Мотивация и стимулирование деятельности как факторы повышения результативности труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

В России процесс формирования систем стимулирования труда происходит в сложных социально-экономических условиях. В стране не так много успешных предприятий. На каждом из них стараются создать свою собственную модель мотивации и стимулирования с учетом реальных условий экономической среды. Причем, некоторые топ - менеджеры формируют свои модели мотивации, основываясь по-прежнему на советском опыте, многие из прозападно ориентированных компаний внедряют на своих предприятиях зарубежные управленческие технологии.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Cистемы стимулирования труда на предприятии
1.1 Сущность и значение процесса стимулирования труда на предприятии
1.2 Основные методы исследования системы стимулирования труда
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Строймех»
2.1 Общие сведения об ООО «Строймех»
2.2 Организация стимулирования труда в ООО «Строймех»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Doc2.doc

— 402.00 Кб (Скачать)

На предприятиях с низким уровнем зарплаты эффективны внешние стимулы: премии, социальные гарантии и тому подобное. Модель "кнута и пряника" Тейлора здесь вполне приемлема. Мотивационные факторы средне- и высокооплачиваемых работников разнообразнее и включают в себя внутренние стимулы. Один из важнейших - профессиональный рост. За переподготовкой кадров должны последовать повышение в должности, выполнение более сложных задач, увеличение зарплаты.

В любой организации  процесс стимулирования во многом зависит  от организационной культуры.

Если персонал хочет работать, квалифицирован, предан фирме и активен, то он обеспечит  все необходимое - и постоянный приток клиентов, и высокое качество, и прибыль, и успешное развитие бизнеса. В этом случае организационная культура оказывается внутренней энергией, жизненной силой компании, мощным инструментом в борьбе с конкурентами, выступая в качестве важного фактора, мобилизующего скрытые резервы человеческих ресурсов компании.

Рассмотрим влияние, оказываемое культурой организации  на ее персонал в направлениях, задаваемых функциями организационной культуры.

В отношении  работников организации культура выполняет следующие функции:

адаптивную - обеспечивает вхождение новичков в организацию;

регулирующую - обеспечивает поддержание правил и  норм поведения;

ориентирующую - направляет действия членов организации  в нужное русло;

интегрирующую - объединяет действия всех членов организации;

мотивирующую - побуждает сотрудников активно  участвовать а делах организации.

Хотя традиционные факторы мотивации труда в  организациях - заработная плата и  продвижение по служебной лестнице - по-прежнему оказывают доминирующее влияние на персонал, в последние годы организационной культуре отводится все большее значение в мотивации деятельности работников фирмы.

Необходимо отметить, что в связи со сменой ценностных ориентации, как в обществе в целом, так и в организациях, в частности, в настоящее время в качестве преобладающих мотиваторов человеческой деятельности выделяются следующие:

любимое дело;

интересная работа;

дружный сплоченный коллектив;

свобода деятельности.

В связи с  тем что все эти мотиваторы имеют социально-психологическое происхождение, организационная культура не просто дополняет заработную плату и карьерный рост в процессе мотивации работников, но даже постепенно начинает превалировать в данном тандеме. 
 
 
 
 
 
 
 
 

При описании мотивационного процесса используются два неравнозначных понятия: стимулирование и мотивация. Это можно увидеть на рисунке 1.3

Рисунок 1.3 - Соотношение  понятий "стимулирование" и "мотивация"

Система стимулирования на предприятии должна четко определять свои цели, устанавливать виды стимулирования в соответствии с достигаемыми результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения.

Таким образом  процесс стимулирования должен быть целевым и гласным, потому что  ожидать от сотрудников улучшения  эффективности и качества выполняемой работы можно только тогда, когда они знают, что их труд оплачивается справедливо.

