Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель — повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.
Классическая административная школа управления занимает отрезок времени с 1920 по 1950 годы.
Родоначальник этой школы Анри Файоль (французский горный инженер).
В отличие о школы научного управления представители научной школы особое внимание уделяли разработке подходов к совершенствованию управления организации в целом.
Файоль рассматривал
теорию управления как совокупность
правил, приемов, принципов, направленных
на осуществление
1. Разделение труда (узкая
2. Полномочия Менеджер должен
уметь отдавать распоряжения
и нести за них
Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления.
Основным недостатком школы управления и классической школы было отношение к человеку, к его личности. В определенной степени это было связано с тем, что школа научного управления и классическая школа появились на свет, когда психология находилась еще в зачаточном состоянии.
Вскоре зародилось движение за человеческие отношения.как реакция на недостатки классического подхода. Школу человеческих отношений иногда называют неоклассической школой (1930—1950 гг.).
Основные представители - ученые— Мари Паркер Фоллетт и Элтон Мэйо. Абрахамом Маслоу
Они определил менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».
Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы.
Сторонники этого направления критически относились к формальной организации и выдвигали так называемую «неформальную структуру управления». Они основывались на том, что для людей, работающих совместно, характерно объединение в группы по интересам вокруг наиболее авторитетного неформального лидера, не связанного с формальной (официальной) структурой (по назначенным должностям).
Согласно концепции данной школы мотивами поступков людей, предполагает Маслоу, являются в основном не экономические силы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Исследователи психологической школы полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.
Основоположники этой школы разработали методы работы с неформальными лидерами и группами. Таким образом заложили основу социальной психологии.
Наиболее поздний период развития
данного направления
Школа количественных методов и теории социальных систем
Все вышеперечисленные школы и подходы к управлению имели общий недостаток — однобокость. Каждая из них ориентировалась только на одну сторону управления: либо на человека, либо на производство. Попытка объединения достижений этих школ сделана в конце 50-х — начале 60-х годов в возникшей теории «социальных систем», в количественном подходе к управлению.
Основная позиция школы заключалась в том , что любая организация (предприятие, фирма и т.д.) представляет сотрудничающую коалицию людей, объединенных одними интересами, т.е. «систему с общими интересами». Они считали, что формальная и неформальная структуры дополняют друг друга. Несмотря на высокий теоретический уровень, эта школа плохо реализовалась на практике.
Логическим продолжением системных исследований явилась разработка ситуационного подхода. В центре внимания этого подхода — конкретная ситуация. Управление этой ситуацией осуществляется путем выделения наиболее важных и конкретных обстоятельств, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы.
Сторонники этого направления считали, что в управлении все решают способности, опыт, знание и поведение конкретного менеджера в конкретной ситуации. Большое значение опыту и способностям менеджера придавали и сторонники поведенческого направления. По их мнению, поведение человека загадочно, непредсказуемо и поэтому в управлении главное подобрать менеджеров от природы способных руководить, основная задача правильно подобрать и расставить руководителей. Следовательно, примерно с середины 90-х годов в центре внимания оказались разработки по лидерству.
Основной вывод сводится к тому, что нет идеального подхода, каждое из направлений научной мысли имеет свои недостатки и достижения, которые могут и должны быть использованы в практике менеджера.
Говоря о современном менеджмен
Научный фундамент менеджмента продолжает пополняться новыми знаниями. Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов ряда крупных ученых и определяющих стержень мышления основной массы исследователей, практиков — управленцев и экономистов, являются следующие принципиальные положения.
Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенное значение придается проблемам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и, следовательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаимодействующие с данным предприятием организации и отдельные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность предприятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его деятельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно должно быть учтено при принятии менеджерами важных, стратегических решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические условия; технология и техническое развитие; экологические факторы. Значение факторов внешней среды значительно повышается в связи с увеличением сложности всей системы общественных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при определении стратегии и тактики организации на длительную перспективу (на долгосрочный период).
Второе принципиальное положение — использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некоторого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы закреплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как единого целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не являющиеся частью системы, существенно влияют на нее.
Внутренняя среда каждой организации формируется под воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприятия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учитывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.
Следующее принципиальное положение это использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздействия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сложившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее существенных на данный момент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.
Важнейшим принципиальным положением является признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каждого работника. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие работников в выработке путей достижения целей, заинтересованность в достижении высоких общих результатов деятельности, участие работающих в прибылях, собственности, управлении. Большое внимание в современном менеджменте уделяется лидерству. Важнейшей характеристикой менеджмента на современном этапе является ориентация на новую социальную группу в организациях — когнитариат, мощь которого основывается на знании и использовании интеллекта, а не мускульной силы. Задача менеджмента использование и наращивание когнитариата, имеющего доступ к информации и наделенного высокой культурой.
Когнитариат рассматривается не только как один из экономических факторов производства, но и в основном как ключевой ресурс, эффективное использование которого становится центральной задачей современного менеджмента.
Характеристикой современного
периода развития менеджмента является
обоснование принципов
Каждое из направлений оставило свой след в современной науке управления. В современном менеджменте с большой пользой используются многие идеи и разработки прошлого, которые получили дальнейшее развитие и совершенствование в соответствии с новыми условиями.
Основными положения, используемые в современном менеджменте из направлений научного менеджмента и классической административной школы, являются:
Основными положения, используемые в современном менеджменте из школы человеческих отношений и поведенческих наук, являются:
Основные положения, используемые в современном менеджменте из школы количественного подхода:
Основные положения, используемые в современном менеджменте из концепции системного и ситуационного подхода, являются:
Ключевыми моментами современной системы взглядов на менеджмент являются следующие принципиальные положения.
1. Отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, выражающегося в утверждении того, что успех организации, прежде всего, определяется рациональной организацией производства продукции, снижением издержек и т.д., т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенное значение придается проблемам гибкости и адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Изменения внешней среды являются совокупностью переменных, которые находятся за пределами предприятия и, следовательно, вне сферы непосредственного влияния со стороны его менеджеров. Такими внешними факторами являются взаимодействующие с данным предприятием организации и отдельные люди: поставщики, потребители, акционеры, кредиторы, торговые организации, правительственные органы и др. Эта группа внешних факторов имеет прямое воздействие на деятельность предприятия. Кроме того, существуют переменные внешней среды так называемого косвенного воздействия на деятельность предприятия. Это факторы и условия внешней среды, которые не имеют четкой связи с предприятием и не оказывают на его деятельность прямого воздействия, но их влияние есть и оно должно быть учтено при принятии менеджерами важных, стратегических решений в деятельности организации. Такими факторами являются: политика; экономика региона, страны, а иногда и мира; социальные факторы; право; физико-географические условия; технология и техническое развитие; экологические факторы. Значение факторов внешней среды значительно повышается в связи с увеличением сложности всей системы общественных отношений. Особенно важно учитывать их влияние при определении стратегии и тактики организации на длительную перспективу (на долгосрочный период).