Организация отбора персонала на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 19:20, дипломная работа

Краткое описание

Цель работы – изучение и анализ процесса и технологий отбора и оценки кандидатов на вакантные должности, рассмотрение опыта решения задач качественного комплектования кадрами организации на примере службы персонала ООО ЧОП «Комбат», сравнительный анализ существующих и используемых компанией технологий, предложение рекомендаций по оптимизации технологии отбора и найма персонала. Для этого необходимо выполнение следующих задач:
-проанализировать деятельность, связанную с менеджментом найма персонала;
- проанализировать систему отбора персонала в ООО ЧОП «Комбат»;
-произвести расчёты, построить диаграммы;
-предложить способы совершенствования системы оценки и отбора персонала на примере ООО ЧОП «Комбат».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
АННОТАЦИЯ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОТБОРА
1.1 Исторический аспект отбора кадров
1.2 Организация отбора персонала на предприятии
1.3 Методы отбора персонала
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ ЧАСТНОГО ОХРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «КОМБАТ»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ системы отбора персонала в ООО ЧОП «Комбат»
2.3 Достоинства и недостатки системы отбора персонала
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ОТБОРА ПЕРСОНАЛА В ООО ЧОП «КОМБАТ»
3.1 Организация службы отбора персонала
3.2 Рекомендации по организации системы отбора персонала в ООО ЧОП «Комбат
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

Организация отбора персонала на предприятии.doc

— 383.00 Кб (Скачать)

ü   Не разработаны положения и инструкции, регламентирующие работу в области отбора кадров;

ü   Отсутствует положение о системе отборе персонала.

Выявленные  недостатки указывают на то, что  в ООО ЧОП «Комбат» сложилась достаточно построенная система отбора персонала, однако не без изъянов, при устранении данных недостатков в ООО ЧОП «Комбат» можно будет говорить об идеальной системе персонала.

К достоинствам отбора персонала в ООО ЧОП  «Комбат» можно отнести:

ü   Существует сложившаяся система отбора персонала и система оценок подбора.

Система оценки кандидатов обладает следующими характеристиками:

основана на объективной информации и дает объективные  оценки кандидатов; стимулирует тех, кто производит отбор, к тому, чтобы они обосновали свой выбор, ориентируясь на согласованную систему критериев;

Система оценок ООО ЧОП «Комбат»:

5. Отличный кандидат. Нет недостатков как в отношении  профессиональных знаний и умений, так и в отношении личных  качеств. Вне всяких сомнений, может быть принят на работу.

4. Хороший кандидат (выше среднего уровня). Имеет  много сильных качеств и не  имеет серьезных недостатков.  Может быть принят на работу  с высокой долей уверенности.

3. Средний кандидат. Сильные стороны перевешивают имеющиеся у него недостатки. Может быть принят на работу на определенных условиях.

2. Ниже среднего. Имеет ряд серьезных недостатков,  ставящих под вопрос целесообразность  его зачисления на работу. Обычно  таким кандидатам отказывают  в приеме на работу, но возможно и зачисление на работу при определенных обстоятельствах (например, отсутствие других претендентов).

1. Абсолютно  неподходящий кандидат. Преобладают  недостатки. Такому кандидату отказывают  в приеме на работу даже  в том случае, если он является  единственным претендентом на вакантную должность.

ü   Установлены четкие критерии для отбора разных категорий работников;

ü   Используемые методы отбора не нуждаются в совершенствовании и дополнении;

ü   Опыт и уровень квалификации работников, занимающихся отбором кадров – очень высок.

ü   В компании четко сформирована система проведения собеседования. С претендентами на должности, которые не являются ключевыми, работает не только кадровый отдел, но и отдел контроля охранной деятельности. Вопросы, задаваемые на собеседовании, подготовлены заранее, весь процесс интервью проходит поэтапно.

 

ГЛАВА 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию  системы отбора персонала 

 

3.1 Организация  службы отбора персоналом

В кадровом отделе работают 2 человека – заместитель директора по правовым и кадровым вопросам и специалист по управлению персоналом.

Кадровый отдел  тесно сотрудничает с бухгалтерией по вопросам начисления заработной платы.

Менеджер по персоналу организует, координирует, оценивает и стимулирует деятельность персонала с целью повышения производительности и качества труда, удовлетворенности профессией (должностью) каждого работника.

Основные функции  кадрового отдела ООО ЧОП «Комбат»:

1.         Создание кадрового резерва – ведение собственной электронной базы резюме.

2.         Оперативный отбор нужных предприятию специалистов. Планирование потребности в кадрах на ближайшую и дальнюю перспективу, проводит собеседования с соискателями.

3.         Создание системы мотивации труда. В компании существует система поощрения лучших работников. Она включает в себя: премии, подарки. Проведение спортивно-оздоровительных мероприятий для работников. Для сотрудников ООО ЧОП «Комбат» предусмотрено посещение бассейна или сауны один раз в неделю, либо спортивного зала.

