Организация процесса разработки и принятия решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 10:04, контрольная работа

Краткое описание

Работа руководителей, ученых, инженеров, юристов – заключается в принятии решений и решении проблем. Нет ничего более важного для благосостояния общества, чем эффективное выполнение этой работы.
Принятие решений – это важный и сложный процесс. Тем не менее, многие руководители полагают, что принятие решений это не что иное, как выбор одного из нескольких возможных вариантов действий. Увы, решения подобного рода представляют собой всего лишь один шаг сложного и динамичного процесса.
Можно выделить два типа элементов качественного процесса принятия решений:
Ряд последовательных шагов. К ним относятся инициирование процесса, диагностика, формирование и выбор альтернатив, реализация и оценка.
Учет важнейших факторов. К ним относятся такие вопросы, как право принимать решения, межличностные отношения, выбор времени и обмен информацией. Каждый компонент может быть связан с одним или всеми компонентами.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. 4
2. ВИДЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. 7
3. ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. 10
3.1 Процесс инициирования и причинно-следственный анализ. 10
3.2 Структура и содержание процесса принятия решения. 12
3.2.1 Анализ ситуации. 13
3.2.2 Идентификация проблемы. 13
3.2.3 Определение критериев выбора. 14
3.2.4 Разработка альтернатив. 14
3.2.5 Выбор наилучшей альтернативы. 14
3.2.6 Согласование решения. 14
3.2.7 Управление реализацией. 15
3.2.8 Контроль и оценка результатов. 15
3.3 Виды принятия решений 15
3.3.1 Стандартный процесс принятия решений. 16
3.3.2 Процесс принятия бинарного решения. 24
3.3.3 Процесс принятия многовариантного решения. 26
3.3.4 Процесс принятия инновационного решения, метод оптимизации критериев. 28
4. МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ. 31
4.1 Методы моделирования . 31
4.1.1 Модели теории игр. 31
4.1.2 Модели теории очередей или оптимального обслуживания. 32
4.1.3 Модели управления запасами. 32
4.1.4 Модели линейного программирования. 32
4.2 Методы экспертных оценок. 33
4.3 Модели принятия решений в организации. 34
4.3.1 Рациональная модель 34
4.3.2 Модель ограниченной рациональности. 34
4.3.3 Политическая модель. 35
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ 36
Ситуация 1 36
Ситуация 2 38
Ситуация 3 39
Ситуация 4 41
ВЫВОДЫ. 42
ЛИТЕРАТУРА. 44

Файлы: 1 файл

DOKLAD.DOC

— 310.00 Кб (Скачать)
      

            При принятии  многовариантного решения, используется  тот же метод оценки альтернатив по желательным характеристикам, что и в случае принятия стандартного решения. Наиболее важная характеристика получает наивысшую оценку (например. 10), а остальные критерии ранжируются относительно неё.

           Сложность принятия многовариантного решения проявляется в первую очередь при использовании желательных критериев. В стандартной процедуре желательные характеристики используются для определения относительной ценности альтернатив. Но это неосуществимо в ситуации, когда альтернативы чередуются одна за другой, а их список очень велик. Чтобы преодолеть эту трудность, нужно использовать желательные критерии не в виде относительных, а в виде абсолютных измерителей ценности альтернатив. Это значит, что необходимо оценивать каждую альтернативу индивидуально и сопоставлять её не с другими альтернативами, а с неким идеальным образцом. Для этого суммируем оценки по всем критериям.

      1. Процесс принятия инновационного решения, метод оптимизации критериев.

           Инновационным называется решение, предусматривающее некоторое нововведение, т.е. формирование и реализацию ранее неизвестной альтернативы.

           В случае принятия таких  решений управляющие сталкиваются с такой ситуацией, когда нужно сделать выбор при отсутствии очевидных готовых альтернатив. Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального на творческое мышление.

           Трудность выработки  эффективной альтернативы сопряжена  с необходимостью скомпонования  какого-то рационального процесса, переключения на процесс творческий, инновационный, а затем возвращение к рациональному процессу. Именно такое переключение и составляет особую сложность. Да и сами творческие процессы должны быть как-то структурированы, только тогда от них будет польза.

           Сравнение рационального  и творческого процессов позволяет  выявить между ними сходства и различия ( см. Таблица 3.9).

     Таблица 3.9 Сравнение рационального и творческого процессов.

Рациональный  процесс Творческий, инновационный  процесс
Исходный  пункт

Проблема, требующая  решения, или ситуация, требующая  устранения

 
Проблема, требующая решения, или ситуация, требующая устранения
Постановка  проблемы

Обычно  очень конкретный процесс

 
Может носить более общий характер
Процесс

Требует подготовленных работников

Основной подход - логический

 
Требует подготовленных работников.

