Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:55, курсовая работа
При переходе российской экономики на рыночные механизмы хозяйствования наряду с термином "управление" стал активно применяться термин "менеджмент", который используется как синоним управления предприятием.
Менеджмент - это особый тип управления организацией в рыночной системе хозяйствования, для которой характерны:
Введение 3
1. Обоснование и выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности 5
2. Определение миссии и выбор стратегий развития и функционирования предприятия. 20
3. Разработка организационно-производственной структуры предприятия 30
4. Процесс отбора и найма персонала и распределение должностных прав и обязанностей. 37
5. Процесс принятия управленческих решений. 43
Заключение. 48
Список литературы 50
Приложение А – должностная инструкция главного бухгалтера. 51
Приложение Б – должностная инструкция технического работника 59
Рисунок 2.1 –
Дерево целей
Рисунок 2.2- Дерево целей
После установления целей приступают к выработке стратегии. Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
На выработку стратегии влияют следующие факторы:
В
стратегическом менеджменте принято
разделять стратегии
В рыночных условиях выделяют 3 варианта стратегии функционирования:
Первый вариант ориентирован на достижение самых низких издержек на производство и реализацию продукции за счет производства большого объема ограниченного ассортимента продукции. В результате за счет более низких цен предприятие добивается завоевания большой доли рынка. Этот вариант наиболее эффективен для крупных предприятий с современной материально-технической базой и организацией производства и сбыта и выпускающий продукцию, поддающуюся стандартизации и сертификации.
Суть второго варианта состоит в производстве особых, отличительных от конкурентов товаров и услуг, предполагающих наивысшее качество. Стратегия выбирается предпринимателями с высоким НТП и устойчивым финансовым положением.
Третий вариант основан на выборе узкого сегмента рынка и достижения на нем конкурентных преимуществ. Этот вариант эффективен для небольших предприятий, которые за свет узкой специализации добиваются снижения издержек и получают желаемую прибыль.[15]
Для моего предприятия я выбрала стратегию фокусирования. При выборе я руководствовалась тем, что моё предприятие небольшое, его деятельность направлена на узкий сегмент рынка, а именно жители города Волжского, проживающие вблизи местонахождения боулинга.
Стратегия развития отражает четыре подхода к росту предприятия:
Первая стратегия присуща молодым предприятиям, которые должны в короткие сроки занять свою рыночную нишу или предприятиям, выпускающим продукцию подверженную влиянию НТП.
Второй вариант присущ предприятиям, имеющим твердые позиции на рынке и действующими в традиционных сферах.
Первый и второй варианты могут реализоваться путем:
Третий вариант выбирается предприятиями, нуждающимися в перестройке или избавлении от устаревших или неэффективных производств. Этот вариант может быть реализован путем:
Наиболее часто используется четвертый вариант, включающий в себя комбинацию в определенных соотношениях первых трех вариантов. В этом случае одни производства могут развиваться ускоренно, другие умеренно, а третьи - находиться в стадии сокращения или ликвидации.[6]
Критериями оценки выработанной стратегии являются:
Для своего боулинга я выбрала на срок один год стратегию ускоренного роста, так как мое предприятие молодое, оно должно в кратчайшие сроки занять свою рыночную нишу. Далее будет использоваться стратегия умеренного концентрированного роста за счет двух факторов:
Необходимым условием успешной деятельности предприятия является рациональное построение его производственной и организационной структуры.
Под структурой понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого.
Для успешного ведения производства необходимо рационально построить производственный процесс в пространстве. Это осуществляется путем определения исходя из особенностей предприятия наиболее эффективной производственной структуры. [3]
Под производственной структурой предприятия понимается состав и взаимосвязь образующих его цехов, участков и служб в процессе производства продукции.
Производственная структура характеризует разделение труда между подразделениями предприятия и их кооперацию. Она оказывает существенное влияние на важнейшие экономические показатели предприятия: качество продукции, рост производительности труда, величину издержек производства, эффективность использования ресурсов.
Главными элементами производственной структуры предприятия являются цехи, участки и рабочие места.
Цех является основной структурной единицей крупного предприятия. Все цехи промышленного предприятия обычно делятся на основные и вспомогательные. В основных цехах выполняются операции по изготовлению продукции для реализации. Основные цехи делятся на заготовительные, обрабатывающие и сборочные. К вспомогательным цехам относят инструментальный, ремонтный, энергетический и др.
В состав цехов входят участки, которые создаются по технологическому или предметному принципу.
Первичным звеном организации производства является рабочее место. Рабочим местом называется неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения определенной операции, оснащенного соответствующим оборудованием и организационно-техническими средствами.
Следует отметить, что производственная структура предприятия не является чем-то застывшим, она динамична. По мере совершенствования техники и технологии, организации производства, труда и управления предприятием совершенствуется и производственная структура. Это создает условия для интенсификации производства, эффективного использования ресурсов и достижения высоких результатов работы предприятия.
Построение оптимальной производственной структуры предприятия необходимо осуществлять с учетом следующих принципов:
Кроме того, на производственную структуру предприятия оказывает влияние ряд факторов:
Под организационной структурой предприятия понимаются состав, соподчиненность, взаимодействие и распределение работ по подразделениям и органам управления, между которыми устанавливаются определенные отношения по поводу реализации властных полномочий, потоков команд и информации. Различают несколько типов организационных структур: линейные, функциональные, линейно-функциональные, дивизиональные, адаптивные. Рассмотрим основные характеристики этих структур.
Линейная структура характеризуется тем, что во главе каждого подразделения стоит руководитель, сосредоточивший в своих руках все функции управления и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками. Его решения, передаваемые по цепочке "сверху вниз", обязательны для выполнения нижестоящими звеньями. Он, в свою очередь, подчинен вышестоящему руководителю. На этой основе создается иерархия руководителей данной системы управления (например, мастер участка, начальник цеха, директор предприятия), т.е. реализуется принцип единоначалия, который предполагает, что подчиненные выполняют распоряжения одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким-либо исполнителям, минуя их непосредственного начальника. Линейная структура управления используется, как правило, малыми и средними предприятиями, осуществляющими несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Функциональная структура предполагает специализацию выполнения отдельных функций управления. Для их осуществления выделяются отдельные подразделения (либо функциональные исполнители). Функциональная организация управления базируется на горизонтальном разделении управленческого труда. Указания функционального органа в пределах его компетенции обязательны для производственных подразделений. Функциональная структура управления обычно применяется на крупных предприятиях.