Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 19:31, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение организации безопасных условий труда на предприятии; выявление норм охраны труда, процессов ее совершенствования; организационных норм, принятых на СП ООО «Трайпл-техно» по охране труда. Эта проблема является актуальной для данного предприятия по причине существования ряда профессий рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, производствах и технических установках, для выполнения работ на которых требуется проведение стажировки, проверки знаний по вопросам охраны труда, которые определяются руководителем данной организации с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…………………………………………………… 5
1.1. Необходимость обеспечения безопасных условий труда на предприятии............................................................................................................ 5
1.2. Виды условий труда на предприятии……………………………………. 6
1.3. Последствия от производственного травматизма…………………......... 21
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ……………………………………………………………….. 29
2.1. Нормативно-правовое обеспечение безопасных условий труда на предприятии…………………………………………………………………...... 29
2.2. Служба обеспечения безопасных условий труда на предприятии…………………………………………………………………….. 37
2.3. Обучение и инструктаж как важнейшие инструменты обеспечения безопасных условий труда на предприятии…………………………………. 47
3. ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ СП ООО «ТРАЙПЛ-ТЕХНО»……………………………………………………… 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………
месяцы отпуска без охранения либо с частичным сохранением заработной платы, который предоставляется по инициативе нанимателя в случае временного предоставления работ.
В случае, когда период работы составил менее одного календарного месяца, индивидуальный коэффициент заработка потерпевшего начисляется исходя из условного месячного заработка.
В случае получения работником травмы возмещению подлежат также дополнительные понесённые расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, транспортное обслуживание, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии и т.п., если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет прав на их бесплатное получение.
Размер дополнительных расходов определяется на основании счетов соответствующих организаций и других документов либо согласно ценам, сложившимся в той местности, в которой понёс потерпевший эти расходы.
Наниматель обязан возместить потерпевшему моральный вред. Моральный вред возмещается в денежной форме или иной материальной форме независимо от подлежащих возмещению других видов вреда, и его размер определяется по соглашению между нанимателем и потерпевшим или судов.
В случае смерти потерпевшего, право на возмещение вреда имеют:
нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие со дня его смерти право на получение от него содержание;
ребенок умершего, родившийся после его смерти;
родитель, супруг или другой член семьи, независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, братьями и сестрами, либо не достигшими четырнадцати лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов, нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
лица, состоявшие на иждивении и ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет после его смерти.
Споры по вопросам возмещения вреда от производственного травматизма рассматриваются судом. По усмотрению потерпевшего или лиц, имеющих право на возмещение вреда, заявление подается в суд либо по месту нахождения нанимателя, либо по месту жительства, либо по месту причинения вреда.
Суммы возмещения дополнительных расходов могут быть выплачены на будущее время в пределах сроков, определяемых на основе заключения МРЭК, а также при необходимости предварительной оплаты стоимости соответствующих услуг и имущества [8, с. 100].
Таким образом, согласно Трудовому кодексу РБ работник имеет право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности. В законодательном порядке установлены обязанности нанимателя по возмещению вреда, причинённого жизни или здоровью работника. Наниматель освобождается от возмещения вреда в том случае, если докажет, что вред работнику причинён не по его вине. Размер ущерба, наносимый предприятию производственным травматизмом и профессиональными заболеваниями в практике управления охраной труда для планирования мероприятий по созданию безопасных и безвредных условий труда, экономического обоснования принимаемых решений.
Обобщая, можно отметить, что деятельность человека должна быть безопасной, хотя ни один вид деятельности не может быть абсолютно безопасным. В процессе трудовой деятельности в рабочей зоне возникают негативные факторы, оказывающие влияние на человека. Поэтому возникает потребность в управлении безопасностью труда, основной целью которого является организация работы по обеспечению безопасности, снижению травматизма и аварийности, улучшению условий труда. Здоровые и безопасные условия труда способствуют повышению производительности, удовлетворенности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1. Нормативно-правовое обеспечение безопасных условий труда на предприятии
В систему законодательных актов, регулирующих вопросы по охране труда в республике входят: Конституция РБ, Трудовой кодекс РБ, законы РБ «Об основах государственного социального страхования», «О санитарно-эпидимическом благополучии населения», «О сертификации продукции, работ и услуг», «О пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», а также постановления Совета Министров РБ «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики», «О республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда» и другие.
Государственное управление охраной труда реализуется на следующих уровнях:
республиканском;
отраслевом;
региональном.
На республиканском уровне государственное управление охраной труда осуществляет Правительство РБ непосредственно или уполномоченные им министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству РБ, которым законодательством предоставлено право осуществлять соответствующие функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные полномочия в области охраны труда.
На отраслевом уровне государственное управление охраной труда осуществляют министерства, другие республиканские органы государственного управления, объединения, подчиненные Правительству РБ, имеющие отраслевую направленность и подведомственные организации.
На региональном уровне государственное управление охраной труда осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы [8, с. 42].
Согласно ст. 45 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, которое обеспечивается, в том числе совершенствованием охраны труда. Создание здоровых и безопасных условий труда достигается через осуществление комплекса мер по соблюдению законодательства в области охраны труда, выполнению социально-экономических, технических и организационных мероприятий, направленных на обеспечение требований стандартов безопасности труда, санитарно-гигиенических, психофизиологических и эргономических норм, нормативов и правил по охране труда.
