Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:04, контрольная работа
Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов – заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.
Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Можно выделить два типа элементов качественного процесса принятия решений:
Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.
Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. 4
2. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. 7
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. 10
3.1 Процесс инициирования и причинно-следственный анализ. 10
3.2 Структура и содержание процесса принятия решения. 12
3.2.1 Анализ ситуации. 13
3.2.2 Идентификация проблемы. 13
3.2.3 Определение критериев выбора. 14
3.2.4 Разработка альтернатив. 14
3.2.5 Выбор наилучшей альтернативы. 14
3.2.6 Согласование решения. 14
3.2.7 Управление реализацией. 15
3.2.8 Контроль и оценка результатов. 15
3.3 Виды принятия решений 15
3.3.1 Стандартный процесс принятия решений. 16
3.3.2 Процесс принятия бинарного решения. 24
3.3.3 Процесс принятия многовариантного решения. 26
3.3.4 Процесс принятия инновационного решения, метод оптимизации критериев. 28
4. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. 31
4.1 Методы моделирования . 31
4.1.1 Модели теории игр. 31
4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания. 32
4.1.3 Модели управления запасами. 32
4.1.4 Модели линейного программирования. 32
4.2 Методы экспертных оценок. 33
4.3 Модели принятия решений в организации. 34
4.3.1 Рациональная модель 34
4.3.2 Модель ограниченной рациональности. 34
4.3.3 Политическая модель. 35
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 36
Ситуация 1 36
Ситуация 2 38
Ситуация 3 39
Ситуация 4 41
ВЫВОДЫ. 42
ЛИТЕРАТУРА. 44
Питер Бейкер был назначен начальником отделения, производящего детали для сборки автомобильных двигателей, коробок передач и трансмиссий, несколько недель назад. В этой крупной автомобилестроительной компании осуществлялся переход к системе поставок «точно вовремя». Питер был переведен сюда в результате того, что ему удалось достичь лучших показателей во время этой реорганизации, когда он возглавлял цех, комплектующий электрооборудование, тогда как у предыдущего руководителя цеха дела шли плохо, и, учитывая прошлые заслуги, его перевели в вице-президенты компании по технологии металлообработки.
По дороге на работу в служебном автомобиле Питера раздался телефонный звонок. Его секретарь, приходящий раньше на 15 минут сообщила, что в помещениях и цехах нет электроэнергии, работает только аварийное освещение. Питер попросил ее выяснить в ответственных службах все обстоятельства, а главное, – если энергия на сборочных участках.
Недалеко от въезда на территорию он увидел несколько пожарных машин, выезжающих из ворот. Дело принимало серьёзный оборот. Питер попросил водителя заехать сначала на подстанцию. Там он увидел, что несколько ангаров, в которых находились трансформаторные станции, выгорели дотла. Пожар был уже погашен, в свете прожекторов на участке копошились аварийные службы в ярких, светящихся оранжевых жилетах.
Войдя в свой кабинет, Питер узнал, что к несчастью сгорели как раз подстанции, питающие его отделение, и в придачу резервные блоки. Попросив 15 минут его не беспокоить, Питер стал размышлять. За прошедшие три недели он сумел понять суть неудач своего предшественника. Главная проблема была в преодолении авральной психологии работы, сложившейся годами. Все работники пытались его убедить, что работать без запасов точно по графику, в условиях их производства не возможно. Питер принял жесткие меры. И вот все это будут поставлено под сомнение. К тому же, руководством ему были поставлены достаточно жесткие ограничения сроков выведения отделения в режим ритмичной работы.
Что же предпринять в первую очередь?
Представьте себя на месте Питера Бейкера:
Как вы принимали бы решение(я)?
Как вы довели бы их до сведения подчиненных и руководства?
Рассмотрев предложенную ситуацию и поставив себя на место Питера Бейкера я предлагаю следующие решения:
Убытки компании будут возмещены сторонней организацией, по вне которой произошла авария, а уверенное продолжение начатого Питером преобразование, укрепит веру подчиненных в правильности выбранной стратегии производства и поможет скорейшему переходу к новой системе.
Людмила Петровна уже 20 лет возглавляла цех лакокрасочных покрытий на заводе, производящего металлоизделия. Вчера в цехе побывала комиссия по охране труда. Инспектор Минтруда, возглавляющий комиссию, вынес постановление немедленно остановить производство до устранения установленных комиссией привышений максимально допустимых величин содержания вредных для здоровья веществ в воздухе цеха. С большим трудом директору завода удалось уговорить комиссию не закрывать цех, а дать месячный срок по устранению недостатков.
Потом у нее состоялся нелицеприятный разговор с директором. Он твердо сказал, что на предпенсионный возраст освободит ее от должности, если в течение трех дней она не представит исчерпывающий план мероприятий по устранению всех недостатков. «Если цех будет остановлен, то в нынешних условиях это будет катастрофа для всего завода», – сказал он.