4.         Кадровый отдел организует профессиональную и социально-психологическую адаптацию новых специалистов; ведет работу по аттестации персонала, по применению практической психологии в регуляции организационных взаимоотношений, разрабатывает и применяет современные методы управления персоналом; организует работу с увольняющимися работниками.

5.         Предоставление консультативных услуг в области управления человеческими ресурсами руководителям всех рангов.

6.         Контроль за оформлением документов и ведение документации по учету кадров, связанной с приемом, переводом, трудовой деятельностью и увольнением работников. Кадровый отдел ведет установленную отчетность по кадровым вопросам. Принимает меры по соблюдению трудовой дисциплины и правил трудового распорядка.

7.         Развитие и поддержание корпоративной культуры – оформление сайта внутреннего доступа, на котором размещена информация о персонале компании, дни рождения, планируемые праздники и другие мероприятия. Также менеджер оформляет информационный стенд, на котором находятся образцы заявлений, нормативные документы, правила внутреннего распорядка, поздравления с праздниками, план мероприятий и праздников.

8.         Организация работы с военкоматами, ведение отчетности по добровольному и обязательному медицинскому страхованию.

Работа кадрового  отдела связана с программой  «1С: Зарплата и Кадры» - локализованная системная конфигурация, дополняющая комплекс программ «1С: Предприятие». Значение данного компонента проявляется в особенностях кадрового учета предприятия, начисление зарплаты сотрудникам, а также регистрация служебных перемещений, получении налоговых и анкетных справок о рабочем персонале. «1С: Зарплата и Кадры» предусматривает частный подход в создании автоматизированного учета рабочего персонала и определении бюджета отраслевых предприятий. На сегодняшний день, комплекс «1С: Зарплата и Кадры» обладает высокой функциональностью и интегрируется в большинство финансовых систем и корпоративных структур, независимо от сложности их назначения. В результате, «1С: Зарплата и Кадры» рассматривает внутреннюю структуру рабочего персонала компании, от элементарного анкетирования и учёта личных данных до процентного начисления заработной платы.

Заместитель директора  по правовым и кадровым вопросам соответствует ряду критериев: Прежде всего, он является проводником кадровой и социальной политики; социальным лидером коллектива, его нравственным эталоном; имеет высокие моральные качества; выраженную направленность на работу с людьми; обязательным условием являются высшее образование и специальная психолого-педагогическая подготовка; опыт кадровой и руководящей работы восемь лет; развитые познавательные, организаторские, коммуникативные способности;

То есть заместитель  директора по правовым и кадровым вопросам — это специалист, знающий основы технологии производства, экономики и планирования труда, НОТ и управления производством; умеющий решать задачи, стоящие перед организацией, видеть перспективы ее развития; осуществлять принципы кадровой политики, формы и методы планирования и организации работы с кадрами.

Кадровой отдел  ООО ЧОП «Комбат» в совершенстве знает трудовое законодательство; основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда, основы производственной педагогики; а также основы организации делопроизводства, данные условия являются обязательными для данной категории сотрудников. Еще одним непременным условием успешной работы ООО ЧОП «Комбат» является владение кадровым отделом методами организации и техникой управления кадрами, социально-психологическими процессами на производстве; методами оценки личностных и деловых качеств работников и результатов коллективной работы; вопросами практического применения основ законодательства в работе с кадрами; методами организации воспитательной работы в коллективе; способами мобилизующего воздействия на коллектив; техникой публичных выступлений.

Основные этапы  работы с персоналом в ООО ЧОП  «Комбат»

1. Планирование  кадров. Это разработка плана  будущих потребностей в людских  ресурсах, учет изменений, происходящих в жизни работника (служебные перемещения, отпуска и так далее).

2. Привлечение  кадров. Постоянная работа по  поиску и привлечению нужных  специалистов, создание резерва  потенциальных кандидатов по  всем должностям.

3. Отбор кадров. Оценка профессионально важных деловых и личных качеств кандидатов на вакантные должности; выбор лучших из резерва, созданного в ходе вербовки.

4. Определение  зарплаты и льгот. Разработка  справедливой и гибкой структуры  заработной платы и льгот, учитывающей  вклад и результаты труда каждого работника. Реализация политики мотивации.

5. Профессиональная  адаптация. Вхождение новых сотрудников  в организацию, коллектив и  должностные обязанности; обеспечение  благоприятного психологического  климата в коллективе, комфортного рабочего места и окружающей производственной среды.

6. Обучение персонала.  Разработка программ профессиональной  подготовки новых специалистов, повышения квалификации и переквалификации  работников. Управление профессиональной  карьерой работников организации.

7. Аттестация  кадров. Разработка методик объективной  качественной и количественной  оценки результативности работы  каждого специалиста, определение  уровня его квалификации.

