Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 12:24, курсовая работа
Целью работы является разработка направлений совершенствования организации коммерческой деятельности предприятий розничной торговли. Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть функции и задачи коммерческой деятельности;
2) раскрыть основные формы и методы коммерческой деятельности предприятия;
Введение…………………………………………………………………………3
1. Организация коммерческой деятельности розничных торговых предприятий в современных условиях………………………………………..5
1.1 Содержание, функции и задачи коммерческой деятельности
1.2 Основные формы и методы коммерческой деятельности
1.3 Роль и значение коммерческой деятельности в условиях рынка
2. Анализ организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия «Строитель»…………………………………………………….15
2.1. Характеристика предприятия…………………………………………...15
2.2. Организация коммерческой деятельности магазина «Строитель»…...17
2.3 Анализ эффективности организации коммерческой деятельности магазина «Строитель»………………………………………………………….22
3. Рекомендации по совершенствованию коммерческой деятельности магазина «Строитель»………………………………………………………….30
3.1 Основные направления совершенствования организации торговой деятельности…………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………...36
Библиографический список……………………………………………………38
Механические структуры характеризуются следующими принципами:
§ централизованное принятие решений (то есть, право принять окончательное решение принадлежит одному человеку - директору);
§ четкое разделение труда - что приводит к повышению квалификации специалистов в каждой области;
§ иерархичность уровней управления (то есть, каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему);
§ принцип единогласия;
§ осуществление приема на работу в строгом соответствии с квалификационными требованиями.
Преимущества: возможность высшего руководства концентрировать внимание на стратегических задачах путем передачи полномочий по оперативной деятельности на уровень отделений; концентрация усилий на конечном результате, уменьшение количества централизованных служб, что благоприятствует улучшению функционального обслуживания в целом; интеграция персонала автономного отделения в связи с его ориентацией на конечный результат.
Недостатки: представление сравнительно широких полномочий магазинам и их руководителям обострило проблему - сочетание самостоятельности магазинов и их ответственности за общие для всей организации конечные результаты.
На генеральном директоре ООО «Три кита», лежит решение огромного число задач. Например, принятие ориентированных на выбранный сегмент рынка решений, направленных на удовлетворение потребностей клиентов, определение общих направлений политики предприятия в рамках поставленных целей и задач, в том числе проведение финансовой политики, к которой могут быть отнесены такие вопросы, как определение лимитов расходов на содержание персонала, предельные расходы на административные и хозяйственные нужды.
Руководитель высшего звена вправе также решать, какая система расчетов с клиентами наиболее предпочтительна, какие кредитные, дисконтные и бонусные карточки будут приниматься в предприятии.
Руководитель отдела снабжения, как руководитель среднего звена определяет принципиальные вопросы закупочной политики, в частности ориентацию на определенных поставщиков. Он по согласованию с генеральным директором ООО «Три кита», вправе определить круг поставщиков, деловые отношения с которыми магазин будет поддерживать в первую очередь. Управленцы среднего звена - администраторы, обеспечивают реализацию политики предприятия, разработанной высшим руководством, и несут ответственность за доведение приказов, указаний, инструкций, детальных заданий до подразделений, а также за их своевременное выполнение.
Администратор магазина осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, контролирует культуру обслуживания посетителей, состояние учета, контроля и сохранность материальных ценностей, подбор и расстановку кадров, соблюдение трудового законодательства, техники безопасности и правил санитарии и гигиены. Администратор руководит и организует работу менеджеров торгового зала, уборщиков зала. Контролирует персонал в соблюдении правил обслуживания посетителей, внутреннего распорядка, личной гигиены, ношения фирменной одежды. Обеспечивает подготовку зала к открытию магазина и обеспечивает четкую связь складов и торгового зала.
Система управления людьми включает не только подбор кадров, но и выбор модели управления предприятием. Управление должно быть простым и гибким, обеспечивать эффективность и конкурентоспособность. По мнению специалистов, лучше всего, если система управления имеет:
- не очень крупные подразделения (службы, отделы, смены), укомплектованные квалифицированными специалистами;
- небольшое число уровней управления;
- структуру, основанную на группах специалистов;
- графики и процедуры работы, ориентированные на потребителей услуг торговли.
Идеальной единой модели управления предприятием торговли не существует, поскольку каждый руководитель разрабатывает свою собственную модель, руководствуясь знаниями, опытом работы и вкусами клиентуры. Среди факторов, которые определяют выбор управленческой модели, принято выделять: размер предприятия, характер среды потребителей услуг, перечень и уровень основных и дополнительных платных и бесплатных услуг, конкурентную ситуацию на рынке. К аппарату управления торгового предприятия относится директор предприятия и менеджеры по товародвижению. К персоналу торгового зала относятся администраторы, старший кассир и кассиры, менеджеры торгового зала. Администратор магазина осуществляет текущее руководство. К текущему управлению относятся организация завоза и реализация товаров, повседневный контроль за работой, оперативное устранение причин, мешающих нормальному ходу торгово-технологического процесса. Текущее управление торговым процессом обеспечивает организационную устойчивость работы всех подведомственных торговых и хозяйственных единиц экономичного и своевременного выполнения поставленных планов и задач. Менеджер по товародвижению подчиняется директору предприятия. Он осуществляет проверку и оприходование принятого товара, проверяет верность штрих-кодов, заводит с помощью сканера штрих-код, оформляет ценники, анализирует товародвижение, организует эффективное движение товаров.
