Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:31, курсовая работа
Главной целью работы является повышение мотивации сотрудников в организации. Для этого необходимо выяснить, что побуждает сотрудника к той или иной деятельности, какие ценности у него существует, а чем сотрудник может пренебречь.
Введение 3
1. Мировой опыт 5
1.1 Сущность мотивации и мотивационного процесса 5
1.2. Концепции и теории мотивации трудовой деятельности 7
1.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование» 13
1.4. Методики определения насущных потребностей у персонала организации 14
1.5. Методы удовлетворения различных потребностей у работников современной организации 15
1.6. Совершенствование системы мотивации 21
2. Российский опыт 23
2.1. Сущность мотивации и мотивационного процесса 23
2.2. Концепции и теории мотивации трудовой деятельности 24
2.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование» 25
2.4. Методики определения насущных потребностей у персонала организации 27
2.5. Методы удовлетворения различных групп потребностей у работников современной организации 28
2.6. Совершенствование системы мотивации 33
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения…………………………………………
Тестирование
может включать в себя как комплексное
исследование психологического климата
на предприятии, с применением батареи
тестов, так и оценку отдельных
факторов и характеристик с
Все это помогает понять, что
человеку нужно для
2.5. Методы удовлетворения различных групп потребностей у работников современной организации [2,3,4, 20]
На каждую группу потребностей имеются свои методы их удовлетворения. Рассмотрим подробнее методы удовлетворения материальных потребностей.
Материальные
потребности персонала
Люди, работая по найму в организации, трудятся, чтобы получить, прежде всего, материальное вознаграждение. Поэтому система оплаты труда в любой организации должна быть направлена на то, чтобы поощрять производительность, творчество, исполнительность и инициативу работников, все те качества, которые приводят к эффективному труду и достижению стратегических целей организации.
Соединение материальных интересов работников с целями организации позволяют последней привлекать и удерживать квалифицированный персонал, контролировать и управлять затратами на рабочую силу, выдерживая оптимальное количество работников.
Материальное денежное стимулирование включает несколько элементов: заработную плату, доплаты и надбавки, премии.
Центральную роль в данном стимулировании труда имеет заработная плата – это плата работнику за труд, за использование его рабочей силы. Целью основной заработной платы является мотивация в первую очередь добросовестного исполнения сотрудниками принятых на себя трудовых обязанностей. Базовая зарплата остается постоянной в течение достаточно продолжительного промежутка времени и впрямую не зависит от текущих результатов работы сотрудника.
Трудовой
менталитет россиян заставляет
относиться к данной экономической
мотивации, как к само собой разумеющейся.
Угроза потери работы не является самодостаточным
фактором, побуждающим к добросовестному
труду. Фиксированный оклад
Бонусы
или премиальные выплаты (переменная
часть денежного
Доплаты и надбавки могут носить компенсационный характер, то есть компенсировать отклоняющиеся от нормативных режим, условия труда, и стимулирующий характер – поощрять особую квалификацию, достижения в труде.
Доплаты,
как правило, носят гарантированный
характер и выполняют компенсационную
функцию. Надбавки же факультативны
и носят стимулирующий
Важное
направление материального
Наряду
с материальными денежными
Однако, в России не во всех компаниях используется дополнительная материальная мотивация с помощью премий.
Гарантированные государством социальные льготы обязательны для предприятий всех форм собственности и поэтому несут в себе не стимулирующую роль, а роль социальных гарантий и социальной защиты трудоспособных членов общества, имеющих работу. К таким льготам относятся ежегодный оплачиваемый отпуск, оплачиваемый больничный лист и так далее. Эти льготы носят обязательный характер. Но предприятие может предоставлять сотрудникам льготы, непредусмотренные законом. Это привлекает новых работников, снижает текучесть кадров, стимулирует эффективность и качество работы.
Социальный
пакет в настоящее время
У льгот есть также психологическая составляющая. Так как льгота не относится к зарплате, это вознаграждение в форме дарения, осуществляемого с целью вызвать положительную реакцию со стороны персонала. В такого рода стимулах факт дарения имеет особое значение для проявления важных характеристик персонала, определяющих его ресурсоемкость, отдачу в производственных и других структурах организации. Наиболее важными из них для российских условий являются: переживание, осознание проявляемой со стороны организации заботы о персонале независимо от ранга и занимаемого служебного положения; переживание, осознание уважения по отношению к работодателю; уверенность в организации, своего рода осознание защищенности.
Можно сказать, что социальные льготы помимо удовлетворения материальных потребностей у персонала, удовлетворяют потребность в безопасности и уверенности в завтрашнем дне.
Нематериальные потребности человека также возможно удовлетворить по средствам организации.
