Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 13:51, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ конфликтов в деятельности конкретной организации и разработка рекомендации по их предотвращению и разрешению.
Для достижения цели ставились следующие задачи:
рассмотреть теоретический аспект вопроса;
провести анализ конфликтов в деятельности конкретной организации;
Планово-экономический отдел
Анализ структуры трудовых ресурсов
Списочная численность работников предприятия на 1 января 2009г. составила 475 человек (из них 291 женщина).
Структура кадров предприятия, характеризующая соотношение
различных категорий, приведена в таблице Г.1. [ПРИЛОЖЕНИЕ Г].
Сведения об образовательном уровне работников предприятия приведены в таблице Д.1. [ПРИЛОЖЕНИЕ Д].
Сведения о возрастном цензе работников предприятия приведены в таблице Е.1. [ПРИЛОЖЕНИЕ Е].
Из таблицы 2.2 можно сделать вывод, что на предприятии преобладает женский коллектив (61,3% от общего числа работников). В структуре кадров преобладают рабочие (85,7% от общего числа работников).
Качество трудовых ресурсов определяется
уровнем образования и
По возрастному составу
В целом, анализ структуры трудовых ресурсов показывает, что предприятие обеспечено необходимой рабочей силой в активном возрасте, с достаточным опытом работы, соответствующим уровнем образования и квалификацией для выполнения поставленных задач.
Характеристика трудовых отношений
Кадровая политика предприятия направлена на:
• переподготовку и повышение квалификации рабочих, специалистов, руководителей;
• улучшение
социально-демографической и
профессионально-
• укрепление дисциплины труда и поддержание в коллективе нормального морально-психологического климата;
• совершенствование механизма закрепления молодых специалистов на производстве;
С работниками предприятия
Минимальными гарантиями в оплате труда являются тарифные ставки и должностные оклады, установленные на предприятии для всех категорий работающих не ниже принятого Правительством уровня тарифной ставки 1 разряда, на основании тарифных коэффициентов Единой тарифной сетки работников РБ.
Тарификация работ, присвоение разрядов рабочим и специалистам осуществляется с учетом сложности работы и квалификации работника, уровня теоретических и практических знаний в зависимости от уровня управления. Тарифные коэффициенты применяются в соответствии с Единой тарифной сеткой РБ.
Премирование работников предприятия производится в соответствии с коллективным договором. Для стимулирования повышения профессионального мастерства рабочих и усиления их материальной заинтересованности в выполнении производственных заданий введены надбавки к тарифным ставкам за профессиональное мастерство. Установлены надбавки за стаж работы в отрасли, доплаты за классность, ненормированный рабочий день. При сменном режиме работы за каждый час работы установлена доплата в размере до 40% за работу в ночное время.
Функциональные обязанности
Рабочее время, время отдыха работников регламентируется ПВТР.
Графики работы утверждаются нанимателем по согласованию с Профкомом.
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров
Одной из основных задач администрации предприятия является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией.
В связи с техническим
Работники проходят обучение и переподготовку в УО. Также на предприятии организовано обучение без отрыва от производства, а также целевое обучение.
В Таблице З.1. представлены данные о профессиональном обучении работников предприятия на 2009 [ПРИЛОЖЕНИЕ З].
За 2008г. повысили квалификацию и прошли профессиональную подготовку 144 работников (30,3 % от общего числа).
На предприятии ежегодно разрабатывается план подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
Для анализа конфликтов в компании, а также для оценки психологического климата в коллективе было проведено исследование, в котором принимал участие трудовой коллектив компании - менеджеры, руководители подразделений, рабочий состав.
Методы исследования:
1) Лонгитюдное наблюдение;
2) Психологическое тестирование. Психологическое тестирование сотрудников компании ОАО «Пружанский молочный комбинат» проводилось по трем методикам:
А) Тест описания поведения К. Томаса [22, с.146].
Б) Тест «Самоконтроль в общении» [22, с.62]
В) Тест «Твоя конфликтность» [22, с.91]
3) Анкетирование
Первый этап исследования заключался в установлении методом наблюдения мнения о каждом респонденте, его личностных и поведенческих особенностях.
