Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 21:21, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть сущность и значение мотивации в организации персонала.
Задачи: рассмотреть теоретические аспекты мотивации, ознакомится с новыми направлениями мотивирования работников, проанализировать мотивацию труда на предприятии общественного питания ООО «Венеция», разработать рекомендации и предложения по совершенствованию системы мотивации на предприятии общественного питания.
Введение 3
1 Теоретические основы мотивации персонала ……. …………… 5
1.1 Основные понятия……………………………………………. . 5
1.2 Сущность, цели и задачи мотивации, ее механизм, структура 7
1.3 Парадигма современных теорий мотивации 21
2. Анализ состояния мотивации на примере ООО «Венеция» 39
2.1.Характеристика предприятия……………………………………… 39
2.2 Система управления персоналом и методы мотивирования работников ………………………………………………………………………40
3 Предложения по совершенствованию мотивации персонала 43
Заключение 47
Список использованных источников 49
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.2 Сущность, цели и задачи мотивации, ее механизм, структура 7
1.3 Парадигма современных теорий мотивации 21
2. Анализ состояния мотивации на примере ООО «Венеция» 39
2.1.Характеристика предприятия……………………………………… 39
2.2 Система управления персоналом и методы мотивирования работников ………………………………………………………………………40
Заключение 47
Список использованных
источников
ВВЕДЕНИЕ
На любом предприятии главным ресурсом является человеческий. Ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства - все это ведет к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Мотивация же является актуальным элементом этого процесса, который обеспечивает взаимность интересов работодателя и персонала и гарантирует эффективность деятельности организации.
Мотивация - это комплекс мотивов, побуждающих или не побуждающих к определенным поступкам, это создание системы стимулов, необходимых для достижения цели организации.
Удовлетворенность
работника предприятия
Периодическая оценка удовлетворенности трудом персонала фирмы помогает выявить «слабые звенья» в структуре управления персоналом, разработать систему дополнительных стимулов, позволяющих устранить или компенсировать наименее удовлетворяющие персонал факторы труда.
Этим объясняется актуальность выбранной темы.
Цель работы
- рассмотреть сущность и значение
мотивации в организации
Задачи: рассмотреть теоретические аспекты мотивации, ознакомится с новыми направлениями мотивирования работников, проанализировать мотивацию труда на предприятии общественного питания ООО «Венеция», разработать рекомендации и предложения по совершенствованию системы мотивации на предприятии общественного питания.
Объект исследования – предприятие общественного питания ООО «Венеция» г. Екатеринбург.
Предмет исследования - мотивация персонала на предприятии общественного питания.
При написании данной работы были использованы методы наблюдения и обобщения, анализа и структуризации.
В первой главе рассмотрены классические теории мотивации и новые направления развития этих теорий.
Во второй главе на конкретном предприятии общественного питания «Венеция» исследованы методы мотивации персонала и проанализирована эффективность применения методов. Там же представлены рекомендации по совершенствованию системы мотивации и управлением персонала.
Персонал (лат. personelis— личный) — это штатный (личный) состав работников предприятий и фирм. Социальная система предприятия разделяется на две основные подсистемы: управляющую и управляемую. Субъектом управления персоналом выступает управленческий персонал, а объектом — производственный персонал. К работающему по найму управленческому персоналу или, как их образно называют, "белым воротничкам" относят менеджеров и администраторов, работников умственного труда и специалистов, а также конторских служащих. К персоналу, который занят непосредственно на производстве и участвует в осуществлении технологического процесса — "синим воротничкам", в практике менеджмента чаще всего относят всех рабочих без разделения на группы основных, вспомогательных и обслуживающих.
Системный анализ позволяет рассматривать персонал как взаимосвязь структур, выделенных по различным признакам (см. Рис. 1.1)
Рисунок 1.1 - Структура персонала
Организационная структура – это состав и соподчиненность взаимосвязанных звеньев управления.
Функциональная структура отражает разделение управленческих функций между руководством и отдельными подразделениями.
Ролевая структура характеризует коллектив по участию в творческом процессе на производстве, коммуникационным и поведенческим ролям.
Социальная
структура характеризует
Штатная структура определяет состав подразделений и перечень должностей, размеры должностных окладов и фонд заработной платы.
Персонал –
это полный личный состав наемных
работников организации (за исключением
руководства), выполняющих различные
производственно-хозяйственные
Управление
персоналом — это система механизмов
и технологий кадровой деятельности
в целях достижения определенных
результатов. Это и организация
взаимодействия отдельных подсистем
кадрового обеспечения (обучения, профессионального
развития кадров, их профессионально-
Система управления персоналом включает в себя планирование и подбор, аттестацию и оценку персонала, мотивацию и стимулирование, обучение и развитие персонала. Вся это система соответственно имеет нормативно-правовую базу.
Мотивацию и стимулирование персонала рассмотрим более подробно.
Термин «мотив» – русифицированное французское слово «motif», в буквальном смысле слова обозначает «побуждение», или от латинского слова «moveo» – двигаю, повод к тому или иному действию, понимается как совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенной деятельности, задают ее границы и формы, придающих этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей (см. Рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Схема мотивации через потребности
Впервые слово «мотивация» употребил А. Шопенгауэр в статье “Четыре принципа достаточной причины” (1900-1910). Затем этот термин прочно вошел в психологический обиход для объяснения причин поведения человека и животных.
Проблему мотивации рассматрива
Мотивация — побуждения, вызывающие
активность организма и определяющие
ее направленность. Термин «мотивация»,
взятый в широком смысле, используется
во всех областях психологии, исследующих
причины и механизмы
В отличие от целей, мотивы актуально не осознаются субъектом: когда мы совершаем те или иные действия, то в этот момент мы обычно не отдаем себе отчета в мотивах, которые их побуждают. (Правда, нам не трудно привести их мотивировку, но она вовсе не всегда содержит в себе указание на их действительный мотив).
Мотивы, однако, не отделены от сознания. Даже когда мотивы не сознаются, то есть когда человек не отдает себе отчета в том, что побуждает совершать его те или иные действия, они все же находят свое психическое отражение, но особой форме – в форме эмоциональной окраски действий. Эта эмоциональная окраска, интенсивность, ее знак и ее качественная характеристика выполняет специфическую функцию, что и требует различать понятие эмоции и понятие личностного смысла. Их несовпадение не является, однако, изначальным: по-видимому, на более низких уровнях предметы потребности как раз непосредственно «метятся» эмоцией. Несовпадение это возникает лишь в результате происходящего в ходе развития человеческой деятельности раздвоения функций мотивов.
Таким образом, одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей личностный смысл; будем называть их смыслообразующими мотивами. Другие, сосуществующие с ними, выполняя роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) - порой остро эмоциональных, аффективных, лишены смыслообразующей функции; будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами.
И в целом, мотивационная сфера индивида определяет общую направленность личности.
Общая схема мотивационного процесса, отражающая его цикличность и многоступенчатость, а также взаимосвязь потребностей, мотивов и целей, представлена на рисунке 1.3.
Рисунок 1.3 - Схема упрощенной модели мотивации поведения.
Согласно теории А. Маслоу в основе поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп: первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Иерархия потребностей по А. Маслоу показана на Рисунке 1.4.
уровня или вторичные вырабатываются
Первичные заложены генетически |
Потребности самовыражения Это стремление реализовать способности к развитию или собственной личности.
Потребности в уважении включают Потребность в самоуважении, личностных достижениях, компетентности, признании, уважении другими.
Социальные потребности включают чувство принадлежности к кому- или чему- либо, чувство принятия другими, социального взаимодействия, привязанности поддержки.
Потребность в безопасности - это стремление чувствовать себя защищенным от физических и психологических опасностей окружающей среды. Физиологические потребности Обеспечивают выживание человека, к ним относятся потребности в еде, жилище, отдыхе, сексе. |
Рисунок 1.4 – Иерархия потребностей по А. Маслоу