Смысл
понятия «нематериальный
В
качестве материальных стимулов могут
рассматриваться все моральные,
нравственно-психологические, социальные
и организационные ценности, которые
являются адекватными социально-
Существует
три основных направления нематериального
стимулирования персонала: моральное
стимулирование, организационное
Моральное стимулирование – это регулирование поведения работников на основе предметов и явлений, отражающих общественное признание. К ним относится награждение в виде медалей, знаков отличия, почетных грамот и так далее, информирование о заслугах и достижениях.
Организационное стимулирование – регулирование поведения работника на основе изменения чувства его удовлетворенности работой в организации, то есть организация труда таким образом, чтобы увеличить количество творческих элементов в работе, дать возможность продвижения по службе, профессионального роста и личного развития.
Стимулирование свободным временем – регулирование поведения работников на основе изменения времени его занятости. Предоставление отгулов, возможности выбора времени отпуска, перераспределение рабочего времени.
Разрабатывая систему нематериальной стимуляции работников, помимо прочего, необходимо учитывать и особенности, характерные для нашей страны в целом. Многие ценные работники в России считают нормальным работать преимущественно из соображений самореализации, значимости их труда, отодвигая на второе место материальный фактор, в стране исторически сложилось уважительное отношение к идейной составляющей труда. Этот факт подчеркивает значение нематериального стимулирования в России и предполагает обязательный индивидуальный подход к сотрудникам при разработке и внедрении системы нематериального стимулирования.
Кроме того, в нашей культуре традиционно большое значение имеет неформальное общение, дружба между коллегами. Многие ставят этот фактор на первое место, оставаясь в проверенном и дружном коллективе, отказываясь от более высоко оплачиваемой должности.
Не смотря на всю значимость нематериального стимулирования, у нас в стране встречаются успешные компании, которые не применяют методы нематериальной стимуляции персонала. Как правило, это происходит в фирмах, чья продукция пользуется повышенным спросом. Но как только предприятие вступит в жесткую конкурентную борьбу, при прочих равных условиях, участь компании, отказавшейся от нематериальной стимуляции, по сравнению с предприятием, на котором она есть, будет незавидной.
Материальное
и нематериальное стимулирование должны
сочетаться и активно дополнять
друг друга. При этом важно понимать,
что к каждому работнику
2.6. Совершенствование системы мотивации [17, 22, 23]
Теорию
мотивации необходимо знать, чтобы
грамотно составить программу
Если меняется среда, рынок, организация, которая должна быть адекватна изменениям среды и рынка, - точно так же должна меняться мотивация. Изменения рынка требуют изменения требований к персоналу – соответственно, должна меняться мотивация, чтобы сотрудники были адекватны задачам. Если изменений в системе мотивации не происходит, то факторы, которые внутри организации считаются мотивирующими, перестают работать или же начинают решать другие задачи.
Невнимательность к причинам исчезновения мотивации приводит к негативным последствиям, препятствует эффективной работе сотрудников, что напрямую влияет на экономический результат.
В современной России, в области мотивации персонала существую две основные проблемы.
Первая заключается в том, что среди российских компаний еще бытует мнение, что достаточно разработать стандартное положение о мотивации и стимулировании персонала, оформить его в виде приказа и оповестить о нем сотрудников, как система начнет действовать сама собой. На самом деле наиболее трудоемким и определяющим успех всего процесса является этап внедрения системы мотивации, который занимает большую часть от всех трудозатрат.
Чтобы не возникало больших проблем с внедрением нового в организацию, к чему многие из персонала относятся скептически, начинать выяснять мотивирующие факторы необходимо с момента отбора персонала. Чтобы выявить истинную внутреннюю мотивацию сотрудника, еще при приеме на работу руководству необходимо составить личный маршрут сотрудника, потому что с количеством времени, которое он будет работать в организации, тех задач, которые он будет решать, его мотивация будет меняться. То есть для начала надо выяснить, что конкретно человеку в данный момент от данной организации нужно, а потом – когда и что ему нужно сделать, чтобы это реализовать. В дальнейшем надо проводить регулярный анализ потребностей сотрудника, сопоставлять с его профессиональной деятельностью и условиями, которые организация ему предоставляет для реализации. Важно отметить, что мотивация будет работать только тогда, когда с сотрудником будет установлен четкий контракт: задача ставится – прописывается и обговаривается – выполняется – сотрудник получает желаемое. Этот «личный маршрут» позволяет строить прогноз продуктивности сотрудника во временной динамике. Он помогает узнать, будет ли сотрудник ставить высокую или низкую планку профессиональных достижений, какие стимулы будут способствовать продуктивности его работы.
Информация о работе Мотивация персонала в России и зарубежом