путь к эффективному управлению
человеком лежит через
В этой связи вопросы мотивации труда привлекают все большее внимание исследователей и практических работников.
Относительно сущности понятия мотивации труда существуют различные мнения, поскольку проблемами мотивации занимаются психологи, экономисты, социологи, акцентирующие свое внимание на различных аспектах этого вопроса.
Рассмотрим ряд определений
с точки зрения экономистов. В
словаре-справочнике менеджера
Золотарев В.Г. считает, что мотивация — это побудительная причина, повод к какому-либо действию, активное состояние человека (его мозговых структур), побуждающее его совершать наследственно закрепленные или приобретенные опытом действия, направленные на удовлетворение индивидуальных (например, жажда, голод и др.) или групповых (забота о детях и др.) потребностей.
В краткой экономической
Уткин Э.А. формулирует мотивацию труда как стремление работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности.
Наиболее характерная черта перечисленные выше трактовок этого термина -это побуждение к какой-либо сознательной деятельности. Исходя из выше рассмотренных сущностных характеристик проанализирует и сформулируем понятие мотивации труда. В отечественной экономической литературе под трудом понимают целенаправленную, легитимную, сознательную, востребованную деятельность человека /2/.
Цель мотивации - достижение в процессе труда целей организации и (или) целей работника. В основе мотивации труда — мотивы и стимулы как связанные, так и не связанные с процессом труда.
Теории мотивации прошли длительный путь развития и совершенствования. Еще в «школе научного управления» применялась теория мотивации по типу «кнута и пряника». Тейлор и его современники ввели понятие «достаточной дневной выработки» и предложили оплачивать труд тех, кто производил больше продукции, пропорционально их вкладам.
По мере развития технологии и углубления специализации труда специалисты в области управления стали искать новые решения проблемы мотивации в психологическом аспекте. Результаты исследований поведения человека в труде позволили создать две категории теории мотивации: содержательные и процессуальные.
Содержательные теории мотивации основываются на идентификации внутренних побуждений, называемых потребностями, описаны в работах А. Маслоу, Д. Мак Кленда, Ф. Герцберга. Современные теории мотивации основываются на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания (теория ожиданий, теория справедливости, модель мотивации Портера-Лоулера).
Хотя эти теории расходятся по ряду вопросов, но они не являются взаимоисключающими. Развитие теорий мотивации явно имело эволюционный, а не революционный характер. Однако эти теории можно использовать эффективно при решении задач управления персоналом предприятия.
Таблица 1. - Основные положения теорий мотивации
Название теории, автор |
Принципиальные положения теории мотивации |
1 |
2 |
Теория экономического человека А.Смита |
Доминирующая роль социально-экономических условий, которые влияют на эффективность труда и определяют методы мотивации |
Поведенческая теория управления Э.Мэйо |
Методы мотивации связаны с результатами психологических исследований, побуждающих стимулов труда человека |
Теория потребностей Маслоу |
Выделяется пять типов потребностей
(физиологические, безопасности, социальные,
успеха, самовыражения), которые образуют
иерархическую структуру и |
Теория Мак Кленда |
Используются потребности: власти, успеха и принадлежности, которые можно удовлетворять вознаграждениями |
Теория Герцберга |
Выделены факторы, которые действуют на работу и влияют на удовлетворение потребностей: ощущение успеха, продвижение по службе, признание со стороны окружающих, ответственность, рост возможностей. |
Теория ожиданий |
Основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение цели и удовлетворяет свои потребности за счет достижения цели. |
Теория справедливости |
Предполагается, что люди подвергают
субъективной оценке отношение вознаграждения
затраченным усилиям и |
Модель Портера-Лоулера |
Основана на том, что мотивация
является функцией потребностей, ожиданий
и восприятия работниками полученного
вознаграждения. Результативность труда
порождает удовлетворенность |
В механизме мотивации труда можно выделить несколько последовательных этапов.
Первый этап и движущая сила процесса мотивации труда - возникновение потребностей. Потребности - это то, что находится внутри человека. Это что-то общее для разных людей, но одновременно имеет индивидуальное проявление у каждого человека. Это то, от чего человек всегда хочет освободиться. Так как, поскольку потребность есть, она постоянно о себе напоминает и требует удовлетворения. Люди по-разному устраняют свои потребности: удовлетворяют их, подавляют или не реагируют на них.
Потребности возникают осознанно и неосознанно, но не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляется, хотя при этом они способны изменять форму своего проявления, уровень настойчивости и воздействия на человека .
Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием возникновения интеллектуальных и духовных потребностей является функционирование физиологических систем человеческого организма. Опыт показывает, что иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной или групповой. При классификации потребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.
Момент выявления потребности
в сознании, определяемый термином
«актуализация потребности», может
являться начальной стадией мотивации.
Формой реализации потребности является
интерес, то есть конкретная форма, в
которой может выражаться потребность
(деньги, звание, одобрение, новая должность
и т.д.). Этот этап процесса мотивации
совпадает с этапом психологического
объяснения процесса удовлетворения потребности.
Д.Узнадзе считает наличие
Соотношение потребность-интерес тождественно соотношению бытие-сознание. Как и бытие (существующий независимо от сознания объективный мир, материя), потребность существует априори; аналогично соотношение сознания (формы отражения бытия) и интереса -осмысленной потребности, выражения качественной стороны потребности. Следующий самый сложный и важный этап процесса мотивации — формирование мотива какой-либо деятельности. Сам по себе интерес не может быть силой, способной заставить человека работать, если нет возможности его реализовать. Мотив же является фактором, способным заставить человека выполнить ту или иную работу. Немаловажное, а иногда и ключевое значение в процессе мотивации занимает стимул. Волгин Н.А. отмечает, что стимул - побуждение к действию, причина которого - интерес (материальный, моральный, личный, коллективный). И в этом случае стимул — более узкое понятие, чем мотив, в основе которого может быть не только интерес, но и административное решение или иная личностная причина.
Вообще поведение человека формируется
слаженным стабильным взаимодействием
стимулов и мотивов. Стимулы представляют
собой внешние воздействия, побуждающие
субъект действовать
В процессе мотивации могут участвовать
лишь две последних формы стимулов,
так как принуждение не может
стать мотивом трудовой деятельности.
Косвенно порицание может иметь
мотивирующее воздействие, так как
порицание может вызвать, с одной
стороны, досаду, неудовлетворенность
собой, растерянность, но с другой стороны,
- желание действовать. Чтобы порицание
дало положительный результат, необходимо
знание работников, их нравственно-психологические
особенности. В этом случае порицание
будет мотивом трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие этой зависимости
- психологическое поведение
Информация о работе Организация стимулирования персонала на примере ЗАО Приморская соя