Система стимулирования должна соответствовать принципу: оплата должна соответствовать труду. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Основные методы  исследования системы  стимулирования труда: российский и зарубежный опыт

Стимулирование, как способ управления трудовым поведением работника состоит в целенаправленном воздействии на поведение персонала  посредством влияния на условия  его жизнедеятельности, используя  мотивы, движущие его деятельностью. В широком смысле слова стимулирование - это совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Стимулирование предполагает наличие у органов управления набора благ, способных удовлетворить значимые сегодня и сейчас потребности работника и использовать их в качестве вознаграждения за успешную реализацию трудовых функций. 7; 194 Различают моральное, организационное и ряд других видов стимулирования, часть которых представлена в таблице 1.2

Таблица 1.2 - Виды стимулирования

 
Форма стимулирования Основное содержание  
1 2  
1. Заработная  плата

(номинальная)

Оплата труда  наемного работника включает основную (сдельную, повременную, окладную) и  дополнительную (премии, надбавки, доплаты  за условия труда, совместительство, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничный дни, за сверхурочную работу) заработную плату.  
2. Заработная  плата

(реальная)

Обеспечение реальной заработной платы путем:

1.Повышение тарифных  ставок в соответствии с устанавливаемым  государственным минимумом;

2.Введение компенсационных выплат;

3. Индексация  заработной платы в соответствии  с инфляцией.

 
3. Бонусы Разовые выплаты  из прибыли предприятия (вознаграждения, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом - это годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой заработной платы. Различают следующие виды бонусов: за отсутствие прогулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой).  
4. Стимулирование  свободным временем Регулирование времени по занятости путем: 1) предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора отпуска и т.д.; 2) организация гибкого графика работы; 3) сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.. редоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора отпуска и т.д.;  
5. Трудовое  или организационное стимулирование Регулирует  поведение работника на основе измерения  его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижении по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки.  
6. Продажа  товаров, выпускаемых организацией  или получаемых по бартеру Выделение средств  на скидку при продаже этих товаров.  
7. Стипендиальные  программы Выделение средств  на образование (покрытие расходов на образование на стороне).  
8. Программы  обучения персонала Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения).  
9. Организация  питания Выделение средств  на организацию питания на предприятии; выплату субсидий на питание.  
10. Программы  медицинского обслуживания Организация медицинского обслуживания или заключение договоров  с медицинскими учреждениями. Выделение средств на эти цели.  
11. Оплата  транспортных расходов или обслуживание  общественным транспортом Выделение средств  на: 1)оплата транспортных расходов; 2)приобретение транспорта: а) с полным обслуживанием (транспорт с водителем руководящему персоналу); б) с частичным обслуживанием лиц, связанных с частыми разъездами.  
     

Социальный пакет. В отдельную группу способов можно выделить социальные стимулы (соцпакет), регулирующие прежде всего потребности в безопасности. В России старые механизмы удовлетворения этой потребности (пенсионное обеспечение, медицинская помощь и т.д.) разрушены, а новые не созданы. Поэтому данная группа особенно важна. 14; 313 Представление о некоторых видах социальных стимулов дано в таблице 1.3

Таблица 1.3 - Виды социальных стимулов

 
Стимулы Достоинства и  недостатки стимула  
Оплата  найма жилья, расходов на жилье Большие расходы  для работодателя. Налоговые льготы  
Предоставление  машины, оплата расходов на ее содержание, транспорт, автобус фирмы Экономия за счет оптовых продаж услуг. Налоговые льготы.  
Питание на работе Экономия за счет оптовых продаж услуг. Налоговые  льготы.  
Оплата  занятий спортом, клубов, баз отдыха Экономия за счет оптовых продаж услуг. Налоговые  льготы.  
Учеба, повышение квалификации Большие расходы для работодателя. Налоговые льготы  
Туристические поездки Экономия за счет оптовых продаж услуг.  
Пикники Экономия за счет оптовых продаж услуг. Небольшие  расходы для работодателя.  
Дополнительные  отпуска, выходные. Большие расходы  для работодателя.  
Гарантии  по кредиту Небольшие расходы  для работодателя.  
Кредиты Небольшие расходы  для работодателя.  

