Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:56, курсовая работа
Цель работы: выявить рамки эффективности организационного контроля и охарактеризовать методы его совершенствования.
Задачи: определить сущность и значение контроля в организации, привести классификацию внутреннего контроля, описать этапы процесса контроля, показать практическое применение технологий контроля на примере отдельного предприятия.
Введение……………………………………...……………………………….3
Глава 1. Сущность и смысл контроля……………………………….........6
1.1. Контроль как одна из важнейших функций менеджмента……....….....6
1.2. Внутренний контроль в процессе управления организацией…............7
1.3. Цели руководства предприятия при организации внутреннего конт роля………………………………….……………...………….............................…..9
1.4. Классификация внутреннего контроля……..……….......………….....11
1.5. Функции контроля……...….…...…..…………………………………...19
Глава 2. Процесс контроля и методы его совершенствования............21
2.1. Установление стандартов и критериев………...…...….........................21
2.2. Сопоставление достигнутых результатов с установленными стан дартами.…...……………………………..………………………….........................22
2.3. Принятие необходимых корректирующих действий…….…..…….....23
Глава 3. Характеристика эффективного контроля…………………....26
3.1. Признаки эффективного контроля………..…………………................26
3.2. Принципы эффективного контроля…….......……………….................28
Глава 4. Практическое применение методов контроля в компании «Globe Metallurgical Inc.»………………………………………………...............31
Заключение.......…………..………………………………………………....38
Список использованной литературы….......………
Таким образом, в обеспечении эффективности контроля важно довести до сведения соответствующих работников организации как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.
2.3. Принятие необходимых корректирующих действий
Третий этап процесса контроля состоит в корректировке деятельности фирмы – пересмотре планов, перераспределении заданий, модификации целей, совершенствовании технологии и процесса управления. Система контроля, которая не позволяет устранить серьезные отклонения прежде, чем они перерастут в крупные проблемы, бессмысленна. Естественно, что проводимая корректировка должна концентрироваться на устранении настоящей причины отклонения. В идеале стадия измерений должна показывать масштаб отклонения от стандарта и точно указывать его причину. Это сопряжено с необходимостью эффективной процедуры принятия решений. Поскольку, однако, большая часть работы в организации является результатом объединенных усилий групп людей, то абсолютно точно определить корни той или иной проблемы не всегда представляется возможным. Смысл корректировки во всех случаях состоит в том, чтобы понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий[23, с. 449].
Но к этому нужно относиться весьма осторожно. Если дела в фирме идут неплохо, в соответствии с планом, а поставленные цели в основном достигаются, то лучшая корректировка – отсутствие корректировки. Дело в том, что, за исключением особых случаев, те или иные отклонения далеко не всегда нарушают нормальный ход работы и не так уж значительно влияют на конечные результаты. Между тем борьба с отклонениями обходится недешево, и ее по возможности стараются избежать, сразу же определив допустимую степень отклонения от нормы, которая не должна вызывать тревоги. В этом случае система корректировки будет включена только с появлением реальной опасности.
Но не все, даже существенные отклонения от стандартов следует устранять. Иногда сами стандарты могут стать нереальными, потому что они основываются на планах, а планы – это лишь прогнозы будущего. При пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты.
Говоря другими словами, на третьем этапе менеджер определяет, какие действия необходимо предпринимать. Такие действия можно определить следующим образом:
В первом случае фактические результаты совпадают со стандартами. Во втором — следует установить причины отклонений и добиться возвращения к правильным действиям. Это происходит через изменение некоторых внутренних переменных. Третий случай предусматривает пересмотр планов, а следовательно, и стандартов. Стандарты могут оказаться нереальными, так как они основываются на планах, а планы — это лишь прогнозы будущего. Бывает так, что в процессе реализации плана становится ясно, что планы составлены слишком оптимистично, и требования стандартов выполнить практически невозможно. Это сводит на нет мотивацию. Поэтому стандарты пересматриваются в сторону понижения[20, с. 159].
