Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение нематериальной мотивации, которая представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
ВЕДЕНИЕ………………………. 3
1.ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ……………………………………………………...3
2.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОТИВАЦИИ…………………………………….6
3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ МОТИВАЦИЯ……………………...9
4.КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ТРУДА……………….14
5.НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ К ТРУДУ
5.1Социальные мотивации……………………………………………….17
5.2Моральная мотивация…………………………………………………19
5.3Психологическая мотивация………………………………………….22
6.ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..………………………………………………..25
7.АНАЛИЗ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА СПООО «БЕЛЮКС ЛТД»………………………………………
8.РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СТИМУЛИРОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА СПООО «БЕЛЮКС ЛТД»…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
1) обеспечение высокого уровня организации и содержательности труда - представляет собой материальный базис для построения всей системы мотивации труда. Это направление предполагает оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными (основными и вспомогательными) средствами труда с учетом потребностей работников, а также проведение мероприятий, направленных на количественные и качественные изменения рабочего задания и поля деятельности;
2) осуществление работы в безопасных и здоровых условиях труда - призвано усилить трудовую мотивацию персонала. Исследования показывают, что человеческий потенциал не может быть реализован в полной мере, если физические и санитарно-гигиенические условия производства неблагоприятны и человек беспокоится за свое здоровье и безопасность;
3) обеспечение возможности использования работниками социально-бытовой инфраструктуры предприятия, включая бытовое и медицинское обслуживание - наиболее тесным образом связано с качеством жизни. Многочисленные исследования, проведенные в экономически развитых странах, показали, что мотивация труда не ограничивается рабочим местом, она начинается в быту: во время отдыха и досуга. Именно этим обусловлен переход расходов на отдых, развлечения, культурные нужды в разряд первостепенных. Третье направление мотивации представляется особенно актуальным, поскольку сегодня оплата труда в республике не дает работнику возможности получить тот набор материальных и духовных благ, которым позволяет воспроизвести его способность к труду на качественно высоком уровне. В таком случае предприятие имеет возможность предоставлять ему свою социально-бытовую инфраструктуру на льготных условиях.
Так, например, в системе потребительской кооперации предприятия оплачивают абонементы в спортивные залы, бассейны, путевки для оздоровления, обеспечивают расходы по проведению спортивных и культурно-массовых мероприятий. Организации, союзы потребительских обществ предоставляют льготы при покупке жилья для руководителей, привлекаемых на работу [7, 105].
Три первых направления обусловлены наличием ориентира на содержание труда, который проявляется у тех работников, у кого более сильна внутренняя мотивация, создающая основу для восприятия труда как средства самореализации личности, а также у тех, кто имеет удовлетворение по основным материальным потребностям. Ориентир на лучшие условия труда, как правило, больше проявляется у женщин.
4) справедливое вознаграждение за труд и признание труда каждого работника - представляет собой важный этап организации стимулирования труда.
5) обеспечение работнику гарантий работы, возможности профессионального роста и развития дружеских отношений с коллегами - является одним из наиболее сложных проблем мотивации. Некоторые консервативно мыслящие руководители как в нашей республике, так и за рубежом не хотят рассматривать эту проблему, так как считают, что в условиях рынка предприниматель и сам решает, когда и кого уволить. Однако если руководитель предприятия ожидает от работников готовности повышать производительность и качество труда, он должен предоставлять определенные гарантии сохранения работы. Разумные гарантии работы для персонала делают любое предприятие более прибыльным и конкурентоспособным, поскольку являются довольно сильным ориентиром труда [7, 106];
6) корректное руководство персоналом – является одним из современных направлений мотивации труда, широко используемых в зарубежной практике. На работе человек проводит не менее 14% от общего фонда времени, отпущенного ему жизнью, и отношения с руководством часто имеют решающее значение. В связи с этим в целях повышения трудовой мотивации следует обеспечивать доверие к руководителям со стороны сотрудников, соблюдение прав личности на работе, стабильную кадровую политику на предприятии, уважение к подчиненным и преданность руководства и рабочих предприятию;
7) участие рабочих в принятии решений, затрагивающих их работу и интересы - предполагает согласование с работником определенных решений, принимаемых на рабочем месте, в рабочей группе. В результате реализуются потребности в участии, вовлеченности в дела предприятия, принятии на себя ответственности. Эти два направления взаимосвязаны и помогают поддерживать ориентацию на выполнение общественного долга. Этот ориентир выступал ведущим на протяжении значительного времени развития нашего государства и без дополнительной мотивации проявляется у людей старшего возраста, для которых труд осознанная необходимость [7,107].
5. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ К ТРУДУ
Социальные стимулы связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением занимать какое-то общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются возможностью участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, принимать решения; перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда. Следовательно, предполагается, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, им делегируются права и ответственность.
Трудовое поведение работника,
таким образом, в значительной степени
определяется не только материальными,
но и социальными стимулами, рабочей средой. Обстановка,
в которой осуществляется работа, существенно
влияет на отношение персонала к труду.
Менеджерам предприятия следует прикладывать
необходимые усилия для создания такой
обстановки, которая будет содействовать
решению стоящих задач и отвечать потребностям
сотрудников. Люди редко демонстрируют
свои потенциальные способности в атмосфере
отсутствия стабильности. Если человек
постоянно живет под реальной угрозой
увольнения, от него невозможно ждать
заинтересованности и максимальной отдачи
в работе. Чувство стабильности не просто
связано с наличием или отсутствием работы.
Люди также боятся утратить свое положение
или потерять уважение, которое испытывают
к ним другие. Многим нравится чувство
стабильности, которое они испытывают
в группе к которой принадлежат, что делает
особенно важным развитие
групповой работы. Большое значение имеет
стиль работы менеджера, поскольку формальное,
лишенное отзывчивости управление людьми
может уменьшить чувство безопасности,
что в свою очередь неблагоприятно отразится
на производительности труда
работников.
Один из наиболее эффективных способов увеличения вклада людей в работу фирмы заключается в оказании помощи их собственному развитию. Развитие и опыт неразделимы. Обратная связь с работой неотделима от развития людей, и она может быть сильнейшим фактором мотивации для еще больших достижений. Какие-то из усилий, предпринимаемых для развития, могут не устраивать сотрудников или быть не слишком желанными для них, поэтому важно активно вовлекать людей в принятие решений по поводу их собственного развития и роста. Лучшее обучение — то, которое увязывается с непосредственными функциями сотрудника и осуществляется на рабочем месте. [3, 120]
Поэтому менеджеру нужно давать подчиненным задания, связанные с реорганизацией производственного процесса. Сотрудникам следует поручать проекты, предполагающие необходимость проведения различных согласований. Это потребует от специалиста умения находить компромиссы, преодолевать сопротивление, разрешать конфликты, что будет обогащать людей новым опытом и способствовать, в конечном счете, росту их мотивации. Рабочая сила является самым стабильным из активных элементов производства. Если обновление оборудования производится в среднем за 5—6 лет, то период трудовой деятельности работника достигает 40 — 45 лет и больше. Само понятие квалификации приобретает динамизм: оно предполагает непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков в ходе творческого решения возникающих задач. Обучение превращается в неотъемлемую часть современного производственного процесса.
За рубежом обычно используются
две основные формы обучения персонала
компаний: внутрифирменная (курсы повышения
квалификации) и внешняя (специальные
школы, консультативные фирмы, учебные
центры и др.). Такие учебные центры
готовят учебные программы, варианты
деловых игр и так далее
обязательно совместно с
Моральные стимулы к труду связаны с потребностями человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным.
Личное признание подразумевает
Публичное признание выражается в широком распространении информации о достижениях работников в многотиражных газетах, выпускаемых организациями, на специальных стендах («досках Почета»), награждение особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесение их имен в специальные книги. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т. д.
К моральным стимулам относятся похвала и критика.
При правильной работе менеджера эти элементы морального стимулирования должны использоваться постоянно. Вслед за любыми достойными действиями исполнителей и даже незначительными результатами должна следовать похвала. К ней, однако, предъявляются некоторые требования. Похвала должна быть дозированной, последовательной, регулярной, контрастной (нужны перерывы, ибо, если слишком часто использовать этот метод; его действенность ослабляется). Кроме того, она должна иметь объективные критерии, так как неискренняя похвала или ее отсутствие демотивирует.
К критике следует подходить еще более разборчиво. Она должна стимулировать действие человека, направленное на устранение недостатков и упущений. Это возможно только при условии полной объективности. Правила применения критики: конфиденциальность; доброжелательность, создаваемая за счет ослабления обвинительного акцента, внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, самокритики; аргументированность; отсутствие категоричных требований признания ошибок и правоты критикующего; акцент на возможность устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь.
Одним из вариантов организации
работы сотрудников, способствующей более
высокой мотивации труда, является
работа по гибкому графику. Такой
метод предусматривает
За рубежом такой метод