Таблица 2 — Оценка личностных качеств персонала по результатам наблюдения
Испытуемые |
Личностные и поведенческие |
1 |
2 |
1 |
Добродушный, спокойный, открытый, общительный человек |
2 |
Напористый, скрытный, общительный, склонен к конфликтному поведению |
3 |
Общительный, немного суетливый, добродушный, веселый, с хорошим чувством юмора |
4 |
Необщительный, упрямый, скрытный, хорошо знает свое дело, склонен к конфликтному поведению |
5 |
Любознательный, открытый, всегда поддержит беседу по любому вопросу, в общении легок. |
6 |
«Себе на уме», общительный, но скрытный, уходит от конфликтов, всегда находит компромисс или оправдание |
7 |
Неуверенный, застенчивый, мягкотелый, пытается всем угодить |
8 |
Мягкий, спокойный, общительный, дружелюбный |
9 |
Резкий, необщительный, склонный к конфликтам |
10 |
Суетливый, общительный, добродушный, бесконфликтный |
11 |
Веселый, многословный, немного надоедливый, склонен к созданию конфликтных ситуаций |
12 |
Не терпеливый, вспыльчивый, общительный, конфликтный |
13 |
В общении настороженный, застенчивый, говорит только по существу, бесконфликтный |
14 |
Развязный, говорит с сарказмом, неуместно шутит, склонен к конфликтам |
15 |
Тихий, спокойный, добродушный, бесконфликтный |
Примечание – источник: собственная разработка
Данные наблюдения свидетельствуют о том, что 6 человек в группе склонны к созданию конфликтных ситуаций: 2 человека из них отличаются резкостью, напористостью в общении, в то же время они общительны, хотя зачастую могут создавать конфликтные ситуации; 2 человека из 6, склонных к конфликтам, также являются общительными людьми, но в тоже время они развязны, многословны, отпускают неуместные шутки - неприятны в общении, что является причиной создания ими конфликтных ситуаций; и двух человек в конфликтной группе отличает необщительность, скрытность, упрямость.
Далее охарактеризуем бесконфликтную группу сотрудников компании, в эту группу в которую входят 9 человек, среди них можно выделить 4 человека, которые отличаются веселым нравом, болтливостью, добродушием, открытостью; 3 человека отличается спокойствием, уравновешенностью, дружелюбием; 2 человека застенчивы, неуверенны в себе, стремящиеся всем угодить.
Таким образом, результаты наблюдения свидетельствуют о том, что в группе 40% людей, способных создавать конфликтные ситуации и 60% бесконфликтные в общении.
Следующим этапом эмпирического исследования было психологическое тестирование сотрудников компании.
Задачи тестирования:
выявить уровень общительности;
определить уровень
определить стиль конфликтного
поведения сотрудников
Вопросы тестов отображены в Приложении К, Л, М.
Анализ полученных данных показал, что 4 респондента обладают высоким уровнем общительности - эти люди всюду чувствуют себя в своей тарелке, но не всегда доводят дело до конца. 7 человек обладают средним уровнем общительности, их характеризует любопытность, разговорчивость, однако им не достает усидчивости, терпения при столкновении с серьезными проблемами. 4 человека отличатся низким уровнем общительности - они замкнуты, предпочитают одиночество.
Таблица 3 – Анализ результатов тестирования
№ |
Показатели |
Общий вывод | ||
1 |
2 |
3 | ||
Стиль конфликт-ного поведения |
Уровень общительности |
Самоконтроль в общении (коммуникативный контроль) | ||
1 |
Сотрудничество Компромисс |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, способен на сотрудничество, компромисс; искренен, но не сдержан в эмоциональных проявлениях |
2 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
3 |
Сотрудничество |
Нормальная коммуникабель-ность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
4 |
Избегание |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Необщителен, избегает конфликтов, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
5 |
Сотрудничество Компромисс |
Нормальная коммуникабель-ность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству и компромиссу, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации |
6 |
Компромисс Избегание |
Средний уровень |
Средний уровень |
Весьма общителен, склонен к поиску компромисса или избегает конфликты, не всегда сдержан в эмоциональных проявлениях |
7 |
Приспособление |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Необщительный в конфликтной ситуации старается |
8 |
Сотрудничество |
Нормальная коммуникабель-ность |
Высокий уровень |
В меру общителен, способен к сотрудничеству, гибко реагирует на изменение коммуникативной ситуации. |
9 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
10 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Высокий уровень |
Чрезмерно общительный, находит компромисс
или избегает конфликта, гибко реагирует
на изменение коммуникативной |
11 |
Компромисс Избегание |
Высокий уровень |
Средний уровень |
Чрезмерно общителен, находит компромисс или избегает конфликта, не всегда сдержан в эмоциях |
12 |
Соперничество |
Средний уровень |
Низкий уровень |
Весьма общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
1 |
2 |
3 | ||
13 |
Сотрудничество |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Не общительный, способен к сотрудничеству в конфликтной ситуации; не сдержан в эмоциональных проявлениях |
14 |
Соперничество |
Высокий уровень |
Низкий уровень |
Чрезмерно общительный, склонен к соперничеству, поведение устойчиво, «неудобен в общении» |
15 |
Избегание компромисс |
Низкий уровень |
Высокий уровень |
Не общительный, избегает конфликтов
или идет на компромисс; гибко реагирует
на изменение коммуникативной |