Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 23:31, курсовая работа
Главной целью работы является повышение мотивации сотрудников в организации. Для этого необходимо выяснить, что побуждает сотрудника к той или иной деятельности, какие ценности у него существует, а чем сотрудник может пренебречь.
Введение 3
1. Мировой опыт 5
1.1 Сущность мотивации и мотивационного процесса 5
1.2. Концепции и теории мотивации трудовой деятельности 7
1.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование» 13
1.4. Методики определения насущных потребностей у персонала организации 14
1.5. Методы удовлетворения различных потребностей у работников современной организации 15
1.6. Совершенствование системы мотивации 21
2. Российский опыт 23
2.1. Сущность мотивации и мотивационного процесса 23
2.2. Концепции и теории мотивации трудовой деятельности 24
2.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование» 25
2.4. Методики определения насущных потребностей у персонала организации 27
2.5. Методы удовлетворения различных групп потребностей у работников современной организации 28
2.6. Совершенствование системы мотивации 33
Заключение 38
Список литературы 40
Приложения…………………………………………
Четвертый уровень образуют потребности в самоутверждении, признании со стороны окружающих. Они удовлетворяются путем приобретения знаний, завоевания авторитета, лидерства, известности, получения публичного признания. Управление обладателями этих потребностей облегчает присвоение им титулов, званий, вручение наград и пр.
Наконец, на пятую ступень иерархии Маслоу поставил потребности в самовыражении и реализации своих потенциальных возможностей, причем относительно независимо от внешнего признания. Для удовлетворения таких потребностей человек должен иметь максимальную свободу творчества, выбора средств и методов решения стоящих перед ним задач. Поскольку с развитием личности расширяются ее возможности, потребности в самовыражении никогда не могут быть полностью удовлетворены.
В концепции Маслоу имеется ряд слабых мест. Она не учитывает индивидуальные особенности людей, влияние, которое оказывают на потребности ситуационные факторы; настаивает на жесткой последовательности при переходе от одного уровня потребностей к другому только в направлении снизу — вверх; считает, что удовлетворение потребностей верхней группы приводит к ослабеванию их воздействия на мотивацию. Практика же показывает, что потребности не имеют хронологической последовательности и могут накладываться друг на друга.
В ряде случаев положения теории Маслоу оспариваются другими сторонниками содержательного подхода, среди которых, например доктор философии Гарвардского университета Д. Мак-Клелланд, выдвинувший теорию приобретенных потребностей. В ней по-своему представлены высшие уровни потребностей Маслоу, причем уже без иерархичности. Автор выделяет три их вида: в успехе, во власти и в причастности.
Потребность в успехе проявляется как стремление человека достигать поставленных целей более эффективно, чем прежде. Эти цели многие люди предпочитают ставить самостоятельно, и в случае результата и успеха, с удовольствием берут на себя персональную ответственность за дело.
Потребность в причастности реализуется через поиск и установление хороших отношений с окружающими, получение от них поддержки. Для ее удовлетворения обладателям ее необходимы постоянные широкие контакты, обеспеченность информацией и так далее.
Потребность во власти состоит в стремлении оказывать влияние на людей, брать на себя ответственность за их действия. Однако в данном случае речь идет не только об административной власти, но и власти авторитета, власти таланта и т.п. Как мы уже видели, одни люди ищут власти ради самой власти, ради того, чтобы командовать окружающими, утверждаясь таким образом в собственных глазах; другим нужна власть для решения назревших проблем организации, которые они понимают лучше других и готовы взвалить на себя все связанные с этим тяготы. Именно последнюю форму потребности Мак-Клелланд считает главной для менеджера.
Л.
Портер и Э. Лоулер разработали комплексную
процессуальную теорию мотивации, включающую
элементы теории ожидания и теории
справедливости, описанных выше. В
их модели присутствуют пять переменных:
затраченные усилия, восприятие, полученные
результаты, вознаграждение, степень
удовлетворения. В соответствии с
созданной моделью можно
Более подробно проанализировав элементы модели Портера-Лоулера, можно лучше понять механизм мотивации. Уровень затрачиваемых человеком усилий зависит от ценности вознаграждения и того, насколько сам человек верит в эту связь. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Теория также рассматривает возможные связи между результатами труда и вознаграждением (внешним и справедливым), которые могут означать, что в первом случае результативность труда определенного сотрудника и выдаваемое ему вознаграждение зависят от возможностей, определяемых руководителем для конкретного сотрудника и всей организации в целом. Во втором случае – что в соответствии с теорией справедливости люди имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты. Удовлетворение – это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение выступает в качестве измерителя того, насколько ценно вознаграждение для конкретного работника. Эта оценка будет влиять на восприятие сотрудником организации ситуаций, которые будут возникать в дальнейшем процессе работы.
Один
из наиболее важных выводов теории
Портера-Лоулера состоит в том,
что результативный труд ведет к
удовлетворению. Это прямо противоположно
мнению, которое исповедует на этот
счет большинство руководителей
организаций. Руководители находятся
под влиянием более ранних теорий
человеческих отношений, полагавших, что
удовлетворение ведет к достижению
высоких результатов в труде
Проанализировав факторы ожидания можно сделать вывод, что при высоких ожиданиях работника, отличных результатах его работы и большой степени удовлетворения полученным вознаграждением наблюдается сильная мотивация.