Таким образом, контроль может
выявить необходимость
Исходя из вышеуказанного, очевидно, что в процедуре контроля есть три четко различимых этапа: установление стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов и принятие необходимых корректирующих действий. При этом на каждом этапе реализуется комплекс различных мер.
Глава 3. Характеристика эффективного контроля
3.1. Признаки эффективного контроля
Признаками эффективного контроля являются:
1. Система контроля должна не просто измерять текущие или прошлые показатели. Она призвана контролировать направление движения организации, ее дизайн должен соответствовать новым стратегиям компании. Программы качества организации обязаны облегчать достижение стратегических целей. Если, например, компания стоит перед необходимостью сокращения продолжительности цикла, ее система контроля должна быть сфокусирована на связанных с данной проблемой решениях. Система контроля должна иметь четкую стратегическую направленность, задаваемую основными приоритетами развития организации. Второстепенные сферы ее деятельности тщательно проверять целесообразно далеко не всегда, а некоторые и вовсе не имеет смысла, так как это отвлекает много сил и средств. Система контроля должна быть сконцентрирована на наиболее важных аспектах деятельности, имеющих значение для стратегических целей организации. Это позволит эффективно использовать имеющиеся ресурсы, избегать негативного отношения персонала к излишнему контролю и не упускать ключевые моменты жизнедеятельности организации[10, с. 620].
2. Контроль должен соответствовать характеру своего объекта, а цель его должна быть понятной. Сотруднику необходимо показать, что контролируют не его личность, а производственную деятельность, и что делается это объективно. Поэтому нецелесообразно применять те методы контроля, которые отвергаются людьми. Менеджер должен понимать, что контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений. Длина проверяемых отрезков должна позволить выявить отклонения на самой ранней стадии. Предприятие обязано соблюдать нормы контроля, определенные действующим законодательством. Должны быть определены и соблюдаться принципы организации контрольной деятельности. Отсутствие утвержденных принципов организации контрольной деятельности или несоблюдение принятых принципов делают систему контроля уязвимой.
3. Контроль должен быть своевременным,
позволять устранять нарушения, прежде
чем они примут опасные размеры, иначе
он будет вечно опаздывать и окажется
на практике бесполезным. Поскольку контроль
не самоцель, а средство достижения цели,
он должен служить условием повышения
эффективности хозяйствования, следовательно,
быть экономичным
(приносимые выгоды должны превышать затраты).
Это обеспечивается оптимизацией всех
связанных с контролем издержек (на технические
средства, сбор, переработку и хранение
информации и проч.).
4. Ориентированность контроля на человека означает его доброжелательность, исключение какой бы то ни было слежки за людьми, поисков «козлов отпущения». А это возможно лишь в условиях максимальной открытости, гласности проведши соответствующих мероприятий. Обязательным элементом любого эффективного контроля является относительная и достаточная его простота. Экономичность и простота особенно важны в современных условиях, когда организации стремятся строить свою работу на принципе доверия людям, а это приводит к необходимости и возможности существенного сокращения контрольных функций, выполняемых непосредственно менеджерами. В этих условиях контроль становится менее жестким и более экономичным[12, c. 230-231].
На основании признаков эффективного контроля дается возможным судить о том, что контроль обязательно должен:
3.2. Принципы эффективного контроля
Эффективный контроль возможен при соблюдении следующих принципов:
1. Адекватность восприятия. Данный принцип означает, что контроль любого вида и в любой проводимой форме должен быть понятен как начальником, так и подчиненным. Если процедура контроля, используемая менеджером, непонятна или громоздка для работников, он должен ее упростить с учетом задач подразделения и доступности для всех членов коллектива. Система контроля должна быть понятна всем, кто принимает участие в ее работе; информационные потоки должны обеспечить принятие управленческих решений, информация должна быть представлена в приемлемой для принятия управленческих решений форме и не оставлять возможности для иного толкования и сомнения в ее качестве[25, с. 111].