Примеряется много  различных методов: синтез, «мозговая атака», морфологический и т.д.

Вспомогательные средства

Большое значение имеет наглядность, благодаря использованию  графиков, слайдов

 
Большое значение имеет наглядность
Результаты

Вырабатывается  обычно один «наилучший» вариант или решение

 
Вырабатывается  несколько допустимых решений или ни одного
Состав  группы выработки вариантов решения

Членство должно носить целевой характер

 
 
Члены группы не обязательно должны знать  проблему или иметь к ней отношение
Возможности

Зависят от надёжности данных

 
Зависят от воображения и творческих способностей членов группы
 

           Эффективность процесса тем выше. Чем шире спектр идей, среди  которых производится выбор.

           Важно отметить, что  всякая процедура творческого поиска предписывает определённую последовательность действий по направлению к некоторому поддающемуся проверке результату. Он отнюдь не является неупорядоченным подходом, при котором ставка делается на внезапное «озарение».

           В управленческой деятельности термин «творчество» часто неправильно  истолковывается и применяется. В общепринятом смысле это понятие означает, оригинальные открытия наподобие тех, что были сделаны Беллом, Эдисоном и другими творческими гениями. На практике же чистые исследования в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство открытий – это обычное расширение разнообразия уже известного. Основная часть творческих усилий направлена на усовершенствование существующих продуктов, процессов и методов.

           Руководители чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны выработать новые и более эффективные пути разрешения проблем или достижения результатов. А это лучше всего делать посредством некоторого инновационного процесса, чем необузданного творческого полёта.

           Общие принципы организации  инновационной деятельности.

           Принцип 1. Создайте инновационный климат в работе.

     Необходимо  создать такой климат, который  допускал бы отклонения от общепринятого, «необоснованные» идеи и другие формы работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу действий ( в определённых пределах), то инновационная деятельность не получит развития. Это самый важный принцип.

           Принцип 2. Начинайте с простых и доступных альтернатив.

           Принцип 3. Не начинайте сразу с поиска идеального решения.

           Поскольку большинство  приемлемых вариантов решений обычно получается в ходе выбора наилучшего решения из нескольких конкурирующих  между собой, было бы нереалистично  ожидать, что какая-то альтернатива покажется идеальной с первого взгляда. Но не следует отбрасывать сразу же альтернативы, которые не выглядят идеальными. Такое отбрасывание произойдёт позже с помощью более систематического анализа при сравнении альтернатив.

           Принцип 4. Привлекайте других людей

           Использование идей других людей или реагирование на них поможет выработать новаторские и, следует надеяться, более практичные решения, чем это в состоянии сделать отдельный человек.

           При анализе альтернатив  может быть использован метод оптимизации критериев (МОК). Обычно он применяется в тех случаях, когда ни одна из известных альтернатив не представляется подходящей. Основополагающая идея МОК состоит в предположении, что комбинирование лучших черт известных альтернатив может привести к более эффективному решению. Эта процедура применяется для того, чтобы помочь принять решение в ситуациях, где традиционные методы выработки альтернатив не дают приемлемых результатов.

           Первый  шаг в применении метода оптимизации критериев – это составление полного перечня желаемых конечных результатов, т.е. критериев.

           На  втором шаге берётся по очереди каждый критерий и конструируется идеальное решение по отношению к этому единственному фактору. Вопрос, которым в данный момент руководствуются, следующий: «Как может выглядеть альтернатива, которая идеально отвечает данному критерию!» Именно на этой стадии требуются новаторские идеи.

           Третий  шаг. Комбинирование идей в окончательную альтернативу. Необходимо в первую очередь проверить их на взаимную совместимость. Ввиду того, что оптимальные идеи вырабатывались независимо друг от друга, вполне возможно допустить, что их характеристики будут взаимоисключающими. После этого каждая оптимальная идея сопоставляется со всеми другими и производится проверка на предмет наличия потенциальных противоречий. На этой стадии ключевую роль играет суждение руководителя. Ибо если идеи по двум критериям противоречат друг другу, то необходимо определить, какую из них включить в комбинированный вариант.

           Следующий шаг – сравнение каждой из частных оптимальных идей на предмет их взаимной поддержки.

           Конечный  результат всей работы – это такая комбинация идей, которая является эффективной новаторской «синергетической» альтернативой (т.е. комбинация идей), совокупный эффект которой превышает простую сумму эффектов этих идей, взятых по отдельности.[11].

 

     

  1. Модели  и методы принятия решений.