Теория ожиданий показывает неоднозначность восприятия вознаграждения разными людьми и уникальность мотивационной структуры каждого человека. Теория ориентирует на целый ряд параметров установления мотивационного климата, способствующего эффективному труду работников.
Восприятие справедливости носит ярко выраженный субъективный характер, поэтому желательно, чтобы информация о факторах, определяющих вознаграждение и его величину должна быть широко доступна всем работникам. Важно учитывать комплексную оценку вознаграждения, в которой оплата труда играет хотя важную, но не единственную роль. Кроме этого мотивирующая роль равенства существует при высоком исполнительском уровне работы фирмы, в случае низкого исполнительского уровня равенство играет демотивирующую роль.
В
модели Портера-Лоулера
Основной вывод: высокая результативность труда является причиной удовлетворенности, а не ее следствием.
В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается с точки зрения тех обстоятельств, которые направляют усилия человека на достижение различных целей, стоящих перед организацией.
Процессуальные теории мотивации исследуют выбранный тип поведения человека в процессе достижения поставленных перед ним целей. Теория ожидания В. Врума базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным и необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им блага. Для предпринимателя желаемое благо, это успешная деятельность его фирмы и максимизация прибыли.
Ожидания
можно рассматривать как оценку
данной личностью вероятности
Анализируя мотивацию трудовой деятельности, теория ожидания выделяет три важные взаимосвязи: затраты труда – результаты, результаты – вознаграждение и валентность (удовлетворение этим вознаграждением). Взаимосвязь затраты труда – результаты. Если работник понимает, что прямой связи между затраченными усилиями и достигнутыми результатами нет, то мотивация становится крайне слабой. Взаимосвязь результаты – вознаграждение. Мотивация ослабевает, если работник не видит связи между достигнутыми результатами и желаемым вознаграждением. Если человек уверен, что при разумных затратах ему не достичь результаты, за которые будет вознаграждение, мотивация ослабевает. Валентность – это предполагаемая степень относительного удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения определенного вознаграждения. Если валентность низка, то есть ценность вознаграждения незначительна, то мотивация будет слабой.
1.3. Понятия «мотивация» и «стимулирование» [6]
Мотивация – процесс стимулирования себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общественных целей организации/
Стимулы, которые использует организация, можно разделить на две группы: внешние и внутренние, внешние в свою очередь делятся на материальные и нематериальные.
К внешним денежным стимулам относятся заработная плата, премии, надбавки, участие в капитале и прибыли.
К внешним неденежным относятся предоставление льготных путевок на отдых и лечение, организация рабочих мест, условия бытового обслуживания на предприятии.
Внутренние стимулы опираются на внутренний мир человека, его психологические особенности. К внутренним стимулам относятся:
Моральные,
они отражают потребность в признании,
реализуются с помощью
Творческие, наращивают потенциал людей, реализуются через создание творческой обстановки, участие в конференциях и семинарах.
Социальные,
отражают потребность человека в
самоутверждении, социальном статусе,
власти. Удовлетворяются через
Социально-психологические,
это потребность людей в
1.4. Методики определения насущных потребностей у персонала организации [15]
В основе любой деятельности человека лежат потребности. Все мы испытываем не только потребность в пище, сне и защите, но и потребность в признании, общении, самореализации, успехе. Мотив – побудительная причина к какому-либо действию. Таким образом, можно сказать, что любая деятельность человека мотивирована, иначе она не имела бы смысла.
По мнению западных менеджеров, на фирме необходимо периодически (один – два раза в год) проводить профессиональную и личную оценку персонала. Это позволяет увидеть сильные и слабые стороны сотрудников, сформулировать планы обучения, создать гибкую систему мотивации персонала.
Западные ученые особо выделяют следующие функции оценки персонала организации:
Административная
– необходимо определить степень
эффективности труда
Информационная – сообщить подчиненным, насколько эффективно они выполняют свои обязанности. Им дается возможность исправить поведение, узнать свои слабые и сильные стороны.
Мотивационная оценка результатов трудовой деятельности – важное средство мотивации поведения людей. Оценка позволяет определить наиболее выдающихся работников, поднять уровень их достижений.
Все эти функции взаимосвязаны, то есть информация, ведущая к административному решению о повышении по службе должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
Оценка персонала включает несколько этапов и бывает разных видов: матричный, система производственных характеристик, метода групповой дискуссии, метод заданной бальной оценки, 360 градусов. Непосредственно мотивацию персонала можно узнать благодаря личным беседам и различным тестам (см. приложение 1).
По итогам оценки, менеджеры делают выводы о профессиональной пригодности персонала, об изменении приоритетов служащих, о возникших потребностях. Потребности можно разделить на материальные и нематериальные. Исходя из того, какие преобладают, менеджер составляет индивидуальную программу мотивации, способы удовлетворения потребностей.
Информация о работе Мотивация персонала в России и зарубежом