Организация как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель — повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.

Файлы: 1 файл

lektsii_menedzhment-1 (2).doc

— 506.00 Кб (Скачать)

2.Использование в управлении теории систем, дающее возможность решать задачи, рассматривая организацию в единстве ее составных частей и неразрывной связи с внешними факторами воздействия. Это позволяет рассматривать организацию как открытую систему. Организация как открытая система обладает определенными чертами и характеристиками. Такая система состоит из некоторого количества связанных между собой частей, называемых элементами или компонентами. Связь компонентов системы закреплена в структуре. Любые изменения в каждом элементе или выход его из системы воздействуют на другие элементы и на систему в целом. Каждая система обладает индивидуальными свойствами, отличающими ее от других систем и явлений, не входящих в данную систему. Эти свойства проявляются только в результате взаимодействия компонентов данной системы как единого целого. Окружающая среда, т.е. субъекты и явления, не являющиеся частью системы, существенно влияют на нее.

Внутренняя среда каждой организации формируется под  воздействием переменных, оказывающих  непосредственное влияние на процесс преобразований. Сюда относятся: структура предприятия, его ресурсы, его культура. Важная роль отводится людям, их знаниям, способностям, искусству взаимодействия. Следует учитывать, что, несмотря на то, что внутренние факторы действуют в границах организации, они не всегда находятся под прямым контролем менеджмента, т.к. деятельность организации зависит от ресурсов, энергии и информации, поступающих извне.

3. Использование ситуационного подхода к управлению. Согласно этому подходу все явления и изменения, происходящие внутри предприятия являются ответом на различные внутренние и внешние воздействия. Основой этого принципа является учет воздействия на управление, на характер принимаемых решений ситуации, сложившейся на данный момент. Под ситуацией понимается конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации или ее элемента в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее существенных на данный момент факторов и методов воздействия на них для эффектного достижения цели.

4. Признание социальной ответственности менеджмента. Новая роль человека как ключевого ресурса потребовала от менеджера усилий, направленных на реализацию потенциальных возможностей каждого работника. Отсюда необходимость внимания к таким факторам, как наличие у всех работающих общих целей, непосредственное участие работников в выработке путей достижения целей, заинтересованность в достижении высоких общих результатов деятельности, участие работающих в прибылях, собственности, управлении. Большое внимание в современном менеджменте уделяется лидерству.

ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИЯ  КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

3.1. Организация  в системе менеджмента

Организация – это объединение двух или более людей для взаимодействия в достижении определенных целей и задач.

Организация как сложная, целостная  социально-экономическая система, представляет собой совокупность элементов (подсистем), которые взаимосвязаны и взаимодействуют  между собой.

Организация – это процесс создания структуры предприятия, который дает возможность людям работать эффективно для достижения целей.

Требования к организациям:

  1. Наличие двух или более людей
  2. Наличие не менее одной цели, то есть желаемого конечного результата, ради которого люди объединяются в организацию.
  3. Обособленность – границы, которые отделяют организацию от других и создается целостность.
  4. Наличие управленческого, руководящего и координирующего центров.
  5. Наличие определенной организационной культуры.

Как у любого товара у фирмы существует жизненный цикл

На этапе рождения главной задачей организации  является её выживание, привлечение  внимание потребителей и определение  дальнейшей стратегии развития.

На этапе юность организация  стремится расширить свою деятельность, производится инвестирровангие в расширение производства, расширение дистрибьюторской сети, расширение ассортимента товара. Главная задача – укрепление позиций на рынке, для этого требуется жесткое руководство.

Период зрелости характеризуется  сбалансированным положением организации и укреплением её имиджа.  Происходит замораживание инвестиций в развитие фирмы и рост реинвестиций в анализ рынка и в НИОКР.

Этап старости – организация  теряет потребителей из-за устаревания  товара или из-за падения его качества в результате использования устаревших технологий. В этом случае замена руководящего персонала может вывести организацию на новый этап рпзвития.

Для успешного функционирования организации в целом необходима координация действий отдельных  подразделений и отдельных работников, т.е. управление.

Экономический механизм управления состоит из трех блоков: внутрифирменного управления, управления производством и управления персоналом.

Первый блок включает принципы управления, функции и экономические методы; к последним относятся коммерческий и внутрифирменный расчеты, цены и механизм ценообразования.

Второй блок включает инновационный менеджмент, разработку и обеспечение процесса производства, проблемы сбыта продукции и создание организационной структуры развития производства.

Третий блок определяет направление  по совершенствованию процессов  управления персоналом. В блок включаются кадровая политика фирмы (предприятия), оплата и стимулирование труда, взаимоотношения  в коллективе и социально-психологические  аспекты управления.

3.2 Основные  элементы структуры управления  организацией

Предприятие с точки зрения проблем  управления представляет собой совокупность двух больших подсистем: управляющая  подсистема и управляемая подсистема.

Управляющая подсистема представляет собой совокупность органов управления предприятием,

Управляемая — совокупность отделов, участков, бригад и рабочих мест.

Управляющая и управляемая подсистемы связаны между собой потоками команд и обратными потоками информации, отражающими реакцию управляемой подсистемы на поступающие команды.