Людмила Петровна пригласила начальника отдела охраны труда и председателя профкома к себе на совещание. Начальник отдела охраны труда твердил одно: « Мы работаем как всегда, сколько комиссий не было, никто ни к чему не придирался. Кто знал, что они натащат всяческих приборов, никогда же такого не было. Ваш цех, вы и должны отвечать, а наше дело только инструктировать рабочих по технике безопасности». Людмила Петровна и сама была удивлена, раньше все заканчивалось обходом цехов и участков и хорошим ужином в директорской столовой. На этот раз новый инспектор от завтрака отказался, что сразу же насторожило Людмилу Петровну. К тому же, когда во время пересменки она собрала рабочих и стала отчитывать их за то, что они работают без респираторов, в грязной спецодежде, и пригрозила, что все нарушители будут лишены премии, женщины, составляющие большинство заволновались. Одна из них, недавно пришедшая в цех, заявила, что в таких условиях работать не возможно, все работницы больны профзаболеваниями и нужно подавать в суд на администрацию завода с требованием возмещения ущерба для здоровья.
Уже час, как рабочий день Людмилы Петровны закончился. Она вспомнила, что по календарю неблагоприятный для нее день. «Может, бросить все к черту и пойти досрочно на пенсию?» – подумала она.
«Ну, ничего, неужели я за три дня ничего не придумаю?» – с такой мыслью она взяла в руки карандаш и приготовилась искать решение.
Представьте себя на месте Людмилы Петровны:
Как вы принимали бы решение(я)
Как
вы довели бы их до сведения подчиненных
и руководства?
Достоверная проверка рабочих мест с помощью приборов и поведение инспектора однозначно указывают на то, что в цехе действительно сложилась критическая ситуация, угрожающая здоровью рабочих. От Людмилы Петровны необходимо срочное принятие комплекса технических и организационных мер направленных на изменение существующего положения.
Из
имеющихся в условии задачи данных
очевидно, что работа начальника отдела
охраны труда цеха не удовлетворительна
и требует координального изменения
отношения к производственным обязанностям.
Учитывая большой практический опыт работы
начальника отдела охраны труда, будет
нецелесообразно смещать его с занимаемой
должности. Необходимо назначить ему в
подчинение, общественным инспектором
по охране труда, энергичную женщину, выступавшую
во время пересменки, у которой найдется
достаточно сил и желания усовершенствовать
подход ответственных лиц к системе охраны
труда в данном цехе. На мой взгляд, это
организационное решение в совокупности
с системой технических мероприятий даст
положительный результат.
Андрей Александрович только что вернулся от директора завода. Директор представил ему своего хорошего друга, который очень просил выручить его и принять срочный заказ на изготовление большой партии изделий. Цех, которым руководил Андрей Александрович, производил разнообразные пластмассовые отливки – корпуса для бытовых и промышленных приборов.
Хотя производственный план цеха на текущий месяц и квартал в целом был свёрстан с 90% загрузкой оборудования, включая 5% на профилактические работы, что превышало нормативную загрузку при односменной работе на 10%, он понимал, что просьбу директора желательно удовлетворить. Однако это означало необходимость выполнения заказа за счёт введения сверхурочной работы, сдвига отпусков некоторых рабочих, особенно, технологов и изготовителей пресс-форм. Заказ надо было выполнить в течение месяца, и если не переносить другие заказы, то по прикидке, загрузка оборудования составила бы 140%. Кроме того, в номенклатуре заказа было несколько позиций, встречавшихся впервые в его практике. Он пообещал дать ответ заказчику через день. Когда он сел за стол. Его взгляд упал на календарь, и он вспомнил, что через неделю должен был пойти в отпуск. «Неужели опять предстоит убеждать жену перенести поездку на море ещё на месяц?» - подумал он. «Нет, это невозможно» –решил он – Всё, что угодно, но только не семейный скандал. В прошлом году так и не пришлось из-за этой работы поехать отдыхать. Жена этого мне не простит. В конце концов, есть ведь и обязанности перед семьёй и детьми» – с этими мыслями он стал прикидывать, как найти компромисс.
Представьте себя на месте Андрея Александровича:
Как вы принимали бы решение(я)?
Как
вы довели бы их до сведения подчиненных
и руководства?
Представив себя на месте Андрея Александровича и проанализировав ситуацию, можно прийти к выводу, что количество мотиваций «против» значительно превышают желание выполнить просьбу начальника. Выполнение заказа крайне невыгодно для предприятия в целом. Необходимо порекомендовать директору отказать своему другу в просьбе (посоветовать разместить заказ на другом предприятии) аргументировав свое решение следующими пунктами:
Каким бы хорошим ни казался руководитель, но если он не умеет принимать решений, то он не может долго оставаться на посту руководителя. Искусству принимать решения можно научиться и постоянно совершенствоваться. Однако, существует множество факторов, которые могут серьёзно мешать процессу принятия решений:
Факт
принятия одного решения
является лишь составной
частью эффективного
процесса принятия решений.
Каждый руководитель
любого ранга должен
чётко представлять
свою долю в этом широком
процессе.
Процесс
принятия решения в чистом виде может
подразделяться на следующие составные
части:
Следует подчеркнуть, что
Процесс
принятия решений с точки зрения
рационального использования
Информация о работе Организация процесса разработки и принятия решения