Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель — повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.
ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
1.1 Сущность и задачи менеджмента
Предметом курса «МЕНЕДЖМЕНТ» является: изучение построения и управления производством в различных звеньях, отношение людей — (руководителей, исполнителей) в производственном процессе.
В современной учебной и научной
литературе по менеджменту нет единого,
общепринятого определения
Под менеджментом в современной теории и практике понимается процесс руководства отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.
Менеджмент определяется как: функция (вид деятельности), процесс, орган или аппарат управления, категория людей , наука и искусство.
Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию.
Цель — повышение
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.
Менеджмент как комплексное понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом.
Организация производства решает целый ряд задач, а именно:
1. подготовку производства;
2. организацию подразделений для
нормального хода
3. разделение функций и
4. оптимизацию размеров
5. материально-техническое обеспечение;
6. планирование (маркетинг);
7. организацию труда (стимулирование, нормирование и т.д.).
Управление — целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).
Управлять — вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.
Производство организуется и управляется человеком (или группой), поэтому имеет место субъективный характер этих процессов.
Под объектом менеджмента понимается организация, а под субъектом менеджмента понимается - менеджер
Менеджер — наемный профессиональный управляющий; специалист по организации и управлению производством.
Менеджмент можно рассмотреть
с трех точек зрения: содержательной,
организационной и
С содержательной точки зрения управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период;
С организационной точки зрения управление направлено на установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определения участников управления и порядка их взаимодействия;
С технологической точки зрения управление направлено на получение информации и определение порядка ее обработки и хранения, организацию делопроизводства и др.
Как наука менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Менеджмент как искусство базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Учет всех факторов требует научного подхода и искусства его применения.
Менеджмент», как систему, можно
представить рядом
внутрипроизводственное планирование;
инвестиционный (финансовый) менеджмент;
инновационный менеджмент;
менеджмент персонала (управление трудом);
проектный менеджмент;
менеджмент информационный;
менеджмент технико-
менеджмент
менеджмент материально-
менеджмент маркетинга и т.д.
1.2 Основные функции менеджмента
Процесс управления – это выполнение разнообразных, но взаимосвязанных друг с другом функций.
Базовыми функциями являются:
Планирование, организация, мотивация, контроль, и координация.
Рассмотрим поподробнее каждую из функций.
Процесс планирования предполагает поиск ответа на следующие вопросы:
Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.
На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организации.
Следующий уровень- уровень подразделений,
на котором разрабатываются
На нижнем уровне организации разрабатываются оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.
Типовые структуры управления
Следующая функция менеджмента – организация.
Взаимосвязь данной функции с предыдущей состоит в том, что после того как разработаны планы, создаются необходимые условия для их реализации.
Данная функция менеджмента
заключается в создании такой
структуры предприятия, которая
позволяет осуществить
Этапы осуществления функции
1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций.
2. Определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.
3. Делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов
4. Построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет развивать прямую и обратную связь.
5. Организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.
Существуют две основные концепции организации управления: соучастное и единовластное.
Следующая функция менеджмента – мотивация. Мотивация предполагает создание побудительных мотивов к определенной деятельности. Существуют два вида воздействия на людей – принуждение и побуждение. Мотивировать сотрудников значит учитывать их жизненно важные интересы и давать им возможность реализоваться в трудовой деятельности.
Следующая функция – функция контроля. Она связана с установлением определенных стандартов и сопоставлением фактических результатов со стандартами (плановыми показателями). Сопоставление полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями, определяются отклонения рассматриваемых величин, выясняются причины отклонения. Для повышения эффективности деятельности организации.
Основное место среди всех функций менеджмента занимает функция – координации. Главная задача координации – обеспечить взаимодействие и согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.
Основу координации составляет обмен информации. Для выполнения этой функции могут использоваться различные формы: отчеты, аналитические доклады, совещания. Координация синхронизирует не только текущую деятельность организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по её изменению, меняющимся требованиям рынка. Это имеет большое значение в связи с постоянно меняющейся внешней средой и необходимостью к этому изменению приспосабливаться.
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА
Управление появилось очень давно, когда люди стали жить сообществами и возникла необходимость организации и управления жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века.
В настоящее время известны четыре важнейших подхода к управлению, которые позволили выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах
В 90 е годы выделяются ситуационные или новые подходы к управлению.
Школа научного управления
Основное положение школы состоит в том, что управлять можно научно, опираясь на экономический, социальный, технических эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщения.
Основные представители школы Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк и Лилиан Гилберт, Генри Гантта.
Основоположником школы
Основной целью его
Первой фазой методологии
Каждый производственный процесс разбивал на составляющие элементы, а элементы на движения и приемы с целью сокращения времени на их выполнение.
Наблюдая за рабочими, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
Особое внимание уделял подготовки рабочего место, требовал рационального планирования предприятия, большое внимание уделялось организации учета и отчетности на предприятии.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, было установлено время выполнения определенных заданий, это давало возможность установить нормы производства и дополнительно платить за превышение норм. При этом они исходили из того, что рабочего надо заставлять работать методом «кнута и пряника». Ими признавалась и важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, придавалось значение и обучению. По их мнению, не производство должно быть приспособлено к человеку, а человек к производству.