Управляющая подсистема включает в себя следующие элементы:

  • организация управления (функции управления и структуры управления);
  • методы управления (экономические, административно-правовые, организационные, социально-психологические);
  • технология управления;
  • техника управления.

В управленческой деятельности, как и в производственной, имеется вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Горизонтальное разделение труда  предлагает расстановку конкретных руководителей во главе отдельных подразделений; аппарата управления: производственного, планово-финансового и проектно-сметного отделов, отдела организации труд и заработной платы, бухгалтерии и т.д.

Вертикальное разделение труда образует уровни управления: генеральный директор, заместители генерального директора, начальники функциональных отделов и т.д.

Число уровней управления зависит  от размера предприятия, от того, моно- или полипродуктивным оно является, от географического положения, наличия филиалов или дочерних компаний в стране или других странах и т.д.

В зависимости от числа уровней  управления руководителей традиционно  делят на три категории:

  • руководители технического уровня (руководители низового звена или операционные управляющие), осуществляющие ежедневные действия по управлению производством;
  • руководители управленческого уровня (руководители средне го звена), осуществляющие координацию отдельных подразделений внутри предприятия;
  • руководители институционального уровня (руководители высшего звена), обеспечивающие разработку к различного род! переменам и т.д.

Структура управления предприятием складывается из ступеней и звеньев, обеспечивающих в совокупности решение всех задач управления.

Звено управления — самостоятельное  структурное подразделение, выполняющее определенную функцию управления, ее часть или совокупность нескольких функций.

Ступень управления — это единство звеньев определенного уровня, иерархия управления (управление предприятием, цехом, участком и т.д.).

Совокупность ступеней и звеньев – это аппарат управления предприятия, называемый также организационной структурой управления, представляет собой.

Горизонтальные связи  между отдельными элементами носят  характер согласования и являются одноуровневыми.

Вертикальные связи — связи подчинения. Они являются следствием иерархичности управления, т.е. наличия нескольких уровней управления.

3.3. Внутренняя  и внешняя среда организации

Эффективное функционирование предприятия  в рыночной среде зависит от внутренних и внешних факторов.

Внутренняя среда организации  – все её составляющие элементы, связи и отношения между ними по поводу производства продукции и  управления.

К переменным факторам внутренней среды  организации относятся:

  • цели,
  • структура,
  • задачи,
  • технологии,
  • персонал.

 

Цели есть конкретные конечные состояние или желаемый результат, которых стремится достичь  организация.

У промышленных предприятий обычно есть несколько целей: завоевание доли рынка, разработка новой продукции, повышение качества услуг, минимизация  издержек, повышение производительности, рентабельности и пр. Поскольку большинство предприятий имеют в своем составе несколько производственных подразделений, имеющих свой набор целей, задача руководства заключается в том, чтобы не допустить рассогласования этих целей с целями предприятия.

Структура организации — логически  построенные взаимоотношения уровней  управления и функциональных подразделений  в такой форме, которая позволяет  наиболее эффективным путем достигать  поставленных целей.

На структуру управления конкретным предприятием влияют особенности горизонтального и вертикального разделения управленческого труда. В зависимости от сферы контроля (числа лиц, подчиненных одному руководителю) различают «высокую» (2—3 подчиненных) и «плоскую» (4—6 подчиненных) структуры управления. Чем меньше сфера контроля (норма управляемости), тем больше уровней управления.

Задача — это предписанная работа, часть работы или совокупность работ, которые должны быть выполнены заранее  установленным способом в заданные  сроки. Задачи устанавливаются не конкретным работникам, а должностям.

Задачи предприятия делятся  на три категории:

  • работа со средствами и предметами труда;
  • работа с персоналом;
  • работа с информацией.

Одной из важных характеристик  задач является их повторяемость. Машинные операции могут повторяться много раз в течение смены. Управленческие операции могут быть и часто повторяющимися, и уникальными. Решение уникальных задач, как правило, значительно сложнее.

Технология — это сочетание  квалифицированных навыков работников, оборудования, инфраструктуры, производственных процессов, соответствующих технических знаний, необходимых для преобразования сырья, материалов и информации.

Существует несколько классификаций  технологий: технология единичного, серийного  и массового производства; технология прерывного и непрерывного производства (геологоразведочные работы и переработка нефти); многозвенные технологии (строительство скважин); посреднические технологии (банковские услуги, бюро по найму работников) и т.д.

Персонал является главным фактором в любой модели управления. Обычно выделяют три основных аспекта человеческой переменной:

  • поведение отдельных работников;
  • поведение работников в группах;
  • поведение руководителя в роли лидера и его влияние на поведение подчиненных.

Важнейшими характеристиками внешней среды являются:

  • сложность (число факторов, на которые предприятие обязано реагировать, а также уровень вариантности каждого фактора);
  • подвижность (скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия);
  • неопределенность (функция количества и качества информации, на основе которой принимаются решения).

Внешние факторы подразделяются на две группы: факторы прямого и  факторы косвенного воздействия.

Факторы прямого воздействия  – это факторы, которые непосредственно  влияют на операции организации.

К фактором прямого воздействия  относятся:

  1. трудовые ресурсы (рынок труда)
  2. поставщики
  3. потребители
  4. конкуренты профсоюзы
  5. законы и государственные органы

Информация о работе Организация как объект управления