2. Своевременность. Механизм контроля должен выявлять отклонения без промедления, обо всех нарушениях менеджер должен знать как можно быстрее, чтобы их устранить. Система контроля призвана обеспечивать менеджмент оперативной информацией, что позволяет руководству своевременно реагировать на происходящие перемены. В противном случае корректирующие воздействия могут оказаться бессмысленными.
3. Целесообразность и экономичность. Контроль проводится в любом подразделении организации, но масштабы, размах контроля должны соответствовать объемам работы. Затрачиваемые на контроль средства не должны превышать получаемые в результате контроля эффекты.
4. Гибкость контроля. Современные производственные процессы достаточно сложны, а неожиданные обстоятельства могут внести неразбериху даже в идеально отлаженную систему. Поэтому контроль должен строиться так, чтобы были учтены самые неожиданные явления и проблемы. Эффективный контроль должен увязываться и с изменениями в структуре организации и системе управления ею, поэтому важным требованием, предъявляемым к нему, является гибкость как приспособляемость к изменяющимся условиям. В ответ на изменения внешнего окружения со временем трансформируются и внутренние цели и стратегии организации. Система контроля должна быть достаточно гибкой, обладать способностью к адаптации, допускать изменение целей и стандартов. Создание системы контроля не является самоцелью, она должна способствовать повышению эффективности управленческой деятельности, положительно влиять на результаты работы организации, быстро и адекватно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.
5. Индивидуальный подход. Контроль должен осуществляться на основе индивидуального подхода: число занятых контролем определяется каждый раз индивидуально. Это же касается отдельных способов проведения контроля. Эффективный контроль индивидуализирован, нацелен на конкретные процессы, результаты, требует учета личных качеств людей, их положения, связей в коллективе[4, с. 372].
6. Предупреждение
возможных отклонений и причин их возникновения.
Эффективная система контроля должна
своевременно выявить возможные отклонения
и нацелить систему управления на устранение
причин возможных отклонений. При возникновении
отклонений система контроля должна в
кратчайшие сроки информировать об этом
менеджмент соответствующего уровня.
При отсутствии контроля недостаточно
только установить какие-то отклонения
от технологического процесса. Механизм
контроля должен наглядно указать причину,
источник нарушения процесса. Современный
контроль направлен не на исправление,
а на предотвращение ошибок, что значительно
дешевле. Поэтому он представляет собой
неотъемлемый элемент процесса планирования
на всех его стадиях.
7. Выполнение задач контроля. Данное требование состоит в том, что контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией и способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений. Должна быть согласована с задачами той деятельности, в которой она действует. Система контроля должна не только выявлять отклонения, но и предлагать альтернативные варианты корректирующих воздействий, адекватные последствиям выявленных отклонений и причинам их возникновения. В обязанности менеджмента входят рассмотрение альтернатив и избрание оптимального варианта при имеющихся ограничениях, который устранит причины возникновения отклонений.
8. Эффективность влияния на людей. При этом должны быть получены ответы на следующие вопросы: Какие стимулы вызывает у работников применяемая технология контроля (положительные или отрицательные)? Вызывает ли применяемая технология контроля у работников стрессовые реакции? (Если да, то речь идет о демотивации труда, которая может нести глубокие негативные последствия как для самого работника, так и для предприятия, на котором он работает.)
9. Постоянное совершенствование эффективного контроля. Системы контроля сами должны подвергаться постоянной проверке для определения их эффективности и соответствия возложенным задачам. Системы контроля не должны быть сложными и дорогостоящими, но, тем не менее, должны отвечать всем указанным выше требованиям[25, с. 112].
10. Точность. Нередко направляемые «вверх» информационные потоки подвергаются «цензуре» на низших и средних уровнях организации, когда позитивные известия приукрашиваются, а «плохие» новости приглушаются. Система контроля должна обеспечивать получение руководством организации точной своевременной информации. С другой стороны, сама манера поведения высших менеджеров нередко однозначно анализирует подчиненным о характере желаемой руководством информации[10, c. 620-621].