Сегодня много  говорится о мотивации работников, о том, как важно, чтобы производительность труда росла, клиенты оставались довольны, а сотрудники с энтузиазмом и отдачей работали на благо компании. Руководство любой компании, с одной стороны, понимает важность таких мер, как моральное и материальное стимулирование, а с другой - ужасно жаль тратить на это деньги и силы, вроде работали люди без этих льгот, может, и дальше все будет так же. Тогда, какую бы систему мотивации мы не придумали, - работать она не будет. Потому что самое главное, чтобы все предлагаемые меры, направленные на персонал, были осознаны и получили бы поддержку руководителей любого уровня в компании. Только тогда мотивация будет не теоретическим изыском и сказкой, а станет реальным инструментом, способным помочь решить непростую задачу управленца по руководству персоналом.

Многие методы стимулирования персонала не новы, они есть в учебниках по мотивации, про них пишут в прессе, часть из них можно просто взять из практики (люди приносят с собой эти идеи, приходя из других компаний, просто как свои пожелания и т. п.). Однако самым важным при построении системы мотивации в любой компании не только построить саму систему, но и претворить ее в жизнь. Идея использования мотивации в компании должна быть созревшей и осознанной.

Стимулирование  должно соответствовать потребностям, интересам и способностям персонала  организации, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.

Руководителям следует уметь выявлять потребности, способности и цели работников, а  также учитывать различия в предпочтениях  вида поощрения.

Если необходимо повысить результативность работы, менеджеры должны помочь созданию атмосферы, способствующей улучшению деятельности.

Выделяют три  основных вида трудовой мотивации:

* материальная;

* социальная (моральная);

* организационная  (административная).

Материальная  мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.

Социальная или  моральная мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относят также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.

Организационная (административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации - дисциплина труда, а ее результат - дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.

Административная  мотивация включает и меры поощрения, такие как объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.

Кроме общепринятой классификации методов мотивации, их можно разделить на индивидуальные и групповые, а также на внешние - вознаграждения, поступающие извне, и внутренние - вознаграждения, дающиеся самим трудом (ощущения значимости труда, самоуважения и т.п.).

Существует так  же компенсационный пакет работника  организации - это сумма средств от трудовой деятельности, выплаты и компенсации, связанные с условиями труда, доходы от собственности, выплаты и пособия, связанные с социальной защищенностью от инфляции, снижения уровня жизни, доплаты в связи с климатическими особенностями регионов, получаемые работником в организации.

Размер компенсационного пакета работника организации (Кп) можно рассматривать как функцию от следующих переменных:

КП = f (Л, ВО, РТ, ГР, РМ), (1.2)

где Л - личностные переменные, которые характеризуют  ожидание

работника, его  трудовой потенциал, компетенцию и  т.д.;

ВО - возможности данной организации, которые характеризуются ее финансовым состоянием, наличием объектов социального назначения, проводимой кадровой и социальной политикой и т.д.;

РТ - состояние  внутриорганизационного и внешнего рынка труда;

ГР - действующая  система государственного регулирования минимального размера оплаты и условий труда с учетом региональной и отраслевой специфики;

РМ - характеристики рабочего места или выполняемой  работы.

В данной зависимости  некоторые переменные имеют ту или  иную степень корреляции, например, отсутствие специалистов на внешнем рынке труда повышает ценность работника в организации, а следовательно, для его удержания в организации может быть установлен более высокий размер компенсационного пакета. Рассмотрим структура компенсационного пакета работника организации.

Основной частью компенсационного пакета работника  организации является заработная плата, которая включает:

1) тарифную часть  - оплату по тарифным ставкам  и окладам;

2) доплаты и  компенсации;

3) надбавки;

4) премии.

Информация о работе Мотивация и стимулирование деятельности как факторы повышения результативности труда