Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность и значение мотивации в организации персонала.
Задачи: рассмотреть теоретические аспекты мотивации, ознакомится с новыми направлениями мотивирования работников, проанализировать мотивацию труда на предприятии общественного питания ООО «Венеция», разработать рекомендации и предложения по совершенствованию системы мотивации на предприятии общественного питания.
Введение 3
1 Теоретические основы мотивации персонала ……. …………… 5
1.1 Основные понятия……………………………………………. . 5
1.2 Сущность, цели и задачи мотивации, ее механизм, структура 7
1.3 Парадигма современных теорий мотивации 21
2. Анализ состояния мотивации на примере ООО «Венеция» 39
2.1.Характеристика предприятия……………………………………… 39
2.2 Система управления персоналом и методы мотивирования работников ………………………………………………………………………40
3 Предложения по совершенствованию мотивации персонала 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия:
а) усилие,
б) старание,
в) настойчивость,
г) добросовестность,
д) направленность.
Это именно то, на что в деятельности человека оказывает воздействие мотивация.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы. Он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. Рабочие занимаются тяжелым физическим трудом, соглашаются работать дополнительные часы, выдерживают большое напряжение, потому что уверены, что эти отрицательные аспекты их работы приемлемы, учитывая то, что они получат как вознаграждение. Это так же на прямую зависит и от того, на - сколько работник мотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Один работник может быть 6езразличен к качеству своего труда, в то время как другой будет стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.
1.3 ПАРАДИГМА СОВРЕМЕННЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ
В настоящее время организация эффективной системы мотивации работников является одной из наиболее сложных практических проблем управления.
Типичными проблемами, связанными с низкой мотивацией сотрудников являются:
Необходимо помнить, что каждый человек - это уникальный и сложный мир, обладающий множеством особенностей включения его в общественную экономическую жизнь страны. Облик человека в современном рыночном хозяйстве можно представить как совокупность трех образов: Я - внутреннее личное, Я — производственное, Я - социальное общественное. Каждому из этих образов соответствует своя группа потребностей, мотивов и стимулов. Для анализа этих союзов следует применять ситуационный подход, поскольку в различных аспектах своей жизнедеятельности к принятию решений подходят с различных позиций: где-то преобладает Я - социальное, где-то Я - личное.
Атмосфера, благоприятствующая или, наоборот, препятствующая формированию положительных Я — образов и позитивной мотивации работника, создается теми критериями и ценностями, которые определяют работу социально-экономического механизма рыночного хозяйства. Обеспечение свободной конкуренции с помощью честных правил игры, удовлетворение разнообразных социально-политических интересов трудящихся, стабилизация и сбалансированность товарно-денежной системы, высокие нравственные принципы развития свободы, демократии и прогресса способствуют правильному формированию и раскрытию внутренних и внешних Я - образов человека, выбору им своего места в рыночном хозяйстве, формированию его жизненных убеждений и твердой позиции, уверенности в будущем. Это воздействие приобретает свою интегрированную завершенную форму на конкретном рабочем месте, в учреждении или на предприятии. При этом политика самого предприятия не должно приходить в противоречие с той системой взглядов, норм, ценностей, отношений к труду, которая формировалась в человеке под воздействием социальной политики государства.
В настоящее время исследователей волнует следующее – как при мотивировании учесть индивидуальные особенности работника. И в этом плане автор считает интересным привязку метода мотивирования к мотивационному типу работника.
С точки зрения
современных психологов существует
7 форм стимулирования, которые обеспечивают
включение мотивационных
Таблица 1.1 - Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования.