Администратор магазина подчиняется директору. В его непосредственном подчинении находятся менеджеры торгового зала, уборщики. Основной задачей деятельности является контроль за соблюдением персоналом надлежащего качества и культуры обслуживания покупателей при оказании услуг торговли.
Кассир - сотрудник магазина, осуществляющий контроль за денежными потоками по кассовым аппаратам. Основными задачами являются контроль кассовых операций по приему, выдаче и хранению денежных средств, введение и предоставление кассовой отчетности, передача денежной наличности на инкассацию.
Менеджер по реализации товара подчиняется администратору магазина. Основной задачей деятельности является прием и размещение товара на складе. Менеджер торгового зала - сотрудник магазина, представляющий посредством своей деятельности саму фирму, ее реализуемую продукцию и услуги клиентам и потребителям в магазине. Работа менеджера зала заключается в выполнении поставленных руководителями планов по объемам продаж, мерчендайзингу на выделенной территории, а также поддержании и улучшении отношений с потребителями. В деятельности он подчиняется администратору. Основными задачами являются: выкладка товара в торговый зал, приемка товара, замещение администратора с исполнением его обязанностей.
Уборщик производственных и служебных помещений подчиняется администратору зала. Основной задачей деятельности является уборка помещений магазина.
Должностные инструкции каждому исполнителю разрабатывает руководитель предприятия. Эти инструкции отражают задачи, стоящие перед тем или иным отделом, четко определяют обязанности работников с учетом их взаимозаменяемости (на время отпуска, болезни и т.д.), обеспечивают правильное использование труда специалистов.
Магазин находится в спальном районе города - вблизи крупных торговых предприятий, банков, жилого района. Поэтому покупательский поток всегда велик, так как помимо самих жителей города посещают магазин гости города. Магазин расположен вблизи остановок общественного транспорта и имеет удобную парковочную площадку, прилегающую к территории магазина.
При определении торговой территории - зоны обслуживания, необходимо учитывать потоки уличного движения, так как, чем лучше доступность магазина,- тем обширнее его торговая территория.
Также необходимо провести зонирование - разбивку территории по географическому признаку, по плотности численности населения, типу жилья, наличию торговых, административных центров, с целью определения зоны обслуживания предприятия.
Концепция зоны обслуживания определяет:
1. Каждый определенный товар, услуга характеризуется определенным расстоянием, которое потребители готовы затратить ради его приобретения.
2. Потребители обычно стремятся воспользоваться услугой в близлежащем месте.
3. Потребители обычно стремятся в одном месте получить все (качественный товар, ненавязчивый сервис, умеренные цены, дополнительные услуги).
4. Необходимо знать мнение потребителей об окружающих их предприятиях, аналогичного профиля, об имеющихся у них альтернативах выбора.
В зонировании территории выделяются 4 основных типа торговых зон:
1. Центральная - обычно совпадает с центром деловой активности, действующая торговая сеть и сеть предприятий обслуживания не сбалансирована и ориентируется на обслуживание города в целом.
2. Периферийная - совпадает с деловым центром на уровне района.
3. Пригородная - совпадает с центром спальных районов города.
4. Районная - имеет территориальное ограничение по микрорайону.
Магазин расположен в пригородной части города. Недалеко от магазина расположена магистраль городского значения ул. Лежневская, с интенсивными потоками движения индивидуального и общественного транспорта, остановки общественного транспорта расположены в пределах 2-5 минут ходьбы до магазина.
По типу торговой зоны магазин относится к пригородной торговой - административной зоне, так как совпадает с центром спальных районов и ориентирован на обслуживание постоянных жителей данной территории. А значит основная задача предприятия - формирование торгового ассортимента для полного удовлетворения существующего спроса.
Основной поток покупателей - это люди с разным уровнем дохода. На мой взгляд, место расположения магазина выбрано удачно, что обеспечивает получение большей прибыли. Но в то же время это приводит к большой конкуренции.
Среди других предприятий торговли, которые могут повлиять на поток посетителей, можно назвать магазины «Кенгуру», «Стройсистемы», «Сантехник». Каждый тип зоны может состоять из подзон, которые притягивают потенциальных потребителей.
Подзону магазина можно охарактеризовать как первичная или ближняя торговая зона (территория на которой проживает большинство потенциальных посетителей, 60-65% объемов продаж дают именно эти посетители, границы предприятия проходят в радиусе 2-4 километров). Так как магазин позиционирует себя как место, где можно быстро приобрести товар - основными клиентами являются проживающие в ближайших, жилых домах, а так же монтажные организации, осуществляющие свою деятельность на территории города.
