Организация как объект управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель — повышение эффективности производства и увеличение прибыли.
Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.
Возникновение современной науки управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.

Файлы: 1 файл

lektsii_menedzhment-1 (2).doc

— 506.00 Кб (Скачать)

ГЛАВА 1 СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА И  ЕГО ОСОБЕННОСТИ

 

1.1 Сущность и задачи  менеджмента

 

Предметом курса «МЕНЕДЖМЕНТ» является: изучение построения и управления производством в различных звеньях, отношение людей — (руководителей, исполнителей) в производственном процессе.

Объектом курса является деятельность предприятия (организации) в условиях рыночной экономики.

В современной учебной и научной  литературе по менеджменту нет единого, общепринятого определения данного  понятия. 

Под менеджментом в современной теории и практике понимается процесс руководства отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом.

Менеджмент определяется как:  функция (вид деятельности), процесс, орган или аппарат управления, категория людей , наука и искусство.

Научную основу менеджмента составляет вся сумма знаний об управлении, представленная в виде концепций, теорий, принципов, методов, способов управления. Менеджмент как наука позволяет не только своевременно и качественно управлять текущей деятельностью, но и прогнозировать развитие событий, разрабатывать стратегию.

Цель — повышение эффективности  производства и увеличение прибыли.

Менеджмент – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.

Как вид деятельность, не самостоятельная наука менеджмент возник ещё до н.э., когда люди собирались в сообщества, возникло разделение труда, общины, соответственно нужно было управлять и организовывать различные процессы жизнедеятельности.

Возникновение современной науки  управления относится к началу 20 века. Основоположник современной науки управления считается Фредерик Тейлор.

Менеджмент как комплексное  понятие включает в себя вопросы организации производства (формирование предприятий, определение их структур, размеров, материально-техническое обеспечение и т.д.) и собственно задачи по управлению трудовым коллективом.

Организация производства решает целый  ряд задач, а именно:

1. подготовку производства;

2. организацию подразделений для  нормального хода производственного  процесса;

3. разделение функций и кооперирование  основного и вспомогательного  производства;

4. оптимизацию размеров подразделений  и самой фирмы (предприятия) в целом;

5. материально-техническое  обеспечение;

6. планирование (маркетинг);

7. организацию труда (стимулирование, нормирование и т.д.).

Управление — целенаправленное воздействие на коллектив работников (координация их деятельности) для решения поставленных задач, приведение в соответствие фактического хода работ с заданным (запланированным).

Управлять — вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.

Производство организуется и управляется человеком (или  группой), поэтому имеет место  субъективный характер этих процессов.

Под объектом менеджмента понимается организация, а под субъектом менеджмента понимается - менеджер

Менеджер — наемный профессиональный управляющий; специалист по организации и управлению производством.

Менеджмент можно рассмотреть  с трех точек зрения: содержательной, организационной и технологической.

 С содержательной точки зрения управление направлено на выявление целей и методов их реализации в данный период;

С организационной точки  зрения управление направлено на установление функций управления как определенных этапов принятия решений и их реализации, определения участников управления и порядка их взаимодействия;

С технологической точки зрения управление направлено на получение  информации и определение порядка  ее обработки и хранения, организацию  делопроизводства и др.

Как наука менеджмент имеет самостоятельную область знаний, свой предмет изучения, свои проблемы и способы их решения. Менеджмент как искусство базируется на том, что хозяйствующий элемент является сложной системой, на которую воздействуют разнообразные внешние и внутренние факторы. Учет всех факторов требует научного подхода и искусства его применения.

Менеджмент», как систему, можно  представить рядом функциональных направлений (разделов), всесторонне  отражающих задачи по организации и  управлению производством, а именно:

внутрипроизводственное планирование;

инвестиционный (финансовый) менеджмент;

инновационный менеджмент;

менеджмент персонала (управление трудом);

проектный менеджмент;

менеджмент информационный;

менеджмент технико-технологический;

менеджмент внешнеэкономической  деятельности;

менеджмент материально-технического обеспечения;

менеджмент маркетинга и т.д.

1.2 Основные функции  менеджмента

Процесс управления – это выполнение разнообразных, но взаимосвязанных  друг с другом функций.

Базовыми функциями  являются:

Планирование, организация, мотивация, контроль, и координация.

Рассмотрим поподробнее  каждую из функций.

  1. Планирование – означает разработку и реализацию программы действий на определенный период.

Процесс планирования предполагает поиск  ответа на следующие вопросы:

  1. Что мы имеем?
  2. в каком направлении необходимо двигаться дальше?
  3. какие помехи могут возникнуть?
  4. какие и в каком размере требуются дополнительные ресурсы?

Процесс планирования осуществляется на разных уровнях организации.

На высшем уровне осуществляется разработка стратегических планов. Цель – определить долговременные задачи развития организации.

Следующий уровень- уровень подразделений, на котором разрабатываются тактические  планы. Каждый такой план включает в  себя систему мероприятий, которую  необходимо осуществить соответствующей службе для решения поставленных задач.