Гражданам РБ гарантируется право на охрану труда, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения, обеспечивается также развитием физической культуры и спорта, мерами по оздоровлению окружающей среды, возможностью пользоваться оздоровительными учреждениями [7, с. 14].
В соответствии со ст. 41 Конституции гражданам Республики Беларусь гарантируется право на здоровые и безопасные условия труда. Это конституционное право закрепляется гл. 16 «Охрана труда» Трудового кодекса Республики Беларусь.
Статьей 226 ТК предусмотрены обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда работников. Каждый наниматель должен изучить эту статью и в своей деятельности строго следовать ее положениям.
В Законе РБ «Об основах государственного социального страхования» в рамках общих вопросов страхования граждан предусмотрены вопросы страхования их от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Закон РБ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения» направлен на предупреждение воздействия неблагоприятных факторов среды обитания на здоровье населения и регламентирует действия органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц и граждан по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия, устанавливает государственный санитарный надзор за соблюдением санитарных норм и гигиенических нормативов.
Закон РБ «О сертификации продукции, работ и услуг» устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, работ и услуг в РБ, направлен на обеспечение безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также охраны окружающей среды, определяет национальную систему сертификации.
Закон РБ «О пожарной безопасности» устанавливает государственный надзор за обеспечением пожарной безопасности министерствами, государственными комитетами, концернами, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности, а также принципы деятельности пожарной службы, всех субъектов правоотношений в этой области.
Закон РБ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечения готовности организаций к локализации и ликвидации последствий производственных аварий. В Законе установлены требования к организации и проведению производственного и общественного контроля в области промышленной безопасности, а также предусмотрен учет аварий и инцидентов, ответственность за нарушения законодательства в области промышленной безопасности [8, с.39].
За последнее время принят ряд постановлений Правительства Республики Беларусь и других нормативных -правовых актов, направленных на совершенствование правоотношений в сфере охраны труда. В целях формирования и осуществления государственной политики в области охраны труда 12 апреля 1999 г. принято <<<постановление Совета Министров Республики Беларусь № 507 «О мерах по обеспечению охраны труда и соблюдению законодательства о труде на предприятиях и в организациях республики»>>>. Постановлением, в частности, рекомендовано областным, городским и районным исполнительным комитетам осуществлять управление охраной труда на территориальном уровне, организовывать разработку и выполнение необходимых мер по улучшению условий труда, профилактике производственного травматизма, профессиональных заболеваний на предприятиях и в организациях, информационное обеспечение их по вопросам охраны труда, организовывать обучение, повышение квалификации и проверку знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов предприятий и организаций, не имеющих вышестоящих республиканских органов управления.
В развитие этого постановления <<<Совет Министров Республики Беларусь 13 апреля 2002 г. принял постановление № 471 «О республиканской комиссии для проверки знаний руководителей и членов комиссий республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, по вопросам охраны труда»>>>, в котором также предложено областным и Минскому городскому исполнительным комитетам образовать соответствующие комиссии по данным вопросам
Проверки и анализ производственного травматизма, проводимые государственными органами надзора и контроля показывают, что неблагополучное положение с обеспечением здоровых и безопасных условий труда в сфере производства вызвано, прежде всего, недостаточным вниманием нанимателей к вопросам безопасности труда, некомпетентностью руководителей и специалистов в этой сфере, недисциплинированностью и незнанием работниками требований безопасного ведения работ, отсутствием служб охраны труда.
Согласно статистическим данным, в республике ежегодно из-за необеспеченности средствами индивидуальной защиты на производстве погибает свыше 20 человек, многие работники травмируются и получают увечья. По этой причине происходит около 30 % выявленных профессиональных заболеваний. <<<Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2000 г. № 865 «Об улучшении обеспечения работников средствами индивидуальной защиты»>>> предусмотрены меры по совершенствованию работы в этой сфере трудовых отношений. Во исполнение названного Постановления определены базовые предприятия по изготовлению средств индивидуальной защиты, подготовлен и утвержден постановлением Госстандарта от 30 мая 2001 г. № 19 Стандарт Республики Беларусь СТБ 5.2.14-2001 «Национальная система сертификации. Порядок проведения сертификации средств индивидуальной защиты». Министерством труда Республики Беларусь подготовлены и постановлением от 28 февраля 2001 г. № 12 утверждены Рекомендации по организации работы комиссии по контролю качества средств индивидуальной защиты, проводится работа по пересмотру типовых отраслевых норм выдачи средств индивидуальной защиты.
Изменение условий деятельности и форм собственности субъектов хозяйствования, роли отраслевых и местных органов государственного управления и другие причины обуславливают необходимость внесения изменений в организацию и координацию деятельности по вопросам охраны труда, установления соответствующих функций всех субъектов правоотношений в данной области.
В новых условиях хозяйствования большинство нанимателей нуждаются в создании необходимой инфраструктуры обеспечения охраны труда, включающей нормативное и информационное обеспечение, подготовку и повышение квалификации работников, а также в оказании методической помощи при разработке мероприятий по профилактике травматизма и профессиональной заболеваемости. Однако, в настоящее время соответствующие структуры и механизмы, обеспечивающие эти направления деятельности, практически не созданы.
Необходимо принятие соответствующих решений на всех уровнях управления и, прежде всего, повышения уровня организации охраны труда непосредственно на предприятиях и в организациях, обеспечения их необходимыми нормативными правовыми актами по вопросам охраны труда, создания соответствующих служб.