Любой рынок с точки зрения маркетинга состоит из покупателей, которые отличаются друг от друга. Осуществление успешной коммерческой деятельности в рыночных условиях предполагает учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Именно это составляет основу сегментации рынка. Сегментация рынка позволяет повысить эффективность средств и методов рекламы, регулирования цен, применяемых форм и методов обслуживания. Смысл ее заключается в том, что предприятие не распыляет, а концентрирует свои усилия на «направление главного удара» (наиболее перспективном для него сегменте). Сегментация вскрывает потенциальные возможности предприятия на рынке. Предприятие выбирает наиболее привлекательные сегменты, которые должны служить целью для достижения желаемых результатов. Единого способа сегментации рынка не существует, но, как правило, сегментацию проводят, используя следующие признаки: географический (место или район проживания: город, село, центральный район или окраина и т.д.), социально-демографический (пол, возраст, социальный статус, доход), психологические (степень лояльности и приверженности и т.д.).
Магазином была разработана анкета для проведения опроса потенциальных потребителей, определена выборка потребителей, необходимых для опроса - в количестве 120 человек. На основании полученных из анкет данных была выполнена сегментация потребителей и данные занесены в таблицу 1.
Результат анализа опроса потенциальных потребителей магазина. Таблица 1
| ||
Принципы сегментации | Сегментация рынка по потребителям |
|
1. Пол. Структура в % | Мужской женский 70% 30% |
|
2. Возраст. Структура в % | 18-30 30-45 свыше 46 15% 60% 25% |
|
3. Среднедушевой доход. Структура в % | До 7 тыс. 7-10 тыс. свыше 10 тыс. 25% 60% 15% |
|
4. Социальный статус. Структура в % | Рабочий служащий личный бизнес 15% 55% 30% |
|
5. Личные качества. | Индивидуальность импульсивность амбициозность |
|
6. Требования к качеству покупаемого товара. | Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
|
7. Требования к качеству обслуживания. | Высокие средние низкие 80% 15% 5% |
|
8. Причина посещения предприятий розничной торговли. | Материальное удовлетворение нужд покупателя. |
|
|
|
|
На основании полученных данных, занесенных в таблицу 1 можно сделать вывод о сегменте потребителей, на который магазину необходимо сделать упор: это, как правило, мужчины в возрасте 30-45 лет, служащие, имеющие доход 7-10 тысяч рублей в месяц.
Большинство опрашиваемых охарактеризовало себя как людей импульсивных, а при достаточной мотивации (реклама, убеждения, личная беседа) такие люди готовы потратить на покупку больше, чем планировали заранее. Потенциальные потребители магазина предъявляют высокие требования к качеству покупаемого товара, требования к уровню сервиса средние (возможно это связано с тем, что данная категория посетителей не привыкла посещать заведения «высокого» уровня сервиса, и не избалована им).
Основными видами деятельности ООО «Три кита» являются:
оптовая и розничная торговля товарами сантехнического назначения;
услуги населению: составление проектов на индивидуальное отопление жилья, монтаж систем отопления, водоснабжения и канализации, гарантийное и постгарантийное обслуживание газового оборудования;
* транспортные услуги, междугородние перевозки, транспортно-экспедиционная деятельность.
На осуществление всех видов деятельности Компания имеет соответствующие лицензии, аккредитации, сертификаты.
Магазин ООО «Три кита» - полносервисное предприятие, с удобным режимом работы (с 9 - до 21), предлагает своим посетителям широкий выбор товаров, обслуживает самый широкий контингент потребителей
Здесь представлены такие группы товаров как:
1. Трубы и фитинги, для систем водоснабжения, отопления, канализации.
2. Радиаторы.
3. Санфаянс, мебель для ванных комнат, ванные, душевые кабины.
4. Полотенцесушители.
5. Газовые и электрические котлы, газовые колонки, газовые плиты, водонагреватели.
6. Смесители и комплектующие к ним.
В соответствии с товарной специализацией и размеров торговой площади осуществляется формирование ассортимента разных групп товаров, их видов и разновидностей.
Основная услуга, которую оказывает розничная торговля - это реализация товаров в магазине. Услуга розничной торговли - результат непосредственного воздействия продавца и покупателя, а также собственной деятельностью продавца по удовлетворению потребностей покупателя при приобретении товаров по договору купли-продажи.
Процесс услуги реализации товаров состоит из следующих основных этапов: формирование ассортимента; приемка товаров; обеспечение хранения; предпродажная подготовка; выкладка товаров; предложение товаров покупателю; расчет с покупателем; отпуск товара.
Общие требования к услугам торговли:
- помещений предприятия торговли, установление режима работы, выбора метода обслуживания, формирования ассортимента. Требования функциональной пригодности услуги торговли предусматривают: точность и своевременность оказания услуги, характеризующиеся соблюдением установленного режима работы предприятия торговли, точностью срока выполнения услуги, точностью выписки счета и оформления кассового чека и др.; наличие товаров надлежащего качества;