Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2011 в 20:08, курсовая работа
В России процесс формирования систем стимулирования труда происходит в сложных социально-экономических условиях. В стране не так много успешных предприятий. На каждом из них стараются создать свою собственную модель мотивации и стимулирования с учетом реальных условий экономической среды. Причем, некоторые топ - менеджеры формируют свои модели мотивации, основываясь по-прежнему на советском опыте, многие из прозападно ориентированных компаний внедряют на своих предприятиях зарубежные управленческие технологии.
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Cистемы стимулирования труда на предприятии
1.1 Сущность и значение процесса стимулирования труда на предприятии
1.2 Основные методы исследования системы стимулирования труда
Глава 2. Анализ системы мотивации и стимулирования труда работников ООО «Строймех»
2.1 Общие сведения об ООО «Строймех»
2.2 Организация стимулирования труда в ООО «Строймех»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
На предприятиях с низким уровнем зарплаты эффективны внешние стимулы: премии, социальные гарантии и тому подобное. Модель "кнута и пряника" Тейлора здесь вполне приемлема. Мотивационные факторы средне- и высокооплачиваемых работников разнообразнее и включают в себя внутренние стимулы. Один из важнейших - профессиональный рост. За переподготовкой кадров должны последовать повышение в должности, выполнение более сложных задач, увеличение зарплаты.
В любой организации процесс стимулирования во многом зависит от организационной культуры.
Если персонал хочет работать, квалифицирован, предан фирме и активен, то он обеспечит все необходимое - и постоянный приток клиентов, и высокое качество, и прибыль, и успешное развитие бизнеса. В этом случае организационная культура оказывается внутренней энергией, жизненной силой компании, мощным инструментом в борьбе с конкурентами, выступая в качестве важного фактора, мобилизующего скрытые резервы человеческих ресурсов компании.
Рассмотрим влияние,
оказываемое культурой
В отношении работников организации культура выполняет следующие функции:
адаптивную - обеспечивает вхождение новичков в организацию;
регулирующую - обеспечивает поддержание правил и норм поведения;
ориентирующую - направляет действия членов организации в нужное русло;
интегрирующую - объединяет действия всех членов организации;
мотивирующую -
побуждает сотрудников активно
участвовать а делах
Хотя традиционные факторы мотивации труда в организациях - заработная плата и продвижение по служебной лестнице - по-прежнему оказывают доминирующее влияние на персонал, в последние годы организационной культуре отводится все большее значение в мотивации деятельности работников фирмы.
Необходимо отметить, что в связи со сменой ценностных ориентации, как в обществе в целом, так и в организациях, в частности, в настоящее время в качестве преобладающих мотиваторов человеческой деятельности выделяются следующие:
любимое дело;
интересная работа;
дружный сплоченный коллектив;
свобода деятельности.
В связи с
тем что все эти мотиваторы
имеют социально-
При описании мотивационного процесса используются два неравнозначных понятия: стимулирование и мотивация. Это можно увидеть на рисунке 1.3
Рисунок 1.3 - Соотношение понятий "стимулирование" и "мотивация"
Система стимулирования на предприятии должна четко определять свои цели, устанавливать виды стимулирования в соответствии с достигаемыми результатами, определять систему оценки, период и сроки выплат вознаграждения.
Таким образом процесс стимулирования должен быть целевым и гласным, потому что ожидать от сотрудников улучшения эффективности и качества выполняемой работы можно только тогда, когда они знают, что их труд оплачивается справедливо.
Система стимулирования
должна соответствовать принципу: оплата
должна соответствовать труду.
1.2 Основные методы исследования системы стимулирования труда: российский и зарубежный опыт
Стимулирование,
как способ управления трудовым поведением
работника состоит в
Таблица 1.2 - Виды стимулирования
Форма стимулирования | Основное содержание | |
1 | 2 | |
1. Заработная
плата
(номинальная) |
Оплата труда наемного работника включает основную (сдельную, повременную, окладную) и дополнительную (премии, надбавки, доплаты за условия труда, совместительство, подросткам, кормящим матерям, за работу в праздничный дни, за сверхурочную работу) заработную плату. | |
2. Заработная
плата
(реальная) |
Обеспечение реальной
заработной платы путем:
1.Повышение тарифных
ставок в соответствии с 2.Введение компенсационных выплат; 3. Индексация
заработной платы в |
|
3. Бонусы | Разовые выплаты из прибыли предприятия (вознаграждения, премия, добавочное вознаграждение). За рубежом - это годовой, полугодовой, рождественский, новогодний бонусы, связанные, как правило, со стажем работы и размером получаемой заработной платы. Различают следующие виды бонусов: за отсутствие прогулов, экспортный, за заслуги, за выслугу лет, целевой). | |
4. Стимулирование свободным временем | Регулирование времени по занятости путем: 1) предоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора отпуска и т.д.; 2) организация гибкого графика работы; 3) сокращение длительности рабочего дня за счет высокой производительности труда.. редоставление работнику за активную и творческую работу дополнительных выходных, отпуска, возможности выбора отпуска и т.д.; | |
5. Трудовое
или организационное |
Регулирует поведение работника на основе измерения его удовлетворенности работой и предполагает наличие творческих элементов в его труде, возможность участия в управлении, продвижении по службе в пределах одной и той же должности, творческие командировки. | |
6. Продажа
товаров, выпускаемых |
Выделение средств на скидку при продаже этих товаров. | |
