Организация как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель — повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.

Файлы: 1 файл

lektsii_menedzhment-1 (2).doc

— 506.00 Кб (Скачать)

Чем больше поставщиков ресурсов, тем значимее этот фактор для предприятия. Использование поставщиков из других стран может быть выгодно экономически, но одновременно возрастает риск из-за колебаний курсов валют, политической нестабильности и т.п.

Потребитель определяет для предприятия  главный элемент — что производить  и желательно по какой цене. От способности предприятия находить потребителей зависит эффективность его деятельности и, в конечном счете, выживание в условиях конкурентной борьбы.

Конкуренция наряду с потребителями  определяет цену и качество товара. Предприятия конкурируют за право использовать трудовые ресурсы, сырье, материалы, оборудование, капитал и другие факторы производства.

Государственные органы в соответствии с действующим  законодательством создают систему  ограничений на использование наемного труда, импорт и экспорт товаров, пользование недрами и другими природными ресурсами, а также устанавливают порядок пополнения государственного и местного бюджетов за счет налогов.

Профсоюз выступает  главным поставщиком рабочей  силы. В договоре, подписываемом  руководством предприятия и профсоюзом, оговариваются условия труда, нормативы производительности, формы его оплаты, условия приема на работу и увольнения, возможности повышения квалификации.

Факторы косвенного воздействия  – это факторы, которые не оказывают  прямого немедленного воздействия на операции организации, но, тем не менее, влияют на них.

К ним относятся:

  • состояние экономики в стране
  • политические факторы
  • научно-технический прогресс
  • социально-культурные факторы
  • отношение с населением
  • международное окружение

Факторы косвенного воздействия.

Общее состояние экономики оказывает  влияние на деятельность предприятия  через такие факторы как экономический  рост или спад, инфляция, условия  получения кредита, процентная ставка и др. Руководство предприятия  должно постоянно следить за изменениями на макроэкономическом уровне и принимать решения, минимизирующие потери.

Социально-культурные факторы зависят  от среды, в которой функционирует предприятие. К ним относятся традиции, жизненные ценности, установки и др. Эта группа факторов требует определенного внимания управляющих, поскольку в некоторых случаях может оказать сильное влияние на деятельность организации.

К политическим факторам, изменение  которых также должно быть в поле зрения руководителей предприятия, относятся такие как: общая политическая обстановка в стране и других странах, возможность возникновения военных конфликтов, забастовок, действующие стандарты безопасности жизнедеятельности, действующие правила найма рабочей силы, защиты прав потребителей и т.д.

Научно-технический прогресс тесно связан с внутренней переменной «технологией». Технико-технологические нововведения влияют на эффективность производства, на скорость устаревания продукции, на то, какие товары и услуги ожидают потребители от предприятия.

Учет международной обстановки необходим и первую очередь предприятиям, работающим в международном бизнесе, в том числе в связанном с торговлей нефтью, газом и нефтепродуктами.

Таким образом, факторы внутренней и внешней среды оказывают  значительное воздействие на выбор стратегических альтернатив развития предприятия, на условия реализации выбранной стратегии, на экономическую эффективность деятельности предприятия в чрезвычайно подвижной рыночной среде. Поэтому контроль за изменением этих факторов и адаптация к этим изменениям являются важнейшими составляющими успеха любой организации.

3.4 Миссия, цели  и стратегия организации

 

Миссия организации отвечает на вопрос какова главная цель функционирования организации?

Миссия – это 

    1. предназначение организации в условиях постоянно меняющейся внешней среды
    2. наиболее общая цель организации как конкурентоспособной структуры, представленная в общей форме и четко выражающая основную причину её существования.

Миссия задает общие направления  функционирования организации.

Назначение миссии:

  • дает субъектам внешней среды общее представление об организации, ее философии, средствах, которые она готова использовать в своей деятельности
  • является базой для установления целей организации и выработки её стратегии
  • способствует формированию единения внутри организации
  • показывает организации смысл и содержание их деятельности

В миссии должны быть отражены следующие  характеристики организации:

    • целевые ориентиры (на решение каких задач направлена деятельность организации)
    • сфера деятельности (какой продукт предлагает, на каком рынке работает и т.п.)
    • философия организации (ценности и верования, принятые в организации)
    • возможности и способы осуществления деятельности (сила, отличительные особенности, ноу-хау и т.п.)
    • имидж организации

Удачная формулировка миссии – это  краткое и ясное определение  основных направлений деятельности организации, которые мотивируют её сотрудников и создают достаточно привлекательный образ для поставщиков и покупателей.

 Например, миссию банка, работающего  с малым бизнесом, можно изложить  в следующем виде: “Банк содействует  развитию малых и средних предприятий, оказывает им и частным клиентам услуги ”

Миссия “Мак Доналдс”: “Быстрое, качественное обслуживание клиентов с помощью стандартного набора продуктов”.

