Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ конфликтов в деятельности конкретной организации и разработка рекомендации по их предотвращению и разрешению.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
рассмотреть теоретический аспект вопроса;
провести анализ конфликтов в деятельности конкретной организации;
Примечание – источник: [22]
Рассматривая уровень
Анализируя показатели стиля конфликтного
поведения у сотрудников
Соперничество в конфликте характерно для трех сотрудников, а пять человек предпочитают избегать конфликтов, хотя если этого не удается, 4 человека из них способны пойти на компромисс.
Таким образом, для группы характерен
средний уровень общительности,
высокий коммуникативный
Последним этапом исследования было
интервью, цель которого выявить причины
возникновения конфликтных
Вопросы анкетирования отображены в Приложении Н.
Результаты анкетирования
Для анализа конфликтов на предприятии, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено анкетирование персонала.
Основу коллектива составляют работники со стажем в компании от года до 3 лет. Почти столько же работают в компании менее года. В основном это менеджеры. Руководство же имеет более длительный стаж.
Ответы распределились следующим образом (рисунки 2-6).
Рисунок 2 - Ваша должность
Таким образом, основной контингент персонала составляют рабочие, далее идут служащие - 16%. Руководство составляет наименьшую долю работников.
Рисунок 3 - Довольны ли Вы своей работой
Итак, большинство сотрудников
своей работой довольны - это можно
оценить положительно. Однако, если
человек абсолютно доволен
Рисунок 4 - Считаете ли Вы себя конфликтным человеком
80 % работников не считают себя конфликтными людьми. Возможно, такая самооценка была необъективна.
На вопрос: Легко ли Вы находите общий язык с коллегами? Ответы следующие: постоянно натыкаюсь на стену непонимания, всегда нахожу, чаще нет, чаще да. Что примечательно, сотрудники, отнесшие себя к высшему руководству, а также большинство рядовых работников, ответили «Всегда». А вот руководители среднего звена, а также часть служащих испытывают затруднения во взаимопонимании.
На вопрос: Часто ли Вы становитесь участником конфликтных ситуаций. Ответы следующие: моя хата с краю, без меня не обходится, редко, часто.
Таким образом, до высшего руководства конфликты в коллективе доходят редко. Чаще всего вовлеченными оказываются руководители среднего звена (отделов), причем в основном или с рабочими-продавцами, или между собой. Служащие же предпочитают придерживаться нейтралитета, что объяснимо - они самый молодой контингент в компании.
На вопрос: Как часто происходят
конфликты? Ответы следующие: каждый день,
раз в неделю, два раза в неделю,
реже. В большинстве случаев
Рисунок 5 - Что чаще всего является причиной конфликтов с Вашим участием?
Таким образом, почти 90% работников уверены,
что кто-то или не исполняет свои
обязанности, или выполняет чужие.
Такая ситуация может быть при
недостаточном знании сотрудниками
своих должностных
Работники осознают необходимость изменения, в первую очередь, системы распределения полномочий и ответственности.
Рисунок 6 - Способствуют ли конфликтные ситуации решению текущих проблем компании
Итак, большинство работников убеждены, что возникающие конфликты не способствуют улучшению положения вещей. Однако, несмотря на это количество конфликтов растет.
Анализ частоты возникновения конфликтов в ОАО «Пружанский молочный комбинат» отражен в таблице 12.
Таблица 4 - Количество конфликтов в ОАО «Пружанский молочный комбинат» в 2008-2009 гг.
Количество конфликтов |
Темп прироста, % | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Всего: |
58 |
65 |
74 |
12,07 |
13,85 |
В т.ч. - между администрацией и работниками |
14 |
16 |
17 |
14,29 |
6,25 |
- между отделами |
37 |
40 |
49 |
8,11 |
22,5 |
- между администрацией и |
14 |
16 |
17 |
14,29 |
6,25 |
- между отделами |
37 |
40 |
49 |
8,11 |
22,5 |
- между работниками |
7 |
9 |
8 |
28,57 |
-11,11 |
Примечание – источник: собственная разработка
Таким образом, из таблицы 12 видно, что за последние два года число конфликтов в ОАО «Пружанский молочный комбинат» возрастает на 12-13% ежегодно. Главным образом, на это влияют конфликты между отделами - возросли на 8% в 2008 г. и на 22% в 2009 г. Темп роста числа конфликтов работников с администрацией имеет тенденцию к сокращению - 14% в 2008 г. и 6% в 2009 г. Число конфликтов среди работников незначительное - около 8 в год, и в 2009 г. сократилось на 11%.
Динамика роста общего числа конфликтов повторяет динамику роста конфликтов между руководителям. Таким образом, снизив число конфликтов между начальниками отделов можно повлиять на уменьшение общего числа конфликтных ситуаций в компании.
По итогам анкетирования можно сделать вывод, что причинами конфликтов между руководителями отделов являются следующие:
Недостаточно четкое разграничение полномочий, формальный характер матрицы ответственности;
Дублирование функций;
Плохо соблюдается принцип
Это вследствие того, что на предприятии до настоящего времени нет четко проработанных и обязательных для исполнения должностных инструкций, регламентирующих права и обязанности каждого начальника отдела.
В результате неслаженная работа начальников
отделов проявляется в
Таким образом, для изменения сложившейся ситуации необходимо предпринять меры организационного характера.
ГЛАВА 3
МЕРОПРИЯТИЯ
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ
Проведение анализа
На сегодняшний день на ОАО «Пружанский молочный комбинат» решение принимается непосредственно директором, так как никто другой не уполномочен решать такие проблемы. Научные разработки применяются в недостаточной степени.
На основании анализа причин возникновения конфликтов в ОАО «Пружанский молочный комбинат», предлагается разработать систему управления конфликтными ситуациями, включающую следующие мероприятия:
1) создать конфликтную комиссию
для разрешения конфликтных
2) обучить членов комиссии новым
методикам разрешения
3) обязать руководителей
4) в целях совершенствования
психологической культуры
5) необходимо усиление
Нужно добиться компромисса, приспособившись к нуждам другого человека, настойчиво добиваться осуществления своих истинных интересов в другом аспекте, уклониться от обсуждения конфликтного вопроса, если он не очень важен для вас, использовать стиль сотрудничества для удовлетворения наиболее важных интересов обеих сторон. Поэтому лучшим способом разрешения конфликтной ситуации является сознательный выбор оптимальной стратегии поведения.
Для предотвращения конфликтов рекомендуется использовать несколько эффективных стратегий управления конфликтными ситуациями.
1. Стратегия предотвращения
а) устранить реальный предмет конфликта;
б) привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо с готовностью подчиниться его решению;
в) сделать так, чтобы один из конфликтующих отказался от предмета конфликта в пользу другого.
2. Стратегия подавления