На нижнем уровне организации разрабатываются  оперативные планы, где определяются задания, для каждого рабочего дня.

Типовые структуры управления

Следующая функция менеджмента  – организация. 

Взаимосвязь данной функции с предыдущей состоит в том, что после того как разработаны планы, создаются необходимые условия для их реализации.

Данная функция менеджмента  заключается в создании такой  структуры предприятия, которая  позволяет осуществить намеченные планы.

Этапы осуществления функции организации:

1. Разработка и совершенствование организационной структуры управления, выделение подразделений, их задач и функций.

2. Определение типов взаимоотношений в организации (горизонтальных и вертикальных). На этом этапе устанавливаются права, обязанности и ответственность структурных подразделений и отдельных лиц.

3. Делегирование полномочий. Это предполагает поручение руководителем своим подчиненным выполнение отдельных обязанностей с предоставлением необходимых ресурсов

4. Построение системы внутрифирменных коммуникаций. Налаживание системы коммуникаций между всеми участниками трудового процесса позволяет  развивать прямую и обратную связь.

5. Организационные отношения предприятия с элементами внешней среды. Они является необходимым условием своевременной и быстрой реакции на изменения всей совокупности внешних факторов.

Существуют две  основные концепции организации  управления: соучастное и единовластное.

Следующая функция менеджмента  – мотивация. Мотивация предполагает создание побудительных мотивов к определенной деятельности. Существуют два вида воздействия на людей – принуждение и побуждение. Мотивировать сотрудников значит учитывать их жизненно важные интересы и давать им возможность реализоваться в трудовой деятельности.

Следующая функция – функция контроля. Она связана с установлением определенных стандартов и сопоставлением фактических результатов со стандартами (плановыми показателями). Сопоставление полученной информации о реальных результатах с нормативными значениями, определяются отклонения рассматриваемых величин, выясняются причины отклонения. Для повышения эффективности деятельности организации.

Основное место среди  всех функций менеджмента занимает функция – координации. Главная задача координации – обеспечить взаимодействие и согласованность в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними.

Основу координации составляет обмен информации. Для выполнения этой функции могут использоваться различные формы: отчеты, аналитические доклады, совещания. Координация синхронизирует не только текущую деятельность организации, но позволяет осуществлять согласованные действия по её изменению, меняющимся требованиям рынка. Это имеет большое значение в связи с постоянно меняющейся внешней средой и необходимостью к этому изменению приспосабливаться.

 

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ МЕНЕДЖМЕНТА

2.1 Характеристика  школ и направлений развития  менеджмента

 

Управление появилось очень  давно, когда люди стали жить сообществами и возникла необходимость организации и управления жизнедеятельности.

Возникновение современной науки  управления относится к началу 20 века.

В настоящее время  известны четыре важнейших подхода  к управлению, которые позволили  выделить четыре школы управления, каждая из которых базируется на своих позициях и взглядах

  1. подход с точки зрения научного управления – школа научного управления.
  2. административный подход -  классическая (административная) школа в управлении.
  3. подход с точки зрения человеческих отношений и поведения людей на работе – школа организационного поведения.
  4. подход с точки зрения количественных методов – школа количественных методов и теории социальных систем .

В 90 е годы выделяются ситуационные или новые подходы к управлению.

Школа научного управления

Основное положение  школы состоит в том, что управлять можно научно, опираясь на экономический, социальный, технических эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщения.

Основные представители  школы Фредерик Уинслоу Тейлор, Френк  и Лилиан Гилберт, Генри Гантта.

Основоположником школы является Фредерик Уинслоу Тейлор. Основные теоретические положения концепции  Тейлора изложены в его работе Принципы научного управления (1911 год)

Основной целью его деятельности было рационализация производства и труда с целью повышения производительности и эффективности.

Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерял количество железной руды и угля, которые человек мог поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микрохронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них.

Каждый производственный процесс  разбивал на составляющие элементы, а  элементы на движения и приемы с  целью сокращения времени на их выполнение.

Наблюдая за рабочими, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

  • научный подход к выполнению каждого элемента работы;
  • научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего (на научной основе отобрать самого подходящего работника, до этого рабочие сами выбирали виды работ и обучались самостоятельно);
  • кооперация с рабочими; (тесно сотрудничать с рабочими, контролировать на каждом этапе производственного процесса, чтобы обеспечить выполнение работ в точном соответствии с выработанным планом)
  • разделение задач и ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Особое внимание уделял подготовки рабочего место, требовал рационального  планирования предприятия, большое  внимание уделялось организации  учета и отчетности на предприятии.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве, было установлено время выполнения определенных заданий, это давало возможность установить нормы производства и дополнительно платить за превышение норм. При этом они исходили из того, что рабочего надо заставлять работать методом «кнута и пряника». Ими признавалась и важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работе, придавалось значение и обучению. По их мнению, не производство должно быть приспособлено к человеку, а человек к производству.

Информация о работе Организация как объект управления