Формы стимулиро-вания |
Мотивационный тип | ||||
ЛЮ люмпени- зированный |
ИН инструмен- тальный |
ПРФ професси- ональный |
ПТР патрио- тический |
ХЭ хозяйст-венный | |
Негативные |
Базовая |
Нейтраль-ная |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Денежные |
Нейтральная |
Базовая |
Применима |
Нейтраль-ная |
Применима |
Натуральные |
Базовая |
Применима |
Нейтраль-ная |
Применима |
Нейтральная |
Моральные |
Нейтральная |
Запрещена |
Запрещена |
Базовая |
Нейтральная |
Патернализм |
Базовая |
Запрещена |
Запрещена |
Применима |
Запрещена |
Организацио-нные |
Запрещена |
Нейтраль-ная |
Базовая |
Нейтраль-ная |
Применима |
Участие в управлении |
Запрещена |
Нейтраль ная |
Применима |
Применима |
Базовая |
Различают следующие «чистые» типы мотивации:
С учетом особенностей характера и содержания интересов мотивационная структура человека может быть представлена как сочетание всех или некоторых из перечисленных мотивационных типов в определенной пропорции. Для описания мотивационной структуры человека можно использовать так называемый мотивационный профиль, который показывает степень выраженности конкретного мотивационного типа. Каждый человек обладает своим мотивационным профилем. Более того, на основании индивидуальных мотивационных профилей сотрудников может быть составлен мотивационный профиль организации. Знание и того и другого позволяет выстраивать эффективную систему стимулирования.
Классификация методов мотивации труда приведена на рис. 1.7, 1.8.
Рисунок 1.7 – Методы мотивации труда
Рисунок 1.8 –
Социально-психологические
Рассмотрим самое распространенное материальное стимулирование.
Деньги являются
универсальным средством
Что делает деньги
столь привлекательным инструме
1. Ненасыщаемость - основная характеристика и преимущество денег как мотивационного подкрепления. Денег не бывает слишком много ими сложно насытиться. От обилия пищи, воды может наступить пресыщение, с деньгами этого не происходит, поскольку за них можно приобрести множество разнообразных благ.
2. С помощью денег можно откладывать удовлетворение многих потребностей на будущее. Это рождает чувство защищенности и уверенности в будущем, удовлетворяет потребность в безопасности.
3. Деньги подкрепляют любую деятельность и в любой момент времени, что делает их универсальным мотивационным средством. С их помощью можно стимулировать выполнение работы, ее количество, качество, неформальные аспекты деятельности, творчество, новаторство, лояльность.
4. В отличие от большинства мотивирующих средств деньги могут быть точно измерены. Таким образом, они служат критерием или мерой сравнения с другими людьми. Повышение заработной платы или дохода также является мерой карьерного роста человека.
5. Деньги в форме призов, надбавок или специальных премий могут служить средством выражения признания и благодарности.
6. Откладывание и экономия денег - самый удобный способ накопления богатства. Богатство (или деньги в этом значении) отражает покупательную способность.
Обзор исследований роли материального вознаграждения как мотивационного фактора свидетельствует о неоднозначности результата. Деньги, согласно разным опросам, занимают с 3 по 7 места в иерархии мотивов, побуждающих к трудовой деятельности. Помимо материального интереса важны стремление к самореализации, самоутверждению, интересная работа, дружный коллектив и др.
Сколько же нужно человеку денег? Риторический вопрос Вероятно столько, чтобы о них не думать. Как же определить эту границу и, более того как добиться совпадения потребностей в деньгах с возможностями их получения (насколько это действительно возможно)? В решении этого вопроса участвуют две противоположно заинтересованные стороны: работодатель и работник, правда, под контролем соответствующего законодательства.
В большинстве стран мира основой решения вопроса о денежном вознаграждении являются коллективные либо индивидуальные договоры, содержащие конкретную шкалу или сумму вознаграждения. Пол работника не может служить обоснованием для дискриминации в области вознаграждения в соответствии с большинством национальных законодательств, а также в соответствии с принципами, установленными конвенциями МОТ (Конвенция 110).
Тарифы, которые
носят детальный характер, могут
применяться непосредственно
В результате работник получает заработную плату, определяемую не индивидуальным поведением, а его местом в рамках определенной классификации.
Более высокие показатели работы могут служить основанием продвижения в более высокую категорию, а не повышение зарплаты в рамках данной категории при фиксированных тарифах. Эта система удовлетворяет и профсоюзы, так как препятствует конкуренции между работниками предпринимателем, рассматривающим вознаграждение лишь в качестве издержек. Однако она абсолютно не способствует развитию трудовой мотивации работника, поскольку для него потребность не является величиной постоянной, а колеблется в определенных границах, устанавливаемых не законодательством и не договором, а уровнем развития его личных потребностей и возможностей. Существуют три уровня развития личных потребностей: удовлетворяемый, действительный и абсолютный.