8. Ротация и  взаимозамена кадров. Разработка  структуры перемещения работника  на другие должности по результатам аттестации (повышение, понижение, перевод, увольнение).

9. Подготовка  руководящих кадров. Разработка  программ, направленных на повышение  производительности труда руководителей;  создание кадрового резерва из  числа молодых специалистов.

10. Социальная  защита персонала. Забота о  здоровье и отдыхе людей, питание,  поощрения, выработка рекомендаций  руководству фирмы по улучшению  условий труда и быта персонала,  улучшению психологического климата  коллектива.

11. Юридические  и дисциплинарные аспекты. Взаимосуществование работника и фирмы (контракты, договоры, должностные инструкции, трудовые споры и конфликты, заявления, жалобы.) Для успешного решения указанных задач кадровые служба ООО ЧОП «Комбат»  работает в тесном контакте с руководителями всех уровней.  

 

3.2 Рекомендации  по организации системы отбора  персонала в ООО ЧОП «Комбат»

При анализе  организации системы отбора персонала  в ООО ЧОП «Комбат» нами были выделены как достоинства, так и недостатки системы отбора персонала, а проанализировав их можно пришли к выводу о несовершенстве системы отбора персонала в ООО ЧОП «Комбат». Итак, хотелось бы дать несколько рекомендаций по совершенствованию организации системы отбора персонала в ООО ЧОП «Комбат».

1. Трудно определить  риск найма работника, пока не будет получена полная информация о характере тех данных, которые он использовал на предыдущей работе. Надо постараться побудить кандидата быть искренним. Если чувствуется, что он что-то недоговаривает, попробовать проверить это путем запроса рекомендаций с прежнего места работы или воспользоваться услугами частных агентств. Эти мероприятия позволят избежать судебного разбирательства из-за разглашения чужой коммерческой тайны.

2. На основании  должностной инструкции и особенностей  охраняемого объекта определяются критерии для предварительного отбора (пол, возраст, образование, опыт работы, морально-психологические качества) кандидатов. Затем при рассмотрении кандидатур на вакантную должность необходимо минимизировать возможность проникновения в штат недобросовестных людей. Во-первых, следует подбирать кандидатов силами собственной службы персонала; во-вторых, обращаться в специализированные агентства и прочие аналогичные организации; в-третьих, приглашать выпускников негосударственных учебных заведений; в-четвертых, воспользоваться рекомендациями надежных сотрудников организации.

3. Чрезвычайно  важно вовремя выявить специфические  наклонности и скрытую мотивацию  претендента. Рекомендации:

- тщательно  проверять документы, удостоверяющие  личность и постоянную местную прописку;

- запрашивать  рекомендации и отзывы с прошлых  мест работы (вызывают подозрение  кандидаты, отказывающиеся сообщить  адрес и телефоны предыдущих  мест работы, ф.и.о. рекомендующего);

- обращать внимание  на склонность человека к вредным привычкам (употребление алкоголя, наркотиков, увлечение азартными играми);

- использовать  информационные базы данных (возможно, кандидат уже «засветился» где-нибудь  как мелкий воришка или крупный  мошенник);

- в обязательном  порядке проверять на наличие судимости (особенно за корыстные преступления), а также на совершение административных правонарушений (не исключено, что это злостный хулиган, алкоголик или наркоман).

Практика показывает, что только по формальным основаниям приходится отказывать в приеме на работу до 30% кандидатов.

4. Необходимо  разработать карту компетенции  (профессиональный портрет, портрет  идеального сотрудника) для каждой  вакантной должности. В этом  процессе должны участвовать  специалист по управлению персоналом  и заместитель директора по правовым и кадровым вопросам. Именно портрет идеального сотрудника, а не квалификационная карта, значительно облегчит процесс отбора кандидатов на ключевую должность для специалиста по персоналу. При разработке карты можно все требования к претендентам объединять в три группы: профессионализм (образование, опыт работы, профессиональные навыки), социальная компетенция (семейное положение, способность работать в команде, система ценностей), соответствие требованиям корпоративной культуры (предполагает наличие у потенциального сотрудника тех специфических качеств, которые необходимы для эффективной деятельности конкретного подразделения). По сравнению с другими требованиями профессионализм ставится во главу угла, поскольку считается, что, если человек профессионал, то его личностные недостатки меньше влияют на эффективность труда и на отношения с коллективом. Профессиональный портрет необходимо создать на основе не только полной информации о должности, об основных и дополнительных обязанностях, но и людях, с которыми специалист будет взаимодействовать

5. Отбор персонала  или система отбора персонала  должна регламентироваться специальным  положением ООО ЧОП «Комбат», где бы фиксировалось: Особенности  профессиональной деятельности  охранника, функциональные обязанности, положения должностной инструкции,  критерии отбора и ступени принятия решения, повышение профессионального уровня и т.д. Наше виденье данного документа представлена в приложении №1.

Информация о работе Организация отбора персонала на предприятии