Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение нематериальной мотивации, которая представляет процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
ВЕДЕНИЕ………………………. 3
1.ПОНЯТИЕ МОТИВАЦИИ……………………………………………………...3
2.ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ МОТИВАЦИИ…………………………………….6
3.ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ МОТИВАЦИЯ……………………...9
4.КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ТРУДА……………….14
5.НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ СТИМУЛЫ К ТРУДУ
5.1Социальные мотивации……………………………………………….17
5.2Моральная мотивация…………………………………………………19
5.3Психологическая мотивация………………………………………….22
6.ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА..………………………………………………..25
7.АНАЛИЗ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА СПООО «БЕЛЮКС ЛТД»………………………………………
8.РАЗРАБОТКА ПРЕДЛОЖЕНИЙ И РЕКОМЕНДАЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СТИМУЛИРОВАНИЕ НЕМАТЕРИАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ НА СПООО «БЕЛЮКС ЛТД»…..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Первой из указанных точек зрения придерживается украинский ученый А.С. Афонин: «Мотивация - это процесс стимулирования какого-либо конкретного человека или группы людей к деятельности, направленной на достижение цели организации» [7, 103]. В публикациях российских ученых Ю.Г. Грибина и И. Гущиной также не наблюдается разницы между мотивацией и стимулированием. Эту же точку зрения разделяют авторы учебника «Основы менеджмента» М. Альберт, М. Мескон и Ф. Хедоури.
В советской литературе мотивация труда одно время даже трактовалась еще более узко, как вознаграждение за труд в виде премий. В настоящее время эта точка зрения уже не рассматривается.
Мотивацию как совокупность внутренних побудительных сил - потребностей, интересов, ценностных ориентиров, идеалов, установок рассматривают психологи, на основе чего формируют свои взгляды и некоторые экономисты.
Третья точка зрения, которую разделяем и мы, объединяет понятия внутренней и внешней мотивации, что позволяет:
• рассматривать мотивацию шире, чем стимулирование;
• определить эту категорию как
одну из функций менеджмента, включив
тем самым в систему
• не отказываться полностью от психологической стороны вопроса, отведя ей внутреннюю сторону мотивационного процесса.
Мотивация представляет собой важнейшую функцию менеджмента, заключающуюся в активизации, стимулировании, управлении и реализации целенаправленного поведения людей по достижению их собственных целей и целей предприятия. Она базируется на совокупности внутренних и внешних движущих сил, которые заставляют человека действовать, определяют формы и границы действия, его направления, ориентацию на достижение определенной цели. При этом цель может быть разного уровня: от цели отдельного человека до цели страны в целом, а также разных видов (трудовая, хозяйственная, экономическая и т. д.).
Чтобы разобраться в многообразии видов мотивации, рассмотрим схему (Приложение рис. 1).
Во-первых, выделяем трудовую, предпринимательскую и хозяйственную мотивации. Трудовая побуждает человека к удовлетворению своих потребностей посредством трудовой деятельности. Предпринимательская отличается целевой направленностью, увеличением степени риска при стремлении к удовлетворению потребностей, зависимостью от внешней среды. Она появляется там и тогда, когда появляется предпринимательство. Хозяйственная мотивация объединяет эти две формы.
К наиболее распространенным современным теориям трудовой мотивации относятся: теория двух факторов Ф. Герцберга, теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приоритетных потребностей Д. МакКлелланда [7, 103].
Украинский экономист А.М. Колот предлагает отличать понятия «мотивация труда» «мотивация трудовой деятельности». По его мнению, вторая категория более широкая и включает кроме мотивации труда (побуждение к эффективному труду, который обеспечивает необходимость вознаграждения для удовлетворения материальных потребностей) мотивацию занятости, мотивацию развития конкурентоспособности работника, мотивацию подготовки к трудовому процессу. Вероятно, нет смысла вводить еще одну категорию видов мотивации, тем более что категории «труд» и «трудовая деятельность» являются идентичными.