7. Стипендиальные программы | Выделение средств на образование (покрытие расходов на образование на стороне). | |
8. Программы обучения персонала | Покрытие расходов на организацию обучения (переобучения). | |
9. Организация питания | Выделение средств на организацию питания на предприятии; выплату субсидий на питание. | |
10. Программы медицинского обслуживания | Организация медицинского обслуживания или заключение договоров с медицинскими учреждениями. Выделение средств на эти цели. | |
11. Оплата
транспортных расходов или |
Выделение средств
на: 1)оплата транспортных расходов; 2)приобретение
транспорта: а) с полным обслуживанием
(транспорт с водителем |
|
Социальный пакет. В отдельную группу способов можно выделить социальные стимулы (соцпакет), регулирующие прежде всего потребности в безопасности. В России старые механизмы удовлетворения этой потребности (пенсионное обеспечение, медицинская помощь и т.д.) разрушены, а новые не созданы. Поэтому данная группа особенно важна. 14; 313 Представление о некоторых видах социальных стимулов дано в таблице 1.3
Таблица 1.3 - Виды социальных стимулов
Стимулы | Достоинства и недостатки стимула | |
Оплата найма жилья, расходов на жилье | Большие расходы для работодателя. Налоговые льготы | |
Предоставление машины, оплата расходов на ее содержание, транспорт, автобус фирмы | Экономия за счет оптовых продаж услуг. Налоговые льготы. | |
Питание на работе | Экономия за счет оптовых продаж услуг. Налоговые льготы. | |
Оплата занятий спортом, клубов, баз отдыха | Экономия за счет оптовых продаж услуг. Налоговые льготы. | |
Учеба, повышение квалификации | Большие расходы для работодателя. Налоговые льготы | |
Туристические поездки | Экономия за счет оптовых продаж услуг. | |
Пикники | Экономия за счет оптовых продаж услуг. Небольшие расходы для работодателя. | |
Дополнительные отпуска, выходные. | Большие расходы для работодателя. | |
Гарантии по кредиту | Небольшие расходы для работодателя. | |
Кредиты | Небольшие расходы для работодателя. |
Сегодня много
говорится о мотивации
Многие методы стимулирования персонала не новы, они есть в учебниках по мотивации, про них пишут в прессе, часть из них можно просто взять из практики (люди приносят с собой эти идеи, приходя из других компаний, просто как свои пожелания и т. п.). Однако самым важным при построении системы мотивации в любой компании не только построить саму систему, но и претворить ее в жизнь. Идея использования мотивации в компании должна быть созревшей и осознанной.
Стимулирование должно соответствовать потребностям, интересам и способностям персонала организации, т.е. механизм стимулирования должен быть адекватен механизму мотивации работника.
Руководителям следует уметь выявлять потребности, способности и цели работников, а также учитывать различия в предпочтениях вида поощрения.
Если необходимо повысить результативность работы, менеджеры должны помочь созданию атмосферы, способствующей улучшению деятельности.
Выделяют три основных вида трудовой мотивации:
* материальная;
* социальная (моральная);
* организационная (административная).
Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств (развитие сферы расходования полученных трудовых доходов). К дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера в выходные дни и во время отпуска, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.
Социальная или
моральная мотивация основана на нравственных
ценностях человека, осознании работником
своего труда как определенного долга
перед обществом, понимании ценности и
полезности этого труда. К данной категории
относят также побудительные мотивы, связанные
с творческой насыщенностью и содержательностью
труда, относительно благоприятными его
условиями, взаимоотношениями в трудовом
коллективе, отношениями между работником
и его руководителем, возможностью профессионально-
Организационная (административная) мотивация опирается на закрепленное законом право администрации (работодателя) требовать от работников соблюдения принятых правил трудовой деятельности. Основа этого вида мотивации - дисциплина труда, а ее результат - дисциплинарная ответственность, предусматривающая меры воздействия на работника за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
Административная мотивация включает и меры поощрения, такие как объявление благодарности, выдача премии, награждение ценным подарком, награждение Почетной грамотой, занесение в Книгу почета и на Доску почета.
Кроме общепринятой
классификации методов
Существует так
же компенсационный пакет
Размер компенсационного пакета работника организации (Кп) можно рассматривать как функцию от следующих переменных:
КП = f (Л, ВО, РТ, ГР, РМ), (1.2)
где Л - личностные переменные, которые характеризуют ожидание
работника, его трудовой потенциал, компетенцию и т.д.;
ВО - возможности данной организации, которые характеризуются ее финансовым состоянием, наличием объектов социального назначения, проводимой кадровой и социальной политикой и т.д.;
РТ - состояние внутриорганизационного и внешнего рынка труда;
ГР - действующая система государственного регулирования минимального размера оплаты и условий труда с учетом региональной и отраслевой специфики;
РМ - характеристики рабочего места или выполняемой работы.
В данной зависимости некоторые переменные имеют ту или иную степень корреляции, например, отсутствие специалистов на внешнем рынке труда повышает ценность работника в организации, а следовательно, для его удержания в организации может быть установлен более высокий размер компенсационного пакета. Рассмотрим структура компенсационного пакета работника организации.
Основной частью компенсационного пакета работника организации является заработная плата, которая включает:
1) тарифную часть - оплату по тарифным ставкам и окладам;
2) доплаты и компенсации;
3) надбавки;
4) премии.