           В процессе разрешения сложных проблем с целью усиления способности менеджеров к принятию обоснованных и объективных решений могут применяться различные научные методы их разработки и оптимизации, которые принято делить на два основных класса: методы моделирования и методы экспертных оценок.

    1. Методы  моделирования .

    Методы  моделирования (называемые также методами исследования операций) базируются на использовании математических моделей для решения наиболее часто встречающихся управленческих задач.

    Разработка  и оптимизация решения конкретной проблемы методами моделирования – довольно сложная процедура, которая может быть представлена последовательностью основных этапов:

  1. Постановка задачи;
  2. Определение критерия эффективности анализируемой операции;
  3. Количественное измерение факторов, влияющих на исследуемую операцию;
  4. Построение математической модели изучаемого объекта (операции);
  5. Количественное решение модели и нахождение оптимального решения;
  6. Проверка адекватности модели и найденного решения анализируемой ситуации;
  7. Корректировка и обновление модели.
 

    Количество  всевозможных конкретных моделей почти  так же велико, как и число проблем, для решения которых они разработаны.

    Наиболее  распространённые типы моделей: модели теории игр; модели теории очередей или оптимального обслуживания; модели управления запасами; модели линейного программирования.

      1. Модели  теории игр.

    Большинство хозяйственных операций можно рассматривать как действия, совершаемые в условиях противодействия.

    К противодействиям следует относить такие факторы, как авария, пожар, кража, забастовка, нарушение договорных обязательств и т.п. Однако наиболее массовый случай противодействия – конкуренция. Поэтому одним из важнейших условий, от которого зависит успех организации, является конкурентоспособность. Очевидно, что возможность прогнозировать действия конкурентов – существенное преимущество для любой коммерческой организации. Принимая решение,  следует выбирать альтернативу, позволяющую уменьшить степень противодействия, что в свою очередь снизит степень риска. Такую возможность предоставляет менеджеру теория игр, математические модели которой побуждают анализировать возможные альтернативы своих действий с учётом возможных ответных действий конкурентов.

    Первоначально разработанные для военно-стратегических целей модели теории игр применяются  в бизнесе для прогнозирования  реакции конкурентов на принимаемые  решения, например, на изменение цен, выпуск новых видов товаров и услуг, выход на новые сегменты рынка и т.п.

    Так, принимая решение об изменении уровня цен на свои товары, руководство  фирмы должно прогнозировать реакцию  и возможные ответные действия основных конкурентов. И если с помощью  модели теории игр будет установлено, что, например, при повышении цены конкуренты не сделают того же, организация, чтобы не попасть в невыгодное положение, должна отказаться от этой альтернативы и поискать другое решение проблемы.

    Следует, однако, отметить, что используются эти модели довольно редко, так как слишком упрощены по сравнению с реальными экономическими ситуациями, настолько изменчивыми, что полученные прогнозы бывают не слишком достоверны.

      1. Модели  теории очередей или  оптимального обслуживания.

    Они используются для нахождения оптимального числа каналов обслуживания при определённом уровне потребности в них. К ситуациям, в которых такие модели могут быть полезны относятся, например, определение количества телефонных линий, необходимых для ответов на звонки клиентов; троллейбусов на маршруте, необходимых, чтобы на остановках не скапливались большие очереди; операционистов в банке, чтобы клиенты не ждали, пока ими смогут заняться и т.п. Проблема здесь заключается в том, что дополнительные каналы обслуживания (больше телефонных линий, троллейбусов или банковских служащих) требуют дополнительных ресурсов, а их загрузка неравномерна (избыточная пропускная способность в одни периоды времени и появление очередей – в другие). Следовательно, нужно найти такое решение, которое позволяет сбалансировать дополнительные расходы на расширение каналов обслуживания и потери от их недостатка. Модели теории очередей как раз и служат инструментом нахождения такого оптимального решения.

      1. Модели  управления запасами.

    Любая организация должна поддерживать некоторый уровень запасов своих ресурсов, чтобы избежать простоев или перерывов в технологических процессах и сбыте товаров или услуг. Для производственной фирмы необходимы определённые запасы материалов, комплектующих изделий, готовой продукции, для банка – денежной наличности, для больницы – лекарств, инструментов и т.д. Поддержание высокого уровня запасов повышает надёжность функционирования организации и избавляет от потерь, связанных с их нехваткой. С другой стороны, создание запасов требует дополнительных издержек на хранение, складирование, транспортировку, страхование и т.п. Кроме того, избыточные запасы связывают оборотные средства и препятствуют прибыльному инвестированию капитала, например, в ценные бумаги или банковские депозиты.

Информация о работе Организация процесса разработки и принятия решения