В теории мотивации более необходимым является исследование категорий «внутренняя» и «внешняя» мотивация. Мотивацию можно назвать внутренний, когда мотивы порождаются самим человеком, внешней, когда они возникают под влиянием внешнего субъекта. Такой подход предложен Г.Т. Куликовым. Он же предлагает внешнюю мотивацию рассматривать в двух формах: как административную и экономическую. Административная означает выполнение работы по команде или указу, т. е. в результате прямого принуждения с соответствующими санкциями за выполнение. Она опирается на дисциплину труда, требования трудового договора или контракта. Б.М. Генкин рассматривает еще одну форму внешней мотивации - статусную, опирающуюся на служебное положение работника.
Ослабление мотивации трудовой деятельности наемных работников предприятий нашей страны является в настоящее время существенным препятствием экономического развития [7, 104].
3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ И ГРУППОВАЯ МОТИВАЦИЯ
Необходимо различать
Исследованиями установлено, что
одним из важных факторов мотивации
является личное признание менеджером
достижений сотрудника. Даже простая
просьба менеджера, обращенная к
подчиненному, принять участие в
подготовке того или иного решения
действует мотивирующе. Вариантами
личных мотивирующих приемов могут
быть: устное поздравление, письменное
поздравление, публичное поощрение,
продвижение сотрудника вверх по
карьерной лестнице и др. Между
тем, в большинстве случаев
На современном
Повышению эффективности работы способствует сплоченность («чувство локтя»), что выражается в тяготении членов группы друг к другу при достижении согласующихся между собой целей. Сотрудники должны понимать, что в первую очередь от их совместной работы зависит судьба предприятия. Не случайно многие ведущие западные компании перешли от конвейерной системы организации производства к более эффективной групповой работе. Как известно, для конвейерной системы в большей степени характерна обезличенная работа, в условиях которой работник выполняет однообразные, повторяющиеся операции в одиночку [3, 129].
Внедрение конвейерной системы в начале XX в. способствовало бурному развитию массового производства продукции. Поэтому переход к групповым методам работы может показаться неверным. Но на деле результаты свидетельствуют о том, что групповая система организации труда и его мотивации оказывается гораздо более эффективными. Система позволяет повысить понимание рабочими необходимости проявления заботы о судьбе своего предприятия и их прямого участия в достижении положительных результатов работы. Заинтересованность рабочих растет, что стимулирует резкое повышение производительности труда и сокращение текучести кадров. Не менее важным фактором, влияющим на эффективную производственную деятельность, являются функциональные возможности членов коллектива. Это индивидуальные особенности человека, закладываемые воспитанием и образованием и включающие в себя трудовые навыки данного работника, его квалификацию, способность к обучению, а также информированность и накопленный опыт. Идеи групповой мотивации положены в основу понятия корпоративная культура, которое получило широкое распространение в современной теории и практике менеджмента. Корпоративная культура — сумма общечеловеческих и профессиональных ценностей и убеждений, которые вместе с менеджером разделяют работники предприятия. Основные принципы формирования корпоративной культуры, которыми должен руководствоваться менеджер, сводятся к следующему: справедливая оценка труда, стимулирование ответственности; развитие инициативы, уважение к человеку, предоставление человеку возможностей для раскрытия его потенциала. Как же сформировать корпоративную культуру в коллективе? В первую очередь менеджеру необходимо всячески поощрять открытое и бескомпромиссное высказывание его сотрудниками различных мнений и точек зрения.
Например, девиз журнала Fortune (США) гласит: «Демонстрируй хладнокровие в кризисных ситуациях. Это побуждает окружающих хранить спокойствие и действовать продуманно. Стимулируй появление разных точек зрения. Если ты окружен людьми, которые говорят тебе только "Да", значит, либо ты сам, либо они занимают не свое место». Другим примером может служить принцип работы американской корпорации 1ВМ: «Каждая компания нуждается в истинных диссидентах. К счастью, в 1ВМ никогда не переводились люди, отказывающиеся ходить строем... Нам нравится, когда люди болеют за дело, не боятся высказывать свое мнение. Худшие из критиков более полезны, чем лучшие из подпевал» [3, 130].
