Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 18:58, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование мониторинга эффективности муниципального управления и выявление путей его усовершенствования на примере Самарской области. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть основные понятия «мониторинга», исследовать его виды
Рассмотреть управленческий вид мониторинга и выявить его функции
К 2009-му году во многих муниципальных образованиях была решена проблема реализации права выбора способа управления многоквартирным домом. В связи с этим на первый план вышли задачи, связанные со стимулированием создания конкурентного рынка поставщиков услуг управления общим имуществом многоквартирного дома. Об отсутствии такого рынка говорит ситуация, когда жители приходят к выбору в пользу непосредственного управления собственниками помещений или в пользу управления муниципальным или государственным учреждением либо предприятием (в отчетном году такая ситуация сложилась в городском округе Октябрьск, а также в большинстве муниципальных районов). Стоит отметить, что значение показателя «Доля организаций коммунального комплекса…, участие субъекта Российской Федерации и (или) городского округа (муниципального района) в уставном капитале которых составляет не более 25 процентов…» в среднем по области достаточно высоко (за 2009-й год оно возросло на 1,46% и составило 61,24%), что свидетельствует о том, что со стороны поставщиков коммунальных услуг рынок является гораздо более зрелым и развитым, чем среди управляющих организаций, выступающих в роли заказчика данных услуг.
Одним из проблемных оказался показатель «Доля объема отпуска коммунальных ресурсов, счета за которые выставлены по показаниям приборов учета». Средние значения показателей охвата приборами учета, несмотря на некоторый рост в отчётном периоде, характеризуются крайне низкими значениями – среднее по холодной воде составляло 31,23%, по горячей - 15,48%, по тепловой энергии - 13,28%. Ситуация, когда менее трети расхода ресурса контролируется и фиксируется приборами учета, не создает никаких стимулов к оптимизации – ни в процессе доставки ресурса, ни в процессе его потребления. Таким образом, энергоэффективность остается на низком уровне, хотя эта проблема особенно актуальна в контексте изменений, вносимых со следующего года в систему оценки деятельности органов местного самоуправления [7]. Особое внимание на группу показателей по охвату приборами учета следует обратить тем муниципальным образованиям, в которых низкие абсолютные значения по данным показателям сопровождаются большими объемами субсидирования предприятий ЖКХ из муниципального бюджета. В такой ситуации необходимо, как минимум, связать программы субсидирования с программами установки приборов учета.
В отчетном периоде темпы ввода жилья были совершенно несопоставимыми с имеющимися его объемами, а соответственно и с потенциальными потребностями в обновлении. Так как в большинстве муниципальных образований строительство «социального» жилья за счет муниципального бюджета практически не ведётся ввиду дефицитности последнего, для увеличения значений показателей годового вода жилья муниципальным образованиям следует сконцентрировать внимание на максимально полной и эффективной реализации полномочий по управлению и регулированию в сфере жилищного строительства, в том числе:
При создании рейтинга муниципальных образований приоритет был отдан динамике показателей, а не их абсолютным значениям. Таким образом, объективные различия в абсолютных значениях отошли на второй план, в то время как на первом оказалась оценка того, являются ли эти значения следствием развития (в 2008 году) или они инерционны (сопровождаются низкой положительной, нулевой или даже отрицательной динамикой). Кроме того, мониторинг явился первой попыткой проведения комплексного и независимого анализа социально-экономической обстановки в муниципальных образованиях и деятельности органов местного самоуправления.