Миссия MARY KAY: “Украшать жизнь женщин во всем мире”.

Миссия Красного Креста: “Защищать беззащитных”.

Миссия компании 3M: “Решать нерешенные проблемы инновационно”.

Миссия Киево-Могилянской Бизнес-Школы: “Вдохновлять лидеров посредством инновационных и персонализированных программ управленческого и организационного развития”.

Миссия Банка «Надра»: “Быть надежным и социально ответственным гидом и помощником в постоянно меняющемся мире”.

Миссия СКМ (Систем кепитал менеджмент): “Создать бизнес мирового класса, способствующий экономическому и социальному развитию Украины”.

Миссия Группы компаний “Сократ”: “Мы работаем, чтобы увеличить ваш капитал”.

Миссия Альфа-Банк: “Альфа-Банк осуществляет все виды банковских операций, помогая вам лучше ориентироваться в мире финансов, эффективно распоряжаться деньгами и обеспечивая удобство банковского обслуживания”.

Существуют широкое и узкое  понимания миссии.

Миссия (в широком смысле) - констатация  философии и предназначения, смысла существования организации. Философия  организации определяет ценности, верования  и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Предназначение определяет действия, которые организация намеревается осуществлять, и то, какого типа организацией она намеревается быть. Философия организации обычно редко меняется. Что касается второй части миссии, то она может меняться в зависимости от глубины изменений, которые могут проходить в организации и в среде ее функционирования.

Миссия (в узком понимании) - сформулированное утверждение относительно того, для  чего или по какой причине существует организация, то есть миссия понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Правильно сформулированная миссия, хотя и имеет всегда общий философский смысл, тем не менее, обязательно несет в себе что-то, что делает ее уникальной в своем роде, характеризующей именно ту организацию, в которой она была выработана.

Целевое начало в деятельности организации  возникает как отражение целей  и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования. 

Основными группами людей, чьи интересы должны быть учтены при определении  ее предназначения, являются:

• собственники организации, создающие, приводящие в действие и развивающие организацию для того, чтобы за счет присвоения результатов деятельности организации решать свои жизненные проблемы;

• сотрудники организации, своим трудом непосредственно обеспечивающие деятельность организации, создание и реализацию продукта и продвижение ресурсов извне, получающие от организации за свой труд компенсацию и решающие с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;

• покупатели продукта организации, отдающие ей свои ресурсы (чаще всего  деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворяющие с помощью этого продукта свои потребности;

• деловые партнеры организации, находящиеся  с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывающие  организации коммерческие и некоммерческие услуги и получающие аналогичные услуги со стороны организации;

• местное сообщество, находящееся  с организацией во взаимодействии, имеющем многогранное содержание, связанном  в первую очередь с формированием  социальной и экологической среды  обитания организации;

• общество в целом, в первую очередь  в лице государственных институтов, взаимодействующее с организацией в политической, правовой, экономической  и других сферах макроокружения, получающее от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения  общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.

Миссия (по П. Котлеру) должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

• история фирмы, в процессе которой  вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

• существующий стиль поведения  и способ действия собственников  и управленческого персонала;

• состояние среды обитания организации;

• ресурсы, которые она может  привести в действие для достижения своих целей;

• отличительные особенности, которыми обладает организация.

Хорошо сформулированная миссия проясняет  то, чем является организация и  какой она стремится быть, а  также показывает отличие организации  от других ей подобных. Для этого в сопровождающей миссию расшифровке должны быть отражены следующие характеристики организации:

• целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких  задач нанаправлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация  в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

• сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация  предлагает покупателям, и то, на каком  рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

• философия организации, находящая  проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

• возможности и способы осуществления  деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем  ее отличительные возможности для  выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются know — how и передовая техника.

Миссия в большей или меньшей  степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация.

Миссия формулируется для:

1. Миссия дает субъектам внешней  среды общее представление о  том, что собой представляет  организация, к чему она стремится,  какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т.п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды.

2. Миссия способствует формированию  единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

• миссия делает ясными для сотрудников  общую цель предназначение существования  организации. В результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как  бы ориентируют свои действия в едином направлении;

• миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию  своей персоны с организацией. Для тех же сотрудников, которые  идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

• миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей  доводятся философия организации, ценности и принципы, которые лежат  в основе построения и осуществления  деятельности организации.

3. Миссия создает возможность  для более действенного управления  организацией в силу того, что  она:

• является базой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке  стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

• обеспечивает стандарты для распределения  ресурсов организации и создает  базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

• расширяет для работника смысл  и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Информация о работе Организация как объект управления