Другим направлением формирования
корпоративной культуры является высокий
уровень этики, честность по отношению
к коллегам по работе, деловым партнерам.
Немаловажную роль в развитии корпоративного
начала может играть также делегирование
полномочий менеджера. Таким образом,
к числу наиболее распространенных
методов повышения мотивации
труда, и в первую очередь групповой,
относятся: использование различных
форм участия персонала в
Существует еще одна проблема. Каким
образом могут быть взаимосвязаны
мотивация работника и его
знание о компетентности руководителя
? Оказывается, если работник видит в своем
руководителе идеал, он избирает мотивом
своего поведения подражание его поведению.
В таком случае у руководителя не будет
или почти
не будет необходимости пытаться влиять
на этого подчиненного. И наоборот, если
подчиненный не следует пожеланиям вышестоящего
руководителя, у него отсутствует мотивация.
В этом случае предполагается, что результаты
трудового процесса не могут быть достигнуты
без угрозы наказания. Мотивация к выполнению
работы в этом случае будет зависеть от
условий, при которых работник либо добровольно
попытается повторить поведение своего
идеализируемого руководителя, либо будет
находиться в состоянии согласия с его
взглядами.
Менеджер должен знать, что мотивированный труд не всегда и не во всех случаях является производительным. Способности трудиться и мотивация к труду – это два самостоятельных фактора, которые могут в значительной степени варьироваться у разных работников [3, 131]. (Приложение рис.2).
Ясно, что лучшим для предприятия является работник А. Он компетентный, способный и одновременно мотивированный. Работник Б — способный, но не мотивированный. Он не желает работать эффективно и производительно. Чтобы такой работник стал работать так же производительно, как работник А , необходимо провести соответствующие методы повышения мотивации или выявить неудовлетворенные потребности. Работник В тоже проблематичен для предприятия, так как его желания не совпадают с его возможностями. Такой работник будет смотреться в коллективе как чрезмерно активный. Для получения преимущества от высокого уровня мотивации такого работника руководитель должен сделать акцент на повышении его возможностей (например, обучение или подбор такого места работы, на котором его возможности будут больше всего совпадать с его желаниями). Работник Г относится к той категории работников, от которых нужно постараться избавиться, так как расходы на их обучение и мотивацию вряд ли когда-либо окупятся в будущем [3, 132].
4. КОНЦЕПЦИЯ ГАРМОНИЗАЦИИ МОТИВАЦИИ ТРУДА
В условиях перехода к рыночной экономике появляется необходимость изменения подходов к мотивации на предприятиях. По сути дела, должен быть создан новый мотивационный механизм трудовой активности персонала. Основной целью построения такого механизма является обеспечение качества вкладом в общие результаты деятельности предприятия. Гармонизация мотивации труда включает систему мер, позволяющих повышать качество жизни работников в направлении мировых стандартов. При этом гармонизация не рассматривается в понимании приведения в состояние гармонии интересов предприятия и работника, хотя обеспечение качества жизни работников в соответствии с мировыми стандартами будет способствовать и увязке взаимных интересов. Мотивация труда в любых экономических условиях, с одной стороны, направлена на ценностные ориентиры и установки, с другой - обусловлена ими. В настоящее время можно выделить следующие обобщенные ценностные ориентиры, характерные для работников различных отраслей: на содержание труда и на лучшие условия труда; на материальное вознаграждение; на выполнение общественного долга. Ценностные ориентиры и установки сильно влияют на характер теорий и рекомендаций в области управления. В связи с этим гармонизацию труда на современном этапе следует осуществлять по следующим направлениям (Приложение рис. 3):