Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:08, курсовая работа
В России процесс формирования систем стимулирования труда происходит в сложных социально-экономических условиях. В стране не так много успешных предприятий. На каждом из них стараются создать свою собственную модель мотивации и стимулирования с учетом реальных условий экономической среды. Причем, некоторые топ - менеджеры формируют свои модели мотивации, основываясь по-прежнему на советском опыте, многие из прозападно ориентированных компаний внедряют на своих предприятиях зарубежные управленческие технологии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Cистемы стимулирования труда на предприятии
1.1 Сущность и значение процесса стимулирования труда на предприятии
1.2 Основные методы исследования системы стимулирования труда
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Строймех»
2.1 Общие сведения об ООО «Строймех»
2.2 Организация стимулирования труда в ООО «Строймех»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вознаграждение за конечный результат выплачивается из фонда оплаты труда за достижение определенных результатов деятельности предприятия (организации), а также отдельных структурных подразделений. Вознаграждение стимулирует групповые интересы, поощряет коллективизм в достижении конечных результатов производства и чаще всего распределяется по коэффициенту трудового участия или вклада (КТУ, КТВ). На практике вознаграждения выплачиваются за следующие результаты:
увеличение объема товарной продукции, работ и услуг;
рост производительности труда (выработки);
повышение качества продукции, работ и услуг;
экономию ресурсов (материальных, технических, финансовых, энергетических);
другие виды достигнутых результатов.
Как правило, конечные результаты указываются в годовых и квартальных планах, и в случае их перевыполнения появляется дополнительный фонд оплаты труда, который идет на выплату вознаграждения.
Премия за основные результаты так же, как и вознаграждение, стимулирует достижение конечных результатов предприятия или структурного подразделения в целом, однако выплачивается из прибыли предприятия. Материальная помощь выплачивается из фонда материального поощрения за счет прибыли и имеет целью обеспечение социальных гарантий и благ для работников за счет предприятия. Материальная помощь выплачивается в виде компенсационных выплат в чрезвычайных или экстремальных ситуациях.
Социальные гарантии включают в себя обязательства предприятия выплачивать работникам компенсации и пособия по истечении каждого года или при возникновении форс-мажорных обстоятельств. 4; 141
Совокупность понятий, характеризующих оплату труда, дана.
В интенсификации производства, обеспечении высоких темпов технического прогресса и роста производительности труда высока роль материальных и моральных стимулов к труду. Организация материального и морального стимулирования должна быть направлена на рост заинтересованности каждого работника в рациональном использовании рабочего времени, освоении передовых приемов и методов труда, лучшей организации рабочих мест.
Практически материальное стимулирование труда осуществляется путем применения различных форм и систем заработной платы и премирования. Другая сторона проблемы материального стимулирования труда - это материальная ответственность работников за тот ущерб, который они наносят обществу и организации в результате своих неправильных действий или бездействия.
Моральное стимулирование труда связано, прежде всего, с ответственностью работников за выполненную работу; с общественным признанием заслуг отдельных рабочих, специалистов и руководителей.
На практике материальное и моральное стимулирование труда должно служить действенным средством, стимулирующим своевременное и качественное выполнение каждым работником возложенных на него трудовых обязанностей.
В современной практике многие фирмы используют дополнительные методы стимулирования.
К дополнительным методам стимулирования можно отнести:
-ценные подарки;
-моральные поощрения;
-отгулы, дополнительные отпуска;
-привлеченные
средства персонала по
-долевое участие персонала в прибыли;
-продажа акций компании.
Наряду с дополнительными методами стимулирования российские преуспевающие компании в качестве метода стимулирования труда своих работников используют различные льготы:
-оплата жилья;
-организация отдыха (льготный проезд, оплата бензина и т.д.);
-обучение за счет компании;
-страхование;
-предоставление ссуд;
-оплата общественного гражданства.
В системе научной организации труда весьма важное значение имеет укрепление дисциплины труда и повышение творческой активности работников. Дисциплина труда определяется отношением работников к труду. Дисциплина - необходимое условие наиболее эффективного достижения поставленных задач.
Уровень дисциплины
труда в организации
Работник осознал свою значимость на рынке труда. И для него стало важно, чтобы его вклад в дело компании был достойно оценен. "Уход сотрудника в первую очередь заостряет внимание руководства на основном способе удержания - материальном стимулировании. Система должна прорабатываться очень тщательно, - отмечает руководитель группы подбора персонала кадрового центра "ЮНИТИ" Ольга Калинина. При этом многие компании пришли к необходимости применения постоянной и переменной части оплаты для всех категорий персонала".
Постоянная составляющая, прежде всего должна периодически индексироваться с учетом инфляции и состояния рынка труда. Причем этот подход одинаково актуален как для определения оклада рядового сотрудника, так и топ-менеджера. Что касается постоянной части оплаты труда топ-менеджмента, то тут подходы к определению средней рыночной цены более индивидуальны, но также актуальны. Но при этом у каждого кандидата, который соответствует определенному уровню требований, существует представление о его цене, что, по мнению директора по персоналу инвестиционно-строительного холдинга RBI Юлии Маевской, и является нижней границей рынка. "Что бы ни предлагала компания в качестве стимулов, не будет иметь результата, если предлагаемый доход не будет соответствовать рыночному", - поясняет она.
Система бонусов и премиальных важна не только для удержания, но и для стимулирования работы персонала. "Она разрабатывается для всех категорий сотрудников, но при этом учитывается и уровень, и направление деятельности работника, - отмечает руководитель отдела кадров компании "Правовест" (продажи и обслуживание систем "Консультант Плюс") Катерина Прохорова. - При построении системы необходимо, чтобы в качестве базы использовались те показатели, которые зависят от эффективности работы конкретного сотрудника. Она может включать в себя такие выплаты, как: бонусы по результатам работы, вознаграждение по показателям деятельности, фиксированная выплата за высокое качество труда, квалификацию, стаж". 36; 28
"Однако при
разработке системы поощрения
очень важно, чтобы в итоге
она была понятна сотрудникам",
- считает Ольга Калинина. Нередко
причинами ухода сотрудника с
предыдущего места работы
Однако если рассматривать различия в системе материального стимулирования для различных категорий персонала, с высшим управленческим составом все обсуждается индивидуально. Помимо выплат бонусов, все чаще заходит разговор об использовании опционных программ. Они дают право купить акцию фирмы по определенной цене в течение фиксированного периода, что помогает стимулировать менеджеров работать на длительную перспективу, поскольку размер компенсации зависит не только от прибыли, но и увеличения стоимости компании. 36; 31
Социальные программы, предлагаемые работодателем, являются в последнее время неотъемлемой составной частью компенсационного пакета. Но с точки зрения сотрудника эти элементы мотивации, скорее, не служат оценкой его труда, как зарплата, а важны для решения определенных жизненных проблем. При этом сотрудники могут выделять в качестве важных, совершенно различные программы. Приоритеты чаще зависят от возраста и социального статуса работника.
"Большинство компаний на рынке предлагает почти стандартный соцпакет, - поясняет Катерина Прохорова, различия в его наполняемости четко определяются в зависимости от уровня должности работника. Однако в некоторых случаях влияние оказывает и направление деятельности сотрудника". К примеру, оплата расходов на бензин или мобильную связь часто предоставляется сотрудникам среднего звена, если это является необходимым условием организации их работы.
Несмотря на то, что в большинстве случаев наполнение соцпакета в компаниях усреднено, дополнительные гарантии могут стать своеобразным "якорем", считает Ольга Калинина, и помочь удержать сотрудника. Но для этого необходим внимательный индивидуальный подход к потребностям каждого работника. Если сотрудник считает, что выполняет слишком простые функции, которые не соответствуют уровню его компетенций, то постепенно он приходит к мысли, что его не ценят как профессионала. Просить повышения готов далеко не каждый, поэтому нередко переход в новую фирму является для сотрудника очередным шагом в его карьере. Особенно актуальна возможность роста и для молодых специалистов, которые готовы работать "на будущее" в компании, если видят перед собой перспективы продвижения.
Если для работодателя в первую очередь важны профессиональные качества работника, то последний в любой ситуации остается человеком и нередко покидает компанию, не найдя в ее корпоративной культуре соответствия его нравственным нормам. И, наоборот, моральный комфорт на рабочем месте может стать весомым удерживающим фактором и действенным мотиватором.
Еще один элемент корпоративной культуры определяет взаимодействие сотрудника внутри коллектива. В этом направлении компании уделяют большое внимание сплочению сотрудников в единую команду на работе, в учебе и на отдыхе. "Участие в различных корпоративных мероприятиях, - отмечает Катерина Прохорова, - обучающих семинарах, спортивных состязаниях, внутрифирменных соревнованиях помогает наладить работу коллектива. Общение в неформальной атмосфере позволяет коллегам лучше понимать проблемы друг друга и сблизить мнения по общим вопросам". Одновременно сотрудник, ощутив себя частицей целого, уже в меньшей степени будет нацелен на смену работы.
Помимо коммуникаций внутри коллектива, влияние на удовлетворенность сотрудника оказывает его отношение к содержанию труда. Поэтому, оценивая подходы компании к мотивации сотрудников, необходимо учитывать и такие факторы, как разнообразие задач, осознание им значимости выполнения конкретного участка работы в конечном результате всей компании, а также его информированность о результативности его усилий.
Несмотря на различия в размере компенсаций и гарантий, системный должен включать набор методов материального, социального, профессионального и личностного стимулирования. Построенная таким образом система мотивации окупает себя в короткие сроки, поскольку компания не только снижает затраты на поиск и адаптацию нового персонала, но и стимулирует сотрудников к приумножению эффективной работы. 17; 472
Работа должна
создавать у работника ощущение
личного вклада в выпускаемую
продукцию или оказываемые
Таблица 1.6 - Способы экономического стимулирования
Персонал | Вознаграждения | |
Торговая группа | Индивидуальные
комиссионные с объемов продаж
Индивидуальная премия за вклад в общую прибыль Групповые комиссионные с увеличения объемов продаж за прошлый год Групповая система долевого участия в прибыли Продвижение на более престижные должности с более высокой зарплатой |
|
Производственные рабочие | Групповая сдельная
система оплаты труда
Премии за досрочное завершение работы Премии за сверхурочную работу Общая схема долевого участия в прибыли |
|
Секретарь | Вознаграждение
за сверхурочную работу
Общая схема долевого участия в прибыли Повышение до управляющего офисом |
|
Управляющий производством | Вознаграждение
за сверхурочную работу
Часть групповой производственной премии Общая схема долевого участия в прибыли Предложение о долевом участии в бизнесе |
|
Приведенный список не является исчерпывающим. Он демонстрирует принципиальную разницу подхода к разработке систем экономического стимулирования по группам персонала. Из него видно, что, например, система вознаграждения за сверхурочную работу обладает значительно большей универсальностью, чем схема долевого участия в бизнесе.