Сводный рейтинг
муниципальных образований
Значение Rdyn(i) |
Значение Rabs(i) |
Рейтинг |
Оценка динамики социально-экономического развития |
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития муниципального образования |
А |
Высокая динамика социально-экономического развития в ключевых сферах ведения органов местного самоуправления. |
Высокий достигнутый
уровень социально- | ||
B |
Средняя динамика социально-экономического развития в ключевых сферах ведения органов местного самоуправления |
Средний достигнутый
уровень социально- | ||
C |
Низкая (отсутствует, негативная) динамика социально-экономического развития в ключевых сферах ведения органов местного самоуправления |
Низкий достигнутый
уровень социально- | ||
Нет данных |
D |
Оценка невозможна по причине не предоставления (предоставления с опозданием, недостоверности) данных для проведения оценки. |
В расчетах и формулах вес частным показателям присваивается с учетом следующих основных принципов:
Управление эффективностью, установление целевых и плановых значений частных показателей требует формирования качественной системы прогнозирования на основе установления взаимосвязей между показателями, действиями местных органов власти и влиянием внешних неконтролируемых факторов. Практика показывает, что установление таких взаимосвязей достаточно сложная и в большинстве случаев невыполнимая задача. Существующих статистических данных для построения соответствующих математических моделей недостаточно. Невозможно выявить и математически описать все факторы (помимо рассматриваемых показателей), которые оказывают влияние на значения показателей, а также просчитать, как частные показатели влияют на уровень социально-экономического развития в целом. Это делает практически невозможным разработку математической модели, позволяющей установить конкретные весовые значения показателей, выбирать оптимальное сочетание значений показателей и объема расходов бюджета. В мировой практике математические модели прогнозирования используются в основном для установления целевых и плановых значений, например, для формирования прогнозов по нескольким значимым социально-экономическим индикаторам (ВВП, инфляция, безработица и т.д.) или для оценки предстоящей динамики некоторых локальных показателей, оценки их зависимости от некоторых факторов, как правило, при исследовании определенной узкой сферы (например, проведение оценок влияния уровня образованности женщин на параметры младенческой смертности и т.п.). Основным способом установления связей между показателями, измеряющими результат деятельности органов государственного и муниципального управления, является установление логических, причинно-следственных связей. Установление логических связей основывается на здравом смысле и экспертных оценках.
Таким образом, вводится следующая интерпретация шкалы рейтинга муниципальных образований Самарской области по эффективности деятельности органов местного самоуправления в части комплексного социально-экономического развития муниципального образования:
Шкала рейтинга |
Оценка эффективности управления муниципальным образованием |
АА |
Очень высокая
эффективность деятельности органов
местного самоуправления. Муниципальное
образование имеет наивысший
среди других муниципальных образований
достигнутый уровень социально- |
АB |
Высокая эффективность
деятельности органов местного самоуправления.
Муниципальное образование |
АС |
Эффективность
деятельности органов местного самоуправления
выше среднего. Муниципальное образование
имеет низкий уровень социально-экономическо |
ВА |
Средняя эффективность деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное образование имеет наивысший уровень социально-экономического развития при низком уровне динамики развития ключевых сфер деятельности местных органов власти. |
ВВ |
Эффективность деятельности органов местного самоуправления ниже среднего. Муниципальное образование имеет средний уровень социально-экономического развития по сравнению с другими муниципальными образованиями при низком уровне динамики развития ключевых сфер деятельности местных органов власти. |
ВС |
Приемлемая эффективность деятельность органов местного самоуправления. Муниципальное образование имеет низкий уровень социально-экономического развития при низком уровне динамики развития ключевых сфер деятельности местных органов власти. |
СА |
Умеренно низкая эффективность деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное образование имеет высокий уровень социально-экономического развития при крайне низком уровне (отсутствии) динамики развития ключевых сфер деятельности местных органов власти. |
СВ |
Низкая эффективность деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное образование имеет средний уровень социально-экономического развития при крайней низком уровне (отсутствии) динамки развития ключевых сфер деятельности местных органов власти. |
СС |
Крайне низкая эффективность деятельности органов местного самоуправления. Муниципальное образование имеет низкий уровень социально-экономического развития при крайне низкой (отсутствии) динамики развития ключевых сфер деятельности местных органов власти. |
D |
Оценка невозможна по причине не предоставления (предоставления с опозданием, недостоверности) данных для проведения оценки. |
Каждому муниципальному образованию присвоена двойная рейтинговая оценка на основе отдельного значения ранга Rdyn(i) по динамике показателей эффективности и отдельного значения ранга Rabs(i) по абсолютным значениям показателей эффективности, что позволило выявить 11 муниципальных образований с наиболее высокими значениями рейтинга:
Наименование муниципального образования |
Рейтинг | ||
Динамика |
Достигнутый уровень | ||
муниципальный район Борский |
А |
А | |
муниципальный район Сергиевский |
А |
А | |
муниципальный
район Большеглушицкий |
А |
А | |
муниципальный
район Безенчукский |
А |
В | |
городской округ Сызрань |
В |
А | |
муниципальный район Кинель-Черкасский |
В |
А | |
городской округ Отрадный |
В |
А | |
муниципальный
район Богатовский |
В |
А | |
муниципальный
район Красноярский |
В |
А | |
городской округ Новокуйбышевск |
В |
А | |
муниципальный район Ставропольский |
В |
А |