Оценка эффективности системы управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:00, практическая работа

Краткое описание

Цель работы заключается в проведении количественного и качественного анализа организационно-хозяйственной деятельности организации, получение практических навыков расчета.
Задачей работы является оценка эффективности системы управления организации. Результаты работы представить в виде таблиц.
Объектом работы было выбрано открытое акционерное общество ОАО «КАМАЗ».

Оглавление

Введение……………………………………………………………...3
Раздел 1. Общая характеристика деятельности организации объекта исследования……………………………………………….4
Раздел 2. Оценка эффективности системы управления…………16
Заключение…………………………………………………………21
Список использованных материалов………

Файлы: 1 файл

ГОУ ВПО.docx

— 65.03 Кб (Скачать)

Собственники и руководство

 

Уставный капитал «КАМАЗа» составляет 35,36 млрд. рублей. Акционеры завода:

    • 49,9 % акций принадлежит государственной корпорации «Ростехнологии»;
    • 27,3 % контролирует компания «Тройка Диалог»;
    • 11 % принадлежит компании Daimler (пакет в 10 % был продан «Даймлеру» компанией «Тройка диалог» за $250 млн в начале декабря 2008 года);
    • 4 % контролирует Европейский банк реконструкции и развития.

 

В то же время, у «КАМАЗа» имеется  много мелких акционеров (свыше 76 тыс. физических лиц).

В начале марта 2008 года был избран совет директоров КАМАЗа, в который вошли 15 человек, в том числе:

    • Мэр города Набережные Челны — Ильдар Шафкатович Халиков,
    • Начальник управления Росимущества — Иван Викторович Аксёнов,
    • Генеральный директор государственной корпорации «Ростехнологии» Сергей Викторович Чемезов.

Высшие руководители:

    • 1969−1981 — Васильев, Лев Борисович, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
    • 1981−1987 — Фаустов, Василий Алексеевич, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
    • 1987−1991 — Бех, Николай Иванович, Генеральный директор ПО «КамАЗ»
    • 1991−1997 — Бех, Николай Иванович, Президент, генеральный директор ОАО «КамАЗ»
    • 1997−2002 — Костин, Иван Михайлович, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»
    • 2002− н.в. — Когогин, Сергей Анатольевич, Генеральный директор ОАО «КАМАЗ»

 

Преимущества  продукции ОАО «КАМАЗ»

  • Простые в обслуживании, надёжные, качественные грузовые автомобили с низкими эксплуатационными расходами по оптимальным ценам;
  • Удовлетворение любых запросов потребителей;
  • Широкая география продаж: техника КАМАЗ работает в любых дорожных и климатических условиях – в районах Крайнего Севера, тропиках, зонах пустынь и высокогорья;
  • Развитая сервисная сеть в России и СНГ, предоставление гарантийного обслуживания до 75 тысяч км пробега автомобиля.

Всё это  позволяет компании совершенствовать автомобили марки КАМАЗ до уровня лидеров мирового автомобилестроения. ОАО «КАМАЗ» проводит на внутреннем рынке активную, сбалансированную и  самостоятельную ценовую политику, ориентируясь, прежде всего, на рыночный спрос и оптимальное соотношение  в критерии «цена+качество».

Клиенты ОАО «КАМАЗ» – предприятия всех отраслей экономики, где применяются грузовые автомобили, компании, занимающиеся грузовыми автоперевозками, региональные и городские автохозяйства России и стран традиционных продаж, естественные монополии, крупные корпоративные клиенты, государственные предприятия и учреждения, подразделения силовых министерств и ведомств. Крупнейшие потребители продукции ОАО «КАМАЗ» в нашей стране – Министерство обороны России, МЧС, «ГАЗПРОМ», «ЛУКОЙЛ», «СУЭК», «ТНК» и др.

 

Конкуренты

Участниками российского рынка грузовых автомобилей 14-40 тонн являются: ОАО «КАМАЗ», РУП  «МАЗ», автомобили иностранного производства, ОАО «АЗ «Урал», ХК «КрАЗ». По итогам 2010 года 88% продаж на российском рынке  осуществляют: ОАО «КАМАЗ», ОАО «АЗ  «Урал» и автомобили иностранного производства.

Повышение таможенных пошлин на подержанные иномарки стимулирует зарубежных автопроизводителей к организации сборки в России. VOLVO TRUCKS, SCANIA, MERCEDES-BENZ уже обозначили свою позицию по данному вопросу. Растут объемы производства на сборочных  заводах на территории России.  Активным проектом российской сборки на данный момент является проект самостоятельной  российской сборки грузовиков VOLVO и RENAULT.

Диаграмма показывает положение ОАО «КАМАЗ»  на российском рынке грузовых автомобилей  полной массой 14-40 тонн по итогам I квартала 2010 года.

Конкурентов российских производителей грузовой техники  на зарубежных рынках можно условно  разделить на три группы: автозаводы стран СНГ (прежде всего МАЗ, КрАЗ и УРАЛ), китайские и индийские производители (HOWO, SHANGSEE-MAN, FOTON, FAW, DONGFENG, TATA), a также мировые лидеры (MAN, VOLVO, Toyota, Scania, DAF, IVECO, Freightliner). 

 

Основные  показатели деятельности предприятия

 

Показатели

2008г.

2009г.

2010 г.

2010г. в % к 2009г.

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

6260174

6588319

6814953

3,4

Денежная выручка, тыс. руб.

57679743

68531682

76292714

11,3

Себестоимость товарной продукции, тыс. руб.

41787739

52469113

56676173

8,0

Затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

0,37

0,59

0,83

40,7

Фонд заработной платы, тыс. руб.

893155

926831

963622

3,9

Среднегодовая зарплата 1 работника, тыс. руб.

97,248

125,621 

169,594 

35,0

Балансовая прибыль, тыс. руб.

721151

1313083

4819915

267,1

Рентабельность основной деятельности, %

7,7

8,50

11,0

29,4

Среднегодовая численность работников, чел.

50893

51775

54928

6,1

Численность работников управления, чел.

3168

3205

3275

2,2

Оплата труда работников управления, тыс. руб.

306732

328239

342035

4,2

Общие расходы на управление, тыс. руб.

526861

544853

563727

3,5

Потери рабочего времени, чел.- дней

0,96

1,03

0,98

-4,9

Текучесть персонала, %

1,33

4,28

6,71

56,8

Внедрение НТП, млн. руб.

3079

4610

5812

26,1


Таблица составлена автором на основе данных РТС (www.rts.ru)

 

В настоящее  время «КАМАЗ» уверенно занимает свою позицию на рынке автомобильной  промышленности. ОАО «КАМАЗ» использует все свои возможные ресурсы для  большего наращивания клиентов и  уверенном лидерстве среди конкурентов. Развитие данного масштабного предприятия происходит путем партнерства с крупными предприятиями, что ведет к его активному расширению не только на территории России, но и на территории зарубежных стран.

Наиболее  перспективными регионами по темпам роста продаж продукции автомобилестроения являются Восточная Европа, Южная  Америка, Азиатско-Тихоокеанский регион.

Значительная  доля продаж автомобилей КАМАЗ в  дальнее зарубежье  приходится на страны  Азии, Африки. 

В экспорте появилась такая положительная  тенденция, как расширение рынков сбыта  за счет выхода на новые рынки и  возвращения на традиционные экспортные рынки КАМАЗ:

- увеличились  объемы  экспорта в  Румынию,  Польшу, Анголу, Алжир; 

- возобновились   поставки в Венесуэлу, Латвию, Саудовскую Аравию;

- вышли на новые рынки Африки, Юго-Западной Азии и Ближнего Востока (Зимбабве, Сенегал).

В целях  обеспечения дальнейшего развития компании ОАО «КАМАЗ» активно  участвует в процессах интеграции и кооперации, происходящих в мировом  автомобилестроении, что позволяет ОАО «КАМАЗ» быть в курсе мировых достижений в представляющих интерес для него областях, активно использовать новое для совершенствования своей продукции.

Основным  рынком сбыта грузовых автомобилей  марки «КАМАЗ» является Российская Федерация. Создание конкурентоспособной по показателям качества продукции, удовлетворяющей требованиям и ожиданиям потребителей является главной целью ОАО «КАМАЗ» в области качества и основой финансового благополучия компании и ее сотрудников.

Для сохранения доли ОАО «КАМАЗ»  на российском рынке планируется  вывод на рынок новых моделей тягачей, обладающими улучшенными потребительскими свойствами и по заложенному потенциалу ни в чем не уступающим аналогам западных производителей. Также в ОАО «КАМАЗ» ведутся разработки и испытания новых, более совершенных образцов армейских автомобилей для обеспечения потребностей Минобороны России. В том числе на базе шасси КАМАЗ было создано 195 новых моделей спецтехники.

 

Раздел 2. Оценка эффективности системы  управления

 

Проведем  оценку эффективности системы управления ОАО «КАМАЗ» используя суммарно-индексную  методику. По получившимся показателям  составим отчет, выделяя проблемные точки.

 

 

 

 

Исходные данные

Период

Денежная выручка, тыс. руб.

Среднеспи-   сочная численность, чел.

Численность работников управления, чел.

Расходы на управления, тыс. руб.

Оплата труда работников управления,тыс. руб.

Общий фонд оплаты труда, тыс. руб.

Себестоимость продукции, тыс.руб.

2008

57679743

50893

3168

526861

306732

893155

41787739

2009

68531682

51775

3205

544853

328239

926831

52469113

2010

76292714

54928

3275

563727

342035

963622

56676173

Таблица составлена автором на основе данных РТС (www.rts.ru)

 

 

 

Показатели экономичности  управления

Сравниваемые периоды

Удельный вес 

Работников управления в  общей численности среднегодовых  работников

Оплаты труда работников управления в общем фонде оплаты труда по организации

Расходов на управление в  денежной выручке организации

Оплаты труда работников управления в денежной выручке организации

%

Ур

%

Уоу

%

Уув

%

Уов

2008

6,22

1,0

34,34

1,0

6

1,0

4,4

1,0

2009

    6,19

0,99

35,42

1,09

7,5

1,25

4,9

1,11 

2010

5,96

0,96 

35,49

0,9

7,3

0,97

4,8

0,98

Уэк= (Ур+Уоу+Уув+Уов)/4

         

У эк 2009=0,955

         

У эк 2010=0,9925

         

 

 

Показатели результативности управления

Сравниваемые периоды

Приходится денежной выручки  на

Коэффициент окупаемости

Одного работника управления

1 руб.заработной платы работника управления

1 руб. расходов на управление

тыс. руб.

Уву

Руб.

Увз

Руб.

Увр

2008

18206,98

 1.0

188,05

1.0

109,48

1.0

1,38

2009

21382,74

1,17

208,79

1,11

125,78

1,15

1,31

2010

23295,55

1,09

223,06

1,07

135,34

1,08

1,35

Ур =(Уву+Увз+Увр)/3-(Кб-Ко)

     
               

Ур 2009=1,12

       

Ур 2010=1,183

       

 

 

Общая эффективность управления

Уэф =Ур+(1-Уэк)

     

У эф 2009=1,165

       

У эф 2010=1, 1875

       

Таблица составлена автором на основе данных РТС (www.rts.ru)

 

 

Применив  методику суммарно-индексной для оценки эффективности системы управления, можно рассчитать суммарный индекс эффективности ОАО «КАМАЗ» за период с 2009 по 2010 гг. Этот индекс свидетельствует об отношении показателя затрат и результата, т.е. об эффективности труда. По рассчитанным данным из таблицы видно, что данный индекс за 2009 год составил 0,955, что меньше 1. В 2010 году значение этого индекса возросло, правда, незначительно, и составил 0,9925, что также меньше 1. Результат возрос в 2010г. по сравнению с 2009г. на 3,9%. Следовательно, управление осуществляется с наименьшими затратами. Т.е. затраты на управления находятся в допустимых границах и являются адекватными.

Индекс результативности деятельности является показателем, отражающим степень достижения запланированных  результатов работы. В 2009 году результативность повысилась на 12%, а в 2010 году - на 18,3%. Показатель повысился на 6,3% в 2010г. по сравнению с 2009 г., что свидетельствует о степени достижения цели управления, ожидаемого состояния объекта управления.

Общая эффективность  как в 2009 году, так и в 2010 году характеризуется  положительной динамикой. Эффективность  в 2009г. повысилась на 16,5 %, в 2010г. – на 18,75%. Показатель в 2010г. увеличился незначительно – на 2,25%, но это свидетельствует о том, что ОАО «КАМАЗ» работает эффективно по всем параметрам. Хотя количество сотрудников и увеличилось, это не помешало эффективной работе, а даже наоборот, привела к хорошим результатам, что говорит о квалифицированности и профессиональности сотрудников компании. Можно утверждать, что поставленные задачи и цели предприятие выполнило.

 

Расчет комплексного показателя эффективности 

системы управления

                 

Код показателя

Наименование показателя

Базисное значение

Фактическое значение

Процент выполнения

Скорректиро-ванный показатель

Весовой коэффициент

Частный показатель эффективности, балл

01

Балансовая прибыль тыс. руб.

1313083

4819915

135,30

135 ,30

0,2

27,06

02

Объем товарной продукции, тыс.руб.

4837567 

6861341

141,83 

141,83 

0,1

14,183

03

Затраты на 1 руб.товарной продукции, коп.

0,59

0,83

140,68

59,32 

0,1

5,932

04

Производительность труда, тыс.руб./чел.

438,806  

560,585

127,75 

127,75

0,08

10,22 

05

Качество продукции, %

100

100 

100

100

0,07

7

06

Потери рабочего времени  на 1 работника, чел.-дней

0,98

0,96

97,96

102,04

0,03

3,0612 

07

Среднегодовая заработная плата 1 работника, тыс.руб.

125,621 

169,594 

135,00

135,00

0,01

1,35 

08

Текучесть персонала, %

4,28

6,71

156,78 

43,22 

0,02

0,8644 

09

Фондоотдача ОПФ, %

1,54

2,83

183,77

183,77

0,07

12,8639

10

Уровень трудовой дисциплины, балл

9

10 

111 ,11

111,11

0,03

3,3333

11

Соотношение темпов роста  производительности труда и заработной платы, %

87,3

94,8

108,59 

108,59

0,05

10,859

12

Внедрение результатов НТП, млн.руб.

3079

5812

188,76

188,76 

0,13

24,5388

13

Рентабельность продукции (продаж), %

8,50

11,0

129,41

129,41

0,01

1,2941

14

Фондоемкость, %

0,65

0,35

53,85

53,85

0,05

2,6925

15

 

Рентабельность собственного капитала, %

1,55

5,18

334,19

334?19

0,05

16,7095

 

Итого:

       

1

141,8381

Информация о